Урок по теме Электризация тел.
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Электризация тел.»
Цели:
Образовательная:
- Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
- Добиться четкого усвоения законов взаимодействия одноименных и разноименных зарядов;
- Уметь решать качественные задачи по теме.
Воспитательная:
- Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;
- Пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.
Развивающая:
- Выделять электрические явления в природе и технике;
- Определять знак заряда наэлектризованного тела;
- Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
Мультимедийный проектор, экран, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные лоскуты, лоскуты из шелка, кусочки меха, пластмассовые линейки, кружочки бумаги, электрические султаны, гильзы на тонкой нити, воздушные шарики, штативы, полиэтиленовые и бумажные полоски.
Презентация к уроку.
Ход урока:
- Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель.
Здравствуйте ребята! Вы уже много знаете и умеете, но сегодня предстоит совершить еще одно открытие.
Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при ее помощи совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам).
Не получается. Что же делать?
Ученики. Сказать заклинание.
Учитель.
Попробую. АБРА – КОДАБРА – БУМ! Опять не получается…
А вспомните, что делал Алладин, когда доставал из лампы джина?
Ученики. Натирал лампу.
Учитель. Попробую и я натереть свою палочку (натирает палочку о мех и опускает в коробочку. Показывает учащимся, что к палочке прилипли легкие кусочки бумаги).
Получилось. А палочка то оказывается волшебная.
У вас на столах, ребята, есть палочки.… Проверьте, они тоже волшебные?
Опыт 1. Ученики натирают стеклянные палочки. СЛАЙД 1.
Да, к палочкам, после их натирания прилипают легкие предметы.
Учитель. А лоскутки ткани, меха о которые вы натирали палочки, обладают таким же свойством?
Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.
Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе легкие предметы.
СЛАЙД №2.
Учитель. В пятом веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.
Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково. Веретена из янтаря у меня нет, а бусы из янтаря имеются. Приблизим янтарь к мелким телам- нет никакого взаимодействия. Натрем янтарь о шерсть и снова приблизим- пушинки и соломинки притянулись к янтарю. Фалес пришел к выводу, что янтарь потертый о шерсть, электризуется.
«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».
А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?
Ученики. «Электризация».
II Изучение нового материала.
СЛАЙД № 3.
Учитель. Правильно «Электризация тел». Электризация это явления в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела. И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».
В своих опытах вы увидели, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши гипотезы.
Ученики. Наверное, одинаковыми. Они же все одинаково притягивали лёгкие пушинки.
Учитель. А как гипотезу проверить?
Ученики. Надо провести опыты. А какие?
Учитель. Проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ.
Опыт 2.Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.
Приборы и материалы: 1) полоски из полиэтилена; 2) полоска из бумаги.
Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то- же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.
Ученики. Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.
Учитель. Вы правы. В природе существует два рода зарядов. Вы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются.
А американский физик Бенжамин Франклин в 1778 г. изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» (эбонитовое) назвал отрицательным электричеством.
СЛАЙДЫ № 4, 5, 6
Одни тела электризуются, так же как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая, палочка - отрицательно. Итак, в природе существуют положительные заряды и обозначаются они знаком плюс и отрицательные заряды и обозначаются они знаком минус.
Если к наэлектризованной эбонитовой палочке будем подносить наэлектризованные тела из различных веществ, то мы увидим, что одни из них будут притягиваться к палочке, а другие отталкиваться. Тела, которые отталкиваются, будут иметь заряд такого же рода, что и на палочке, т. е. отрицательный, а которые притягиваются – заряд другого рода, т. е. положительный. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака (их ещё называют одноимённые), взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака (их называют разноимённые), взаимно притягиваются.
СЛАЙД № 7. Задания на определение зарядов тел по их взаимодействию.
1.Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков: не заряжена? Имеет одноименные заряды? Имеет разноименные заряды?
Физкультминутка. СЛАЙД № 8
Раз, два, три , четыре,
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево,
Всё мы делаем умело
Одну руку поднимаем,
Быстро шарик натираем.
И к бумажкам опускаем,
И ежа мы получаем!
Мы немного отдохнули и можем работать дальше.
Как вы думаете, можно наэлектризовать тела без трения друг о друга?(соприкосновение, удар, трением для увеличения площади поверхности)
Ученики. (Высказывают свои предположения).
Учитель. А как вы можете проверить, тела наэлектризованы или нет?
Ученики. Если тела наэлектризованы, то они будут взаимодействовать, т. е. либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга.
СЛАЙДЫ № 9 – 15.
Учитель. В жизни мы часто встречаемся с явлением электризации тел и не задумываемся об этом. Волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской. Свитер «трещит», когда его снимаешь.
Так обстоит дело с электрическим котом.
Вы наверное слышали, что существует на свете электрический угорь и электрический скат. Охотясь, они поражают свои жертвы электрическим разрядом. Ну, а электрический кот? Где водится это загадочное животное? Оказывается, "электротехнические способности" есть у каждого самого обычного кота. Но не каждый кот годится для опытов. Кот нужен смирный, добродушный и чистый. Кот- неряха не подойдет: его шерсть плохо электризуется. В сухой морозный день дайте коту погреться у печки или батареи отопления, чтобы его шубка стала вполне сухой. Вымойте руки, вытрите их досуха и возьмите кота левой рукой под грудку, а правой рукой быстро гладьте кота "по шерсти": от головы к хвосту. Скоро вы почувствуете в руках легкое покалывание и услышите тихий треск. Если делать этот опыт в темноте, то, когда глаза привыкнут, вы увидите, как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками. Кота этот опыт не особенно беспокоит. Но все же его терпение может покинуть в самый ответственный момент. И тогда вместо искр в вашу руку вонзятся острые когти!
Знаменитый американский изобретатель Эдисон, тот самый, что изобрел фонограф- прибор для записи и воспроизведения звука, сделал много важных изобретений и в области электротехники. Он изобрел лампочку накаливания, патрон к ней, выключатель и создал первую систему электрического освещения. Так вот, еще мальчишкой Томми Эдисон делал опыты с электричеством, добытым из котика. Можно сказать, что это симпатичное животное мурлыкало у колыбели электротехники.
Во время сильной метели огромные массы снега стремительно несутся по воздуху. При этом происходит электризация снежинок за счет трения о поверхность земли, о воздух, а также за счет столкновения частиц друг с другом. В воздухе можно видеть искры.
В типографиях при печати книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень электризуется, а от этого закручивается и рвется, поэтому воздух в производственных помещениях увлажняют, делая его проводником электричества. Благодаря этому заряды на бумаге не скапливаются, а "стекают" с нее, предохраняя от порчи. СЛАЙД №16.
III Закрепление и углубление знаний. Практическое применение знаний.
Работа с кейсами. СЛАЙД №17.
СЛАЙД № 18. Кейс 1.(раздать в печатном виде).
СЛАЙД № 19. Кейс 2.
СЛАЙД № 20. Кейс 3.
- Я вам предлагаю тест-экспресс для первичного контроля и коррекции знаний (программирование заданий). Каждый ответ имеет свой шифр, который записан буквами, а ниже есть полоска ответов, ее вы и заполняете шифрами. Время даю 2 – 3 минуты.
Укажите шифр правильного ответа | Шифр | Ответы |
| Б | …заряд эбонитовой палочки, потертой о шерсть |
| В | …отталкиваются |
| З | …каучук с примесью серы |
| М | …все тела, оба тела |
| Р | …заряд стеклянной палочки, потертой о шелк или бумагу |
| Д | …притягиваются |
| Ж | …эбонитовая палочка, потертая шерсть, и стеклянная, потертая о шелк |
| К | …явление, при котором в результате соприкосновения тела электризуются и притягивают к себе легкие предметы |
| Н | …две наэлектризованные пластинки оргстекла, потертые о шелк |
Полоска для ответов обучающихся
Номера вопросов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Фамилия |
Ответы |
Полоска - дешифратор
Вариант 1 | К | М | Б | Р | Д | В | Ж | З | Н |
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель. Итак, мы снова уходим с урока, совершив еще одно открытие, прибавив еще немножко к нашему знанию. Но чтобы все знание оставалось с вами, необходимо поработать и дома.
Домашнее задание. СЛАЙД № 21.
Спасибо всем за работу на уроке, за взаимодействие.
Попробуем все сведения об электризации получить из опыта. Каждая группа получит свое задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты. Внимательно прочитайте свои задания, постарайтесь не отвлекаться, все результаты записывайте в тетрадь. На выполнение опытов отводится 5-7 минут. (Ученики получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения. Столы, за которыми сидят ученики, рекомендую поставить ,если это возможно, "амфитеатром", т.к. во время обсуждения своих заданий ученики смогут демонстрировать опыт всему классу, не выходя к демонстрационному столу, что сэкономит время урока).
Задание 1.
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из эбонита и сухой мех. Что вы наблюдаете? Потрите палочку о мех и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с эбонитовой палочкой и с мехом? Сделайте вывод об электризации меха и эбонита . Каким способом можно наэлектризовать мех и эбонитовую палочку.
Оборудование: гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити на штативе, эбонитовая палочка , кусочек меха
Задание 2.
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из стекла и кусочек шёлка. Что вы наблюдаете? Потрите стеклянную палочку о шёлк и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с шёлком и стеклянной палочкой? Сделайте вывод об электризации шёлка и стеклянной палочкой. Каким способом можно их наэлектризовать?
Оборудование: гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити на штативе, палочка из стекла и кусочек шёлк
Задание 3.
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из пенопласта и кусочек полиэтилена. Что вы наблюдаете?
Потрите палочку из пенопласта о полиэтилен и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с полиэтиленом и пенопластом? Сделайте вывод об электризации пенопласта и полиэтилена . Каким способом можно их наэлектризовать?
Задание 4.Укрепите на острие кусок водопроводной трубы(посредине трубы просверлено несквозное отверстие для острия) и поднесите к трубе наэлектризованную о мех эбонитовую палочку. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о действии наэлектризованных тел на тяжёлые тела.
Оборудование: штатив с остриём, кусок водопроводной трубы, просверленный посредине, эбонитовая палочка, кусок меха.
Задание 5. Поднесите наэлектризованную о шёлк стеклянную палочку к струйке воды , вытекающей из водопровода. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о электризации воды.
Задание 6. Зажгите свечу и поднесите к ней наэлектризованную трением о бумагу пластмассовую палочку. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о электризации пламени свечи.
Задание 7.
Уравновесьте пластмассовую линейку на электрической лампе ,ввёрнутой в патрон, и приблизите к ней другую такую же линейку. Что вы наблюдаете? Затем наэлектризуйте трением о фланель поочередно эти линейки и опыт повторите. Что вы наблюдаете? Как взаимодействуют заряды одного рода?
Оборудование: электрическая лампа на подставке, две пластмассовые линейки ,кусок фланели.
Задание 8.
Линейку из оргстекла уравновесьте на электрической лампе, ввёрнутой в патрон и преподнесите к ней кусок фланели. Что вы наблюдаете? Затем наэлектризуйте трением о фланель линейку и повторите опыт. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод: одинаков ли вид заряда, приобретаемый линейкой и кусочком фланели путём трения? Как взаимодействуют заряды 2-х различных видов?
Оборудование: электрическая лампа на подставке, линейка из оргстекла, кусок фланели.
Заканчиваем работу, переходим к обсуждению результатов.
Фалес считал, что электризоваться может только янтарь. А что наблюдали ребята, выполнявшие 1-ое задание.
Ученик А: Мы поочерёдно поднесли к гильзе из фольги кусок меха и эбонитовую палочку. Никакого взаимодействия не наблюдалось. Затем потёрли палочку о мех и снова поднесли их к гильзе. Мы заметили, что гильза притягивается как к эбонитовой палочке, так и к меху.
(Ученики показывают опыт всему классу).
Учитель: Тело, которое после натирания приобретает свойство притягивать к себе другие тела, называют наэлектризованным, заряженным или имеющим эклектический заряд.
Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки, потёртой о мех, назвали отрицательным.
Можно ли наэлектризовать другие тела трением?
Ученик В: Да, можно. Например, после натирания о шёлк стеклянной палочки и палочка и шёлк притягивают лёгкую гильзу из фольги.
Учитель: Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки, потёртой о шёлк, назвали положительным.
Ученик С: А мы к гильзе поднесли пенопласт, потёртый о полиэтилен. Гильза притянулась и к пенопласту и к полиэтилену.
Учитель: В рассмотренных опытах мы наблюдали действие электрических сил на мелкие тела. Посмотрим, действуют ли электрические силы на более тяжелые тела.
Ученик Д: В нашем опыте к тяжёлой водопроводной трубе, укреплённой на острие, мы поднесли наэлектризованную палочку. Мы увидели, что труба медленно поворачивается к палочке.
Учетель: Во всех рассмотренных случаях наэлектризованная палочка притягивала твёрдые тела. Могут ли электризоваться жидкости и газы?
Ученик Е: Если к струйке воды поднести наэлектризованную палочку, то она искривиться., т.к начнёт притягиваться к палочке.
Ученик Ж: Наэлектризованная палочка притягивает и пламя свечи. Пламя отклоняется при приближении заряженной палочки.
Учитель: На самом деле, электризуются все тела.
Рассмотрим свойства заряженных тел более подробно. Выясним, как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака . Ребята проводили такой эксперимент. Что же у них получилось?
Ученик З: Две линейки из оргстекла мы наэлектризовали трением о фланель, тем самым сообщив им заряды одного знака. Первую линейку укрепили на лампочке, укреплённой в патроне, вторую, держа в руке, поднесли к первой. Мы заметили, что палочка, находящаяся на лампочке отталкивается от той, которая в руке. Таким образом, тела, имеющие заряды одного вида, отталкиваются.
Учитель: Возникает вопрос, одинаков ли вид заряда, приобретаемый линейкой и кусочком фланели путём трения? Послушаем ответы ребят
Ученик И: Мы приблизили кусочек фланели к наэлектризованной им линейке. Мы увидели, что линейка притягивается к фланели. Значит заряды на линейке и кусочке фланели разных видов. Тела, имеющие заряды разного вида, притягиваются друг к другу.
Учитель: Заряды одного знака (оба положительные или оба отрицательные) называют одноимёнными, а заряды разных знаков- разноимёнными. Таким образом, одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные -притягиваются.
В жизни мы часто встречаемся с явлением электризации тел и не задумываемся об этом. Так обстоит дело с электрическим котом.
Ученик Д: Вы наверное слышали, что существует на свете электрический угорь и электрический скат. Охотясь, они поражают свои жертвы электрическим разрядом. Ну, а электрический кот? Где водится это загадочное животное? Оказывается, "электротехнические способности" есть у каждого самого обычного кота. Но не каждый кот годится для опытов. Кот нужен смирный, добродушный и чистый. Кот- неряха не подойдет: его шерсть плохо электризуется. В сухой морозный день дайте коту погреться у печки или батареи отопления, чтобы его шубка стала вполне сухой. Вымойте руки, вытрите их досуха и возьмите кота левой рукой под грудку, а правой рукой быстро гладьте кота "по шерсти": от головы к хвосту. Скоро вы почувствуете в руках легкое покалывание и услышите тихий треск. Если делать этот опыт в темноте, то, когда глаза привыкнут, вы увидите, как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками. Кота этот опыт не особенно беспокоит. Но все же его терпение может покинуть в самый ответственный момент. И тогда вместо искр в вашу руку вонзятся острые когти!
Знаменитый американский изобретатель Эдисон, тот самый, что изобрел фонограф, сделал много важных изобретений и в области электротехники. Он изобрел лампочку накаливания, патрон к ней, выключатель и создал первую систему электрического освещения. Так вот, еще мальчишкой Томми Эдисон делал опыты с электричеством, добытым из котика. Можно сказать, что это симпатичное животное мурлыкало у колыбели электротехники.
Ученик Е: Во время сильной метели огромные массы снега стремительно несутся по воздуху. При этом происходит электризация снежинок за счет трения о поверхность земли, о воздух, а также за счет столкновения частиц друг с другом. В воздухе можно видеть искры.
Ученик Ж: В типографиях при печати книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень электризуется, а от этого закручивается и рвется, поэтому воздух в производственных помещениях увлажняют, делая его проводником электричества. Благодаря этому заряды на бумаге не скапливаются, а "стекают" с нее, предохраняя от порчи.
Ученик 3: Явление электризации лежит в основе одного из методов получения дактилоскопических отпечатков. При соприкосновении пальцев с купюрой на ней остаются положительно заряженные частицы золотой пыли, наносимой на купюру, создавая видимые отпечатки.
Учитель: В качестве закрепления предлагаю вам ответить на вопросы теста
Тест.
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
1. Тело, которое наэлектризовано:
:нагревается.
:охлаждается:
:приходит в движение.
:притягивает к себе другие тела.
2. Электрические заряды бывают:
:положительными.
:отрицательными.
:положительными и отрицательными.
:разными.
3. Как взаимодействуют наэлектризованные тела?
Тела с зарядами одного знака притягиваются.
Тела с зарядами разного знака отталкиваются.
Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного-притягиваются.
4. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?
№ 1.
№ 2.
№ 3.
Нет правильного изображения.
5. Какие бумажные цилиндрики, показанные на рисунке, не заряжены, а каким сообщены одноименные заряды?
№ 3; № 1.
№ 3; № 2.
№ 1; № 3.
№ 1; № 2.
6. В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться?
№ 1 и № 3.
№ 2 и № 4.
№ 2 и № 4.
№ 2и № 3.
7. Два тела, обладая положительным зарядом, отталкиваются. Как они будут взаимодействовать, если одно из них приобретет отрицательный заряд? Если отрицательно наэлектризованными станут оба тела?
Притянутся в обоих случаях.
В том и другом случае оттолкнутся.
Притянутся; оттолкнутся.
Оттолкнутся; притянутся.
8. К наэлектризованным шарам, знаки зарядов которых неизвестны, подносят палочки с зарядом известного знака. На каком рисунке показан шар, имеющий отрицательный заряд?
№ 1.
№ 2.
№ 3.
Затем можно разобрать в качестве закрепления материала №1169, №1170 В. И. Лукашик, Е. В. Иванова "Сборник задач по физике".
Подвести итоги урока и задать домашнее задание.
Список использованной литературы.
- Л.Гальперштейн "Забавная физика" Москва, "Детская литература" 1993 г.
- Л.В.Тарасов "Физика в природе" Москва "Просвещение" 1988 г.
- В.А.Касьянов "Физика 10 класс" Москва "Дрофа" 2001 г.
- Н.М.Шахмаев,А.В. Бунчук. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-3-еизд., испр.-М.:Мнемозина,2009.
- http://www.220-volts.ru/i
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Электризация тел. Два рода зарядов" с использованием ЭОР
Данная работа выполнена на курсах по повышению квалификации по теме "ЭОР в образовательном процессе". Кроме того, этот урок был успешно проведен в классе. Это подтверждает важность и грамотность приме...
конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"
Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...
Методическая разработка урока по теме "Электризация"
В разработке представлен конспект урока и презентация. Цель презентации: наглядное представление содержания урока Задачи: - дополнение материала учебника историческими фактами - логичное пост...
Методическая разработка урока по теме "Электризация"
В разработке представлен конспект урока и презентация. Цель презентации: наглядное представление содержания урока Задачи: - дополнение материала учебника историческими фактами - логичное пост...
Разработка открытого урока по теме: "Электризация тел"
Разработка урока для 8 класса (по программе Перышкина А.В.)...
Урок по теме "Электризация тел" 8 класс
Урок и презентация к уроку...
Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Урок изучения новой темы в 8 классеМетод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.Результат: значительно повышается эффективность обу...