Конспекты уроков раздела"Электромагнитная индукция"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Поурочное планирование 5 уроков раздела "Электромагнитная индукция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_urokov_razdela_elektromagnitnaya_induktsiya_bormotova.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 8/8 Явление электромагнитной индукции.
Ход урока
1.1-1.3 Организационный момент
1.1 Приветствие учащихся.
1.2 Проверка готовности учащихся к уроку.
1.3 Сообщение темы и цели урока.
2.1 Актуализация знаний
2.1 Демонстрации с применением интерактивного учебного пособия (ИУП) «Наглядная физика. Магнитное поле. Электромагнетизм. ЭДС индукции в движущемся проводнике».
3.1-3.2 Изучение нового теоретического материала
3.1 Обсуждение демонстраций на основе представлений о явлении электромагнитной индукции, сформированных в 9 классе.
3.2 Написание краткого конспекта-плана, включающего понятия, формулы, закономерности
1) Магнитный поток
2) Формула магнитного потока
3) Способы изменения магнитного потока
4) Электромагнитная индукция
5) Закон Фарадея электромагнитной индукции
6) Правило Ленца
7) Формула ЭДС индукции в движущихся проводниках
4.1 Изучение новых алгоритмов решения задач
4.1 Решение заданий образовательного портала «Решу ЕГЭ»
Задания 13.3 Электромагнитная индукция.
Задания 16.1 Закон Фарадея, ЭДС индукции.
5.1 Домашнее задание
5.1 Демонстрируется на интерактивной доске каталог заданий образовательного портала Решу ЕГЭ. Обучающиеся записывают в дневниках: п. 8-13, Решу ЕГЭ 13.3, 16.1. Это означает, что домашнее задание заключается в самостоятельной деятельности обучающихся по изучению теоретического материала п. 8-13 (содержание конспекта-плана учится наизусть), самостоятельной деятельности обучающихся по применению новых алгоритмов решения задач по темам «Электромагнитная индукция. Закон Фарадея, ЭДС индукции».
1.4 Организационный момент
1.4 Объявление об окончании урока и пожелание успешной работы.
Урок 9/9 Самоиндукция.
Ход урока
1.1-1.3 Организационный момент
1.1 Приветствие учащихся.
1.2 Проверка готовности учащихся к уроку.
1.3 Сообщение темы и цели урока.
2.1 Мониторинг освоения нового теоретического материала
2.1 Краткий физический диктант на 3 варианта, дополненный вопросами: понятие, направление и формула силы Ампера, понятие, направление и формула силы Лоренца (о необходимости регулярного повторения этих вопросов обучающиеся предупреждены с момента их изучения).
3.1 Актуализация знаний
3.1 Демонстрации с применением интерактивного учебного пособия (ИУП) «Наглядная физика. Магнитное поле. Электромагнетизм. Опыт Генри».
4.1-4.2 Изучение нового теоретического материала
4.1 Обсуждение демонстраций на основе представлений о явлении электромагнитной индукции, сформированных в 9 классе.
4.2 Написание краткого конспекта-плана, включающего понятия, формулы, закономерности:
1) Самоиндукция
2) Индуктивность
3) Формула ЭДС самоиндукции
4) Проявления самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи
5) Формула связи магнитного потока, индуктивности, силы тока
6) Формула энергии магнитного поля
5.1 Изучение новых алгоритмов решения задач
5.1 Продолжение решения заданий образовательного портала «Решу ЕГЭ»
Задания 13.3 Электромагнитная индукция.
Задания 16.1 Закон Фарадея, ЭДС индукции.
6.1 Домашнее задание
6.1 Демонстрируется на интерактивной доске каталог заданий образовательного портала Решу ЕГЭ. Обучающиеся записывают в дневниках: п. 15-16, Решу ЕГЭ 13.3, 16.1. Это означает, что домашнее задание заключается в самостоятельной деятельности обучающихся по изучению теоретического материала п. 15-16 (содержание конспекта-плана учится наизусть), в продолжение самостоятельной деятельности обучающихся по применению алгоритмов решения задач по темам «Электромагнитная индукция. Закон Фарадея, ЭДС индукции».
1.4 Организационный момент
1.4 Объявление об окончании урока и пожелание успешной работы.
Урок 10/10 Энергия магнитного поля.
Ход урока
1.1-1.4 Организационный момент
1.1 Приветствие учащихся.
1.2 Проверка готовности учащихся к уроку.
1.3 Сообщение темы и цели урока.
1.4 Сообщение результатов мониторинга освоения нового теоретического материала в форме физического диктанта. При проверке работ обучающихся сначала дается качественная оценка «Правильно», «В целом правильно, но допущены ошибки», «В целом ошибочно, но есть элементы правильного», «Нет ответа или ответ ошибочен». Каждой качественной оценке соответствует первичный балл 5, 4, 3 и 0 (ноль) соответственно. Все первичные баллы суммируются, и сумма делится на общее количество заданий или вопросов. Получается средняя оценка с точностью до десятых, выраженная числами от 0,0 до 5,0. Эта оценка переводится в отметку по следующей шкале:
Оценка | Отметка |
0,0 – 2,4 | «2» |
2,5 – 3,4 | «3» |
3,5 – 4,4 | «4» |
4,5 – 5,0 | «5» |
Это эффективный способ оценивания результатов труда обучающегося. Он позволяет среди слабых учеников выявить тех, у кого возникли затруднения при самостоятельной работе, получивших, например, оценку 2,2 или 2,4, и выявить учеников, которые проигнорировали выполнение домашнего задания, чья отметка составила 0,0. Для сильных учеников важно, насколько безупречно они справились с работой. Для них большую разницу представляют результаты 4,6 и 5,0.
Отметки выставляются в журнал в колонки уроков 8/8 и 9/9
2.1-2.2 Мониторинг освоения алгоритмов решения задач
2.1 Тестирование по материалам образовательного портала «Решу ЕГЭ»
Задания 13.3 Электромагнитная индукция.
2.2 Самопроверка. На интерактивной доске появляется шаблон для проверки заданий. Ученики самостоятельно оценивают успешность решения заданий. По формуле «количество правильно выполненных заданий» × «5» : «общее количество заданий» вычисляют свою отметку с точностью до десятых и объявляют результаты учителю и одноклассникам. Перевод оценок в отметки осуществляется по приведенной выше шкале. Оценки являются предварительными и в журнал сразу не выставляются. Они будут выставлены по итогам текущего контроля и в случае существенной положительной динамики изменены в лучшую сторону.
3.1 Восполнение пробелов в освоении алгоритмов решения задач
3.1 Объяснение заданий, вызвавших затруднения при решении. Если затруднения возникли у всех учеников, то объясняет учитель. Если с заданиями справились сильные ученики, то им предоставляется слово.
5.1 Домашнее задание
5.1 Демонстрируется на интерактивной доске каталог заданий образовательного портала Решу ЕГЭ. Обучающиеся записывают в дневниках: повт. п. 8-16, Решу ЕГЭ 13.3, 16.1. Это означает, что необходимо дома самостоятельно восполнить пробелы в освоении теоретического материала, повторно поработать на сайте в соответствующих закладках.
1.5 Организационный момент
1.5 Объявление об окончании урока и пожелание дальнейшей успешной работы.
Урок 11/11 Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Ход урока
1.1-1.4 Организационный момент
1.1 Приветствие учащихся.
1.2 Проверка готовности учащихся к уроку.
1.3 Сообщение темы и цели урока.
1.4 Сообщение результатов текущего контроля освоения алгоритмов решения задач.
2.1 Текущий контроль освоения теоретического материала
2.1 Физический диктант на 4 варианта.
3.1-3.2 Изучение нового теоретического материала
3.1 Обсуждение гипотезы Максвелла о взаимосвязи переменных электрического и магнитного полей. Вывод о существовании электромагнитного поля.
3.2 Внесение в конспект-план понятия
1) Электромагнитное поле
4.1 Мониторинг освоения новых алгоритмов решения задач
4.1 Тестирование по материалам образовательного портала «Решу ЕГЭ»
Задания 16.1 Закон Фарадея, ЭДС индукции.
5.1 Домашнее задание
5.1 Демонстрируется на интерактивной доске каталог заданий образовательного портала Решу ЕГЭ. Обучающиеся записывают в дневниках: п. 17, Решу ЕГЭ 13.3, 16.1. Это означает, домашнее задание заключается в самостоятельной деятельности обучающихся по изучению теоретического материала по содержанию п. 17 (содержание конспекта-плана учится наизусть), в продолжении самостоятельной деятельности обучающихся по применению новых алгоритмов решения задач по темам «Электромагнитная индукция. Закон Фарадея, ЭДС индукции».
1.5 Организационный момент
1.5 Объявление об окончании урока и пожелание успешной работы.
Урок 12/12 Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»
Ход урока
1.1-1.5 Организационный момент
1.1 Приветствие учащихся.
1.2 Проверка готовности учащихся к уроку.
1.3 Сообщение темы и цели урока.
1.4 Сообщение результатов текущего контроля освоения теоретического материала в форме физического диктанта. Отметки выставляются в колонку урока 11/11.
1.5 Сообщение результатов мониторинга освоения алгоритмов решения задач в форме тестирования.
2.1 Восполнение пробелов в освоении алгоритмов решения задач
2.1 Объяснение заданий, вызвавших наибольшие затруднения на мониторинге (как правило – это задания, с которыми не справились «Наставники»). Восполнение пробелов у этих учеников особенно важно как для успешной сдачи ЕГЭ, так и для дальнейшего хода урока.
На запланированном уроке «Решение задач по теме «Электромагнитная индукция» требуют объяснения две группы задач: 1) на появление индукционного тока в двух проводящих рамках вблизи проводника с током; 2) на появление индукционного тока в рамке, пересекающей границу магнитного поля.
1.6 Организационный момент
1.6 Объявление деления класса на группы, каждая из которых включает в себя «Наставника» и нескольких «Учеников». Указанное деление применимо только конкретного урока и только по результатам предварительного мониторинга (в данном случае двух мониторингов). Для быстрого перераспределения пространства классной комнаты для удобства групповой работы обучающихся учитель перед уроком вносит корректировки в схему рассадки учеников в кабинете физики.
2.2 Восполнение пробелов в освоении алгоритмов решения задач
2.2 Групповая разъяснительная работа. Указанный вид деятельности полезен для всех учеников. «Наставники» (успешные и мотивированные на высокий результат обучающиеся), объясняя и проговаривая вслух способы решения заданий по теме «Электромагнитная индукция», сами глубже вникают в сущность исследуемых процессов и явлений, лучше запоминают алгоритмы решения заданий. У них появляется чувство ответственности и сопереживания своей группе. «Ученики» (менее успешные и слабо мотивированные обучающиеся) восполняют пробелы в знаниях, получают объяснения на более простом уровне (на уровне, в котором соотношение физических терминов и общеупотребительных слов смещается в сторону последних), приучаются, не стесняясь, задавать вопросы.
1.7 Объявление об окончании времени групповой работы. Получение обучающимися сборников, содержащие КИМ ЕГЭ по теме «Электромагнитная индукция» прошлых лет базового и повышенного уровня, и бланков для написания ответов. Объявление распределения обучающихся по вариантам. На отвороте классной доски распределение заданий из сборников по вариантам. «Наставники» получают индивидуальные карточки с качественными задачами повышенного уровня по теме «Электромагнитная индукция».
3.1 Текущий контроль освоения алгоритмов решения задач
3.1 Индивидуальная разноуровневая работа обучающихся:
1.8 Организационный момент
1.8 Объявление об окончании времени индивидуальной разноуровневой работы и начале самопроверки.
4.1 Рефлексия
4.1 На интерактивной доске появляется шаблон для проверки заданий. Ученики самостоятельно оценивают успешность решения заданий. Учитель просит поднять руку тех, у кого результат понизился, затем – остался неизменным, в завершении – повысился. Можно в случае большого разброса в результатах сделать то же самое по группам и выявить самого успешного «Наставника».
5.1 Домашнее задание
5.1 Подготовиться к контрольной работе. (Общий обзор тем, заданий и задач контрольной работы и общие рекомендации даются на дополнительном занятии, на которое обучающиеся приходят по своему 4.2 Приглашаются к доске сильные ученики продемонстрировать решение качественных задач повышенного уровня. Предложенные решения комментируются учителем. Данный этап урока может быть пропущен и перенесен на время дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ по физике.
1.9 Организационный момент
1.9 Объявление об окончании урока и пожелание дальнейшей успешной работы.
Технология объединения уроков в циклы решает проблему качественной подготовки к ЕГЭ по выбранным предметам в условиях сельских школ, в которых в старшем звене преобладают классы общего профиля. Так, например, в 2014 и в 2015 годах в МО Динской район ЕГЭ по физике сдавали 92 и 71 выпускник соответственно, из них 15 и 7 учеников БОУ СОШ №10. Таким образом, доля выпускников БОУ СОШ №10, сдавших ЕГЭ по физике составила 16% и 10% от общего количества. Все выпускники БОУ СОШ №10 преодолели порог успешности, результаты экзамена по физике были использованы ими при поступлении в вузы Краснодарского края и других регионов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Явление электромагнитной индукции"
Цель урока: формирование знаний о явлении электромагнитной индукции, опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока.Задачи урока:1. Образовательные: восприятие учащимися и пе...
Урок "Открытие электромагнитной индукции"
Модель личностно – ориентированного урока по теме:«Открытие электромагнитной индукции»....
Тема урока: «Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца» 11 класс
Урока: «Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца» 11 класс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема: ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ
Методическая разработка посвящена теме, имеющей огромное прикладное значение. В ней рассматриваются вопросы, связанные с раскрытием сущности явления электромагнитной индукции, разъяснением закона элек...
Презентация к уроку "Закон электромагнитной индукции"
Урок развития практических навыков, интерактивного обучения, формирования ценностного отношения к физическим знаниям....
Разработка урока "Явление электромагнитной индукции" (9 класс)
Разработка урока "Явление электромагнитной индукции" (9 класс)...
Конспект урока "Явление электромагнитной индукции"
Урок по теме "Явление электромагнитной индукции". Изучение нового материала...