Урок "Открытие электромагнитной индукции"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Григорьев Юрий Михайлович

Модель личностно – ориентированного урока по теме:

«Открытие электромагнитной индукции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_otkrytie_elektromagnitnoy_indukcii.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Модель личностно – ориентированного урока по теме:

«Открытие электромагнитной индукции».

  Дидактическая цель: создать условия для осознания новой учебной информации и включения субъективного опыта обучающихся в процессе познания.

  Цели по содержанию урока:

    1)общеобразовательная цель – сформировать представление о электромагнитной индукции, помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

     2)развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности;

    3)воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда; повышать интерес обучающихся к изучаемому материалу.

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

     Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, групповая, парная.

    Мотивация и целеполагание:

на столе располагаются два предмета: модель электромеханического индукционного генератора и сборная модель трансформатора, фонарик «Жучок».

  Проблема:  работа фонарика «Жучок».

1.Первичное усвоение материала. Получение фактов.

     В качестве источника информации используется «Хрестоматия по физике» под редакцией проф. Б.И.Спасского.

    Зачитываю выдержки из труда М.Фарадея «Экспериментальные исследования по электричеству». Текст: … недавно я добился положительных результатов, и при этом не только  оправдались мои надежды, но я получил в руки ключ, который, как мне кажется, открывает дверь к полному объяснению магнитных явлений Араго, а так же к открытию некоторого нового состояния, которое, быть может, играет большую роль в некоторых наиболее важных действиях электрических токов…».

2.Работа с учебником.

 Рассматривается устройство и изготовление катушек.

 Обращаю внимание на то, что многое Фарадею приходилось изобретать самому, так как промышленность того времени не могла обеспечить его требующимися для экспериментов материалами.

  Из описания работы выделяем:

В какие моменты эксперимента Фарадей наблюдал отклонение стрелки гальванометра.

В какую сторону отклонялась стрелка в момент замыкания и размыкания цепи.

Появление индукционного тока во второй катушке при перемещении относительно неё первой катушки с током.

Из текста: «При сближении проводов индуцированный ток имел направление, обратное направлению индуцирующего тока. При удалении друг от друга проводов индуцированный ток имел тоже направление, что и индуцирующий ток…. Когда провода оставить неподвижными, индуцированного тока не было вовсе…»

3.Работа в группах.

   Задание: провести экспериментальное исследование.

   Оборудование: источник тока, ключ, провода, набор электромагнитов от конструктора, постоянный магнит, гальванометр.

Собрать электрическую цепь, состоящую из катушки и гальванометра.

Рядом с катушкой поставить другую катушку подсоединённую через ключ к источнику тока. Замыкая и размыкая ключ, наблюдайте за стрелкой гальванометра.

Вставьте в первую катушку стальной сердечник и повторите опыт. Объясните наблюдаемое явление.

Вместо второй катушки примените постоянный магнит. Вдвигая и выдвигая магнит из катушки, наблюдайте за стрелкой гальванометра.

Ответьте на вопросы:

 а) в какие моменты опыта наблюдается появление индукционного тока?

 б) какие изменения вокруг катушки происходят в момент замыкания (размыкания) цепи?

 в)какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

 Вывод:

               в замкнутом проводящем контуре возникает ток при изменении числа  

                линий магнитной индукции, пронизывающих поверхность,

                ограниченную этим контуром.

 Подведение итогов.

 1.Что было изучено сегодня на уроке? Проследим логику изучения нами материала. С чего мы начали?

 а)Отобрали факты из жизни и получили экспериментальные данные.

 б)Выделили основные теоретические положения данной темы.

 в)Нашли практическое применение и  подтверждение знаниям, полученным при изучении темы.

 2.Что интересного запомнилось вам на уроке?

 3.Что оказалось полезным для вас?

 4.Как вы оцениваете свою деятельность  и активность на уроке?

 5.На какие вопросы вы не получили ответа?

 Задание на дом: п.8 (физика – 11 кл.)

Литература:1. «Хрестоматия по физике» под редакцией проф. Б.И.Спасского.

                      2.Учебник «Физика – 11» Буховцев Б.Б, Мякишев Г.Е.

                           

   

                                                                          Учитель физики Ю.М.Григорьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. Электромагнитная индукция. Сам. работа

Четыре варианта по три задачи....

Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"

Данную разработку  можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...

Урок "Явление электромагнитной индукции"

Цель урока: формирование знаний о явлении электромагнитной индукции, опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока.Задачи урока:1.  Образовательные: восприятие учащимися и пе...

Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"

В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

Презентация  по теме " Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции" может   быть использована на уроке физики в 11 классе при объяснении и закре...

Изучение темы "Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции" в помощь учителю физики

Урок построен с использованием технологии «критическое мышление». Материал делится на смысловые единицы, передача каждой из которых строится в цикле «вызов – осмысление &ndash...