Урок "Открытие электромагнитной индукции"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме
Модель личностно – ориентированного урока по теме:
«Открытие электромагнитной индукции».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_otkrytie_elektromagnitnoy_indukcii.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель личностно – ориентированного урока по теме:
«Открытие электромагнитной индукции».
Дидактическая цель: создать условия для осознания новой учебной информации и включения субъективного опыта обучающихся в процессе познания.
Цели по содержанию урока:
1)общеобразовательная цель – сформировать представление о электромагнитной индукции, помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
2)развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности;
3)воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда; повышать интерес обучающихся к изучаемому материалу.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, групповая, парная.
Мотивация и целеполагание:
на столе располагаются два предмета: модель электромеханического индукционного генератора и сборная модель трансформатора, фонарик «Жучок».
Проблема: работа фонарика «Жучок».
1.Первичное усвоение материала. Получение фактов.
В качестве источника информации используется «Хрестоматия по физике» под редакцией проф. Б.И.Спасского.
Зачитываю выдержки из труда М.Фарадея «Экспериментальные исследования по электричеству». Текст: … недавно я добился положительных результатов, и при этом не только оправдались мои надежды, но я получил в руки ключ, который, как мне кажется, открывает дверь к полному объяснению магнитных явлений Араго, а так же к открытию некоторого нового состояния, которое, быть может, играет большую роль в некоторых наиболее важных действиях электрических токов…».
2.Работа с учебником.
Рассматривается устройство и изготовление катушек.
Обращаю внимание на то, что многое Фарадею приходилось изобретать самому, так как промышленность того времени не могла обеспечить его требующимися для экспериментов материалами.
Из описания работы выделяем:
В какие моменты эксперимента Фарадей наблюдал отклонение стрелки гальванометра.
В какую сторону отклонялась стрелка в момент замыкания и размыкания цепи.
Появление индукционного тока во второй катушке при перемещении относительно неё первой катушки с током.
Из текста: «При сближении проводов индуцированный ток имел направление, обратное направлению индуцирующего тока. При удалении друг от друга проводов индуцированный ток имел тоже направление, что и индуцирующий ток…. Когда провода оставить неподвижными, индуцированного тока не было вовсе…»
3.Работа в группах.
Задание: провести экспериментальное исследование.
Оборудование: источник тока, ключ, провода, набор электромагнитов от конструктора, постоянный магнит, гальванометр.
Собрать электрическую цепь, состоящую из катушки и гальванометра.
Рядом с катушкой поставить другую катушку подсоединённую через ключ к источнику тока. Замыкая и размыкая ключ, наблюдайте за стрелкой гальванометра.
Вставьте в первую катушку стальной сердечник и повторите опыт. Объясните наблюдаемое явление.
Вместо второй катушки примените постоянный магнит. Вдвигая и выдвигая магнит из катушки, наблюдайте за стрелкой гальванометра.
Ответьте на вопросы:
а) в какие моменты опыта наблюдается появление индукционного тока?
б) какие изменения вокруг катушки происходят в момент замыкания (размыкания) цепи?
в)какой вывод можно сделать из этих наблюдений?
Вывод:
в замкнутом проводящем контуре возникает ток при изменении числа
линий магнитной индукции, пронизывающих поверхность,
ограниченную этим контуром.
Подведение итогов.
1.Что было изучено сегодня на уроке? Проследим логику изучения нами материала. С чего мы начали?
а)Отобрали факты из жизни и получили экспериментальные данные.
б)Выделили основные теоретические положения данной темы.
в)Нашли практическое применение и подтверждение знаниям, полученным при изучении темы.
2.Что интересного запомнилось вам на уроке?
3.Что оказалось полезным для вас?
4.Как вы оцениваете свою деятельность и активность на уроке?
5.На какие вопросы вы не получили ответа?
Задание на дом: п.8 (физика – 11 кл.)
Литература:1. «Хрестоматия по физике» под редакцией проф. Б.И.Спасского.
2.Учебник «Физика – 11» Буховцев Б.Б, Мякишев Г.Е.
Учитель физики Ю.М.Григорьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 класс. Электромагнитная индукция. Сам. раб.
4 варианта по 4 задачи....
9 класс. Электромагнитная индукция. Сам. работа
Четыре варианта по три задачи....
Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"
Данную разработку можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...
Урок "Явление электромагнитной индукции"
Цель урока: формирование знаний о явлении электромагнитной индукции, опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока.Задачи урока:1. Образовательные: восприятие учащимися и пе...
Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"
В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.
Презентация по теме " Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции" может быть использована на уроке физики в 11 классе при объяснении и закре...
Изучение темы "Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции" в помощь учителю физики
Урок построен с использованием технологии «критическое мышление». Материал делится на смысловые единицы, передача каждой из которых строится в цикле «вызов – осмысление &ndash...