Урок "Явление электромагнитной индукции"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Цель урока: формирование знаний о явлении электромагнитной индукции, опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока.

Задачи урока:

1.  Образовательные: восприятие учащимися и первичное осознание нового
учебного материала о явлении электромагнитной индукции, осмысливание
алгоритма решения задач по теме: «Электромагнитная индукция».

2.     Воспитательные:  познакомить учащихся  с жизнью и деятельностью
Фарадея, многие стороны которой показательные для учащихся; показать
научную и практическую важность великого открытия    М. Фарадея.

3.Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной
деятельности,   анализ,   синтез,   способность   наблюдать,   делать   выводы,
выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять
результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_9_klass_ispravlennoe.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 9 классе

МОУ СОШ №2

Учитель: Ткаченко Юлия Наумовна

Тема: «Явление электромагнитной индукции».

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формирование знаний о явлении электромагнитной индукции, опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока.

Задачи урока:

1.        Образовательные: восприятие учащимися и первичное осознание нового
учебного материала о явлении электромагнитной индукции, осмысливание
алгоритма решения задач по теме: «Электромагнитная индукция».

2.        Воспитательные:  познакомить учащихся  с жизнью и деятельностью
Фарадея, многие стороны которой показательные для учащихся; показать
научную и практическую важность великого открытия    М. Фарадея.

3.        Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной
деятельности,   анализ,   синтез,   способность   наблюдать,   делать   выводы,
выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять
результаты.

Оборудование к уроку: две катушки индуктивности, полосовой магнит, универсальный штатив, гальванометр, источник тока, ключ, реостат, провода соединительные, модель генератора электрического тока; презентации «Магнитный поток», «Электромагнитная индукция».

Домашнее задание: §49, упр.39 (1,2) Прочитать описание лабораторной работы №4 «Изучение явления электромагнитной индукции», с.235 учебника.

План урока:

I.        Организация начала урока, объявление темы и цели урока -1 мин.

II.        Акцентирование опорных знаний -7-10 мин.

III. Изучение нового материала - 25-27 мин.

IV. Подведение итогов урока - 2 мин.

Ход урока:

I. Тема урока — явление электромагнитной индукции.

Цель урока - сегодня на уроке мы рассмотрим физическое явление, на

котором    основана    работа    генераторов    всех    электростанций    мира,

превращающих механическую энергию в энергию электрического тока. 

II. Акцентирование опорных знаний. а) Проверочная самостоятельная работа (с использованием проектора) на применение формулы магнитного потока. Решить задачи: 1) Помещенную в однородное магнитное поле квадратную проволочную рамку со стороной 20 см трансформируют в прямоугольник, одна из сторон которого равна 30 см. Индукция магнитного поля равна 50 мТл, линии индукции перпендикулярны плоскости контура. Найти магнитный поток через прямоугольный контур.

Ответ: Магнитный поток равен 1,5 мВб.

2) Рамку ABCD, расположенную около проводника с током, перемещают из положения 1 в положение 2 двумя способами (см. рис.):

– рамку перемещают поступательно;

– рамку в положение 2 перемещают путем поворота вокруг стороны CD.

Одинаково ли будет при этом изменение магнитного потока?

Ответ: При перемещении рамки вторым способом изменение магнитного потока будет больше.

Б) Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 3. Электромагнитное поле / 3.2. Магнитный поток). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) .

Повторение материала (работа в парах).

1.  Дайте определение магнитного потока, запишите его формулу.

2.  От чего зависит магнитный поток, пронизывающий площадь плоского контура, помещенного в однородное магнитное поле?

3.  Какая связь между величиной магнитного потока и числом линий магнитной индукции?

4.  Как меняется магнитный поток при увеличении в 10 раз магнитной индукции, если ни площадь, ни ориентация контура не меняется?

5.  При какой ориентации контура по отношению к линиям магнитной индукции магнитный поток, пронизывающий площадь этого контура, максимален? равен нулю?

III. Изучение материала.

Известно, что магнитное поле порождается электрическим током. Электрический ток и магнитное поле неразрывно связаны друг с другом. Можно ли с помощью магнитного поля создает электрический ток? Такую задачу поставил перед собой в 1821 году М.фарадей; он записал в своем дневнике: «Превратить магнетизм в электричество». М.Фарадей был уверен в единой природе электрических и магнитных явлений. Биография М.Фарадея - сообщение учащегося.

Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею для её решения. Явление   электромагнитной   индукции   открыто   29   августа   1831   года. Выполним некоторые опыты Фарадея с помощью современных приборов. 1. Опыты по рис. 125 (а, б) учебника. Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 3. Электромагнитное поле / 3.3. Явление электромагнитной индукции). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-7 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП.

Обобщение материала.

Как меняется магнитный поток, пронизывающий катушку? За счет чего происходит изменение магнитного потока? Ответ: За счет изменения индукции магнитного поля. 2. Опыты - по рис. 127 (а, б)

За счет чего происходит изменение магнитного   потока?

Ответ:     За   счет   изменения ориентации этого контура по отношению к линиям магнитной индукции.

3. При каком условии во всех опытах в катушке, замкнутой на гальванометр, возникал индукционный ток?

Ответ: при условии, когда магнитный поток, пронизывающий проводящий замкнутый контур, меняется с течением времени.

В этом заключается явление электромагнитной индукции - одно из числа самых замечательных научных достижений первой половины XIX века.

V. Итоги урока: учащимся предлагается пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (контрольный этап урока).

1 . В чем состоит явление электромагнитной индукции?

2. Заполнить схему - обобщение материала урока.

3. В чем важность открытия явления электромагнитной индукции?

Литература.

1.А.В.Перышкин, Е.М.Тутник«Физика-9»,учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа» 2008

2.Е.М. Гутник, Е.В.Шаронина, Э.И. Доронина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник «Физика 9 класс», Москва «Дрофа», 2008.

3.В.М.Дуков «Исторические обзоры в курсе физики средней школы», пособие для учителей, Москва «Просвещение» 1993.

4. В.Б.Орехов, Э.Д.Корж. Преподавание физики в 9 классе средней школы, пособие для учителей, Москва «Просвещение» 1986.

5.Школьникам о современной физике. Электромагнетизм. Твердое тело. Москва «Просвещение», 1982.

6. Инновационный учебно-методический комплекс «Физика. 7–9 классы» : Методические рекомендации для учителя. 9 класс / В.Г. Кадышевский, Ю.А. Панебратцев, И.Д. Ванков, М.И. Димитрова, И.А. Ломаченков, В.В. Белага. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. Электромагнитная индукция. Сам. работа

Четыре варианта по три задачи....

Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"

Данную разработку  можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...

Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"

В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

Презентация  по теме " Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции" может   быть использована на уроке физики в 11 классе при объяснении и закре...

Изучение темы "Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции" в помощь учителю физики

Урок построен с использованием технологии «критическое мышление». Материал делится на смысловые единицы, передача каждой из которых строится в цикле «вызов – осмысление &ndash...

Группа МЖКХ 1 Физика 29..04. Тема 7. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Закон эм индукции. ЭДС в движущихся проводниках.Задание1.  Изучить материал учебника. Стр. 243 -244. Файл.2. Составить краткий конспект изученного материала.3. Рассмотреть решение задач. Стр. 252...