Интегрированный урок по физике и математике "Многогранный мир"
презентация к уроку по физике (10 класс) на тему
Открытый интегрированный урок по дисциплинам «Физика» и «Математика».
Тема: «Многогранный мир».
Цель: создать условия для формирования понятия «кристалл – это многогранник» и раскрыть основные свойства кристаллических тел, опираясь на метапредметные связи физики и математики.
Задачи:
•обучающие: - формирование у обучающихся мотивации к изучению данной темы;
- познакомить обучающихся с понятиями «кристалл» и «многогранник»;
- с помощью метапредметного подхода в обучении способствовать усвоению связей между физикой и математикой.
•развивающие: - способствовать развитию пространственных представлений и видеть закономерности.
•воспитывающие: - способствовать формированию опыта конструктивного анализа.
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_integrirovannyy_urok_po_distsiplinam.docx | 376.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок по дисциплинам «Физика» и «Математика».
Тема: «Многогранный мир».
Цель: создать условия для формирования понятия «кристалл – это многогранник» и раскрыть основные свойства кристаллических тел, опираясь на метапредметные связи физики и математики.
Задачи:
•обучающие: - формирование у обучающихся мотивации к изучению данной темы;
- познакомить обучающихся с понятиями «кристалл» и «многогранник»;
- с помощью метапредметного подхода в обучении способствовать усвоению связей между физикой и математикой.
•развивающие: - способствовать развитию пространственных представлений и видеть закономерности.
•воспитывающие: - способствовать формированию опыта конструктивного анализа.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: интегрированная.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, модели кристаллов и многогранников, плакат «Кристаллические решетки».
План:
- Организационный момент.
- Определение темы урока. Актуализация и мотивация.
- Целеполагание.
- Основная часть:
а) Кристаллы – это…
б) Виды кристаллов и их свойства.
в) Кристаллические решетки.
г) Многогранники – это…. Ребро, грань, вершина.
д) Виды многогранников.
е) Историческая справка.
ж) Применение кристаллов и многогранников.
- Физкультминутка. Игра «Многогранники».
- Закрепление.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
- Выводы по уроку.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Преподаватели здороваются с группой и гостями.
- Мы рады приветствовать Вас на интегрированном уроке по физике и математике. Для начала давайте определимся, что же будет темой сегодняшнего урока?
- Определение темы. Актуализация и мотивация.
Преподаватель физики:
- Для этого я предлагаю отгадать вам загадку.
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный...
Ответ: Кристалл
- Действительно, это кристалл. Чаще всего кристаллы, которые мы представляем в первую очередь – это драгоценные камни. Давайте посмотрим на них. Чем же они отличаются?
(Варианты ответов обучающихся)
- Самое главное отличие – это их форма. Они имеют множество граней. И тема сегодняшнего урока – «Многогранный мир». А рассмотрим мы ее на примере кристаллов.
Большинство окружающих нас тел – это твердые тела. Специальная область физики – физика твердого тела – занимается изучением строения и свойств твердых тел. Она является фундаментом современной техники. Все большее применение в технике находят кристаллы.
3. Целеполагание
- Как вы думаете, что про них сегодня мы можем узнать?
(Варианты ответов обучающихся)
4.Основная часть:
Подобен чуду рост кристалла,
Когда обычная вода,
Мгновение помедлив, стала
Сверкающим осколком льда.
Луч света, затерявшись в гранях,
Рассыплется на все цвета,
И нам тогда понятней станет,
Какой бывает красота.
П. Леонтьев
Кристаллы – это твердые тела, атомы и молекулы которых занимают упорядоченные положения в пространстве.
Виды кристаллов:
1.Монокристаллы («моно» - один) - одиночные кристаллы: кварц, алмаз, рубин, сапфир, изумруд…
Свойства монокристаллов:
а) постоянная температура плавления;
б) зависимость физических свойств кристаллов от направления, в котором эти свойства определяются, называют анизотропией. Анизотропия объясняется тем, что при упорядоченном расположении атомов, молекул или ионов силы межмолекулярного взаимодействия между ними и межатомные расстояния оказываются неодинаковыми по различным направлениям.
2.Поликристаллы («поли» - много) - много сросшихся кристаллов: металлы и их сплавы, сахар…
Свойства поликристаллов:
а) каждое вещество имеет свою температуру плавления;
б) изотропия – одинаковые физические свойства по всем направлениям.
Рассмотрим такое явление, как полиморфизм на примере графита и алмаза.
Причина различия свойств алмаза и графита в строении их кристаллических решёток.
В природе существует только 230 различных кристаллических решеток. Кристаллы могут иметь форму различных призм и пирамид, в основании которых могут лежать только правильный треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник. Форма кристалла – правильные многогранники, с постоянными углами между плоскими гранями для каждого вещества.
Преподаватель математики:
Вы уже начали говорить о телах, которые сконструировала и сотворила природа.
Поэтому чтобы продолжить, пожалуйста вспомните и скажите нам, что такое «Стереометрия»?
Обучающиеся: «Стереометрия это раздел геометрии, в котором изучают свойства геометрических фигур и тел в пространстве».
«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия»
Ле Корбюдзе
И с этим утверждением очень трудно не согласиться.
В геометрии много разных объектов: это формулы, геометрические фигуры, теоремы, геометрические тела, задачи, аксиомы.
А сегодня мы начинаем изучать объекты, которые отличаются специфической конструкцией и называют эти объекты - «Многогранники».
Перепалка:
- Какие слова вы видите в составе этого слова? (много, грани)
- Как вы думаете, многогранники отличаются от тех объектов геометрии, которые мы изучали до сих пор? (да)
- Чем, по вашему мнению, они отличаются? (имеют объем). Если нет ответа, то предложить: «Посмотрите на этот стол и скажите, что вы здесь видите? (разные фигуры)
- Что общего у этих объектов? (они имеют объем)
Чтобы не было путаницы в терминах, прошу вас запомнить, что все плоские объекты мы будем называть геометрическими фигурами, а объёмные – геометрическими телами.
- А чем отличаются эти геометрические тела? (одни круглые другие некруглые)
- Из каких объектов составлена поверхность некруглых тел? (из многоугольников, отрезков, точек)
- А сколько многоугольников у этих объектов? (разное количество, много)
- И как все эти тела мы можем назвать одним словом? (Многогранники)
Итак: что такое многогранник?
Многогранник – это геометрическое тело, поверхность которого состоит из плоских многоугольников, отрезков и точек.
Вершины многоугольников – вершинами многогранника.
Классифицировать многогранники можно по разному:
По числу граней: четырёхгранники, пятигранники, шестигранники и т.д.
По форме: пирамидальные, призматические, произвольные, правильные, полуправильные.
Кроме того многогранники бывают выпуклые и невыпуклые.
Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой из его граней.
В начале урока мы увидели, что многие многогранники создал не человек, а создала природа. В частности в виде кристаллов.
Но человек, увидев это, захотел использовать творение природы для своих целей. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми фактами, которые свидетельствуют о том, как многогранники заинтересовали человека.
Я уже говорила, что по формам многогранники делятся на пирамидальные, призматические, правильные и т.д. Мы с вами поговорим о правильных многогранниках.
«Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук». Л.К Эрролл.
Правильными многогранниками называют выпуклые многогранники, все грани и углы которых равны, причём грани – правильные многоугольники одного типа.
Эти названия пришли из Древней Греции. В них указывается число граней. В переводе с греческого «эдро» – грань.
- Правильный тетраэдр. Составлен из четырёх равносторонних треугольников. Каждая его вершина является вершиной трех треугольников, «тетра» – четыре
- Гексаэдр – куб. Составлен из шести квадратов. Каждая вершина куба является вершиной трех квадратов, «гекса» – шесть.
- Правильный октаэдр. Составлен из восьми равносторонних треугольников. Каждая его вершина, является вершиной четырех треугольников, «окта» – восемь.
- Правильный икосаэдр. Составлен из двадцати равносторонних треугольников. Каждая его вершина является вершиной пяти треугольников, «икоса» – двадцать
- Правильный додекаэдр Составлен из двенадцати правильных пятиугольников. Каждая его вершина является вершиной трех правильных пятиугольников, «додека» – двенадцать.
Пять правильных тел изучали: Театет, Платон, Евклид, Гипсилк, Папп.
В идеалистической картине мира древнегреческого философа Платона эти тела занимали особое место. Поэтому правильные многогранники называют «Платоновыми телами». Именно он связал с этими телами формы атомов основных стихий природы.
Тетраэдр – огонь.
Гексаэдр – земля.
Икосаэдр – вода.
Октаэдр – воздух.
Додекаэдр – вселенная.
Гипотеза о ядре Земли.
Суть этой гипотезы состоит в том, что ядро Земли имеет форму и свойства растущего кристалла, оказывающего воздействие на развитие всех природных процессов идущих на планете. «Лучи» этого кристалла, а точнее его силовое поле, обуславливает «икосаэдро-додекаэдровую» структуру Земли и многие залежи полезных ископаемых тянутся вдоль этой сетки.
Галилео Галилей: Великая книга природы написана математическими символами. Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.
Есть мнение, что четырем геологическим эрам Земли соответствуют четыре силовых каркаса правильных Платоновых тел:
Протерозою – тетраэдр (четыре плиты);
Палеозою – гексаэдр (шесть плит);
Мезозою – октаэдр (восемь плит)
Кайнозою – додекаэдр (двенадцать плит)
Ещё один интересный факт: кто то из вас видел пчелиные соты? Что особенного можно увидеть если на них посмотреть внимательно?
( равные шестиугольные ячейки)
Пчелы – удивительные создания. Если разрезать пчелиные соты плоскостью, то станет видно сеть равных друг другу правильных шестиугольников. Из правильных многоугольников с одинаковой площадью наименьший периметр именно у правильных шестиугольников. Стало быть, мудрые пчёлы экономят воск и время для постройки сот.
Самые загадочные из кристаллов – это снежинки. Они восхищают своим многообразием форм. Они симметричны и всегда шестигранные. Практически невесомые. Эти звездчатые многогранники имеют скорость падения 1 км/ч. Самая крупная снежинка – 38 см была найдена в 1987 году в США. Во время ВОВ в апреле 1944 года во время снегопада были обнаружены снежинки размером 30см, похожие на перья павлинов.
Человек использует эти творения природы очень широко в архитектуре, в технике, в военном деле, в быту, в ювелирном деле…
5.Физкультминутка. Игра «Многогранники».
Группа делится на команды, каждая из которых получает задание:
- изобразить куб;
- тетраэдр и т.д.
Взявшись за руки, ребята должны построить заданную им «фигуру».
6. Закрепление
КРИСТАЛЛЫ
Выполните следующие задания:
- Допишите определение
Кристаллы – это твердые тела, которые___________________________________________________________________________________________________________________
- Зачеркните тела, которые не относятся к кристаллам:
кирпич, смола, ртуть, чугун, парафин, сахар, изумруд, лед, глина, речной песок, лимонная кислота, малахит, янтарь, карамель.
- Выберете слова в нужном порядке, чтобы получилось правильное определение свойства анизотропии.
Называется, от, зависимость, направления, свойств, внутри, физических, независимость, кристаллов.
И запиши его.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Многогранники
1.
Рисунок 1
На рисунке 1 укажите выпуклые и невыпуклые многогранники:
выпуклые ________________;
невыпуклые ______________.
2. Многогранник - это геометрическое тело, ______________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На рисунке 2 укажите правильный многогранник и запишите его название.
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
7.Домашнее задание:
а) по физике – сделать сообщение на тему «Жидкие кристаллы»;
б) по математике – найти информацию, где еще используются многогранники?
8.Рефлексия
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
- слышал краем уха,
- хлопал ушами,
- шевелил мозгами,
- считал ворон,
- узнал много нового,
- остались вопросы,
- свой вариант.
9.Выводы по уроку.
Как многогранен этот мир и многолик!
А мы в нем только временные странники…
Мы путники, пришедшие на миг…
Мы – отражающие вечность многогранники!
Из этой вечности на нас струится свет,
Его мы отражаем каждый в своем мире…
От чистых душ и искренних сердец
Свет, отражаясь, не несет в себе потери…
Но, если, темный мрак внутри себя собрав,
Свет поглощая без конца, его мы глушим,
То в лабиринты наших Черных дыр попав,
Он гибнет в черствых и холодных душах…
А, может, преломляясь через призму наших чувств,
Блуждая мутными, извилистыми гранями,
Свет постепенно трансформируется в тьму?
Не так ли, Призмы? Поразмыслим, Многогранники?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории» Щукина Е.Ф., учите...
Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"
Интегрированный урок проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...
Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления
Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...
Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Интегрированный урок по физике и химии. "Вклад ученых физиков и химиков в ВОВ"
Урок патриотической направленности, проводили совместно учителем химии и физики перед 9 маем, подготовили выступления учащиеся 10-11 классов, были приглашены и учащиеся 7-9 классов....
Рабочий лист к интегрированному уроку по физике и биологии на тему "Движение крови по сосудам" Авторы: Мачульская Людмила Васильевна - учитель физики, Шамсиев Артур Бахтиярович - учитель биологии.
Интегрированный урок Физика и Биология1.Тема: «Движение крови по сосудам»2.Задачи:...