Интегрированный урок по физике и химии. "Вклад ученых физиков и химиков в ВОВ"
план-конспект урока по естествознанию (11 класс) по теме
Урок патриотической направленности, проводили совместно учителем химии и физики перед 9 маем, подготовили выступления учащиеся 10-11 классов, были приглашены и учащиеся 7-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ob_uchenykh.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 9 классе ( физика- химия)
«Вклад ученых- физиков и
химиков в дело Победы над фашизмом»
Цели урока:
- Расширить, углубить знания о достижениях ученых-физиков и химиков.
- Расширение кругозора у учащихся.
- Формирование чувств патриотизма и гордости за заслуги ученых
- На основе соревновательной игры активизировать умения и знания обучающихся, полученные на уроках физики, химии и истории, показать взаимосвязь этих наук.
Задачи:
- Расширить интерес учащихся к науке физике и химии.
- Развивать способности привлекать знания из различных областей (химии, физики. математики и т.д.)
- Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой по заданной теме.
- Выработать у учащихся умение отвечать на нестандартные вопросы.
- Вовлечь в творческую работу по физике как можно большее число обучающихся.
- Выработать у обучающихся чувство патриотизма и гордости за отечественную науку
Ход урока.
- Вступление (учителя физики и химии)
- Основное содержание (выступления учащихся) с применением презентации.
- Викторина.
- Итоги и выводы.
Ход проведения :
Вступ. Часть.
Учитель физики: Великая отечественная война всколыхнула весь советский народ, в том числе и людей, занимающихся наукой, и, конечно физиков и химиков. Всем понятно, что значительную роль в создании оружия играет техника, основой которой служит физическая наука.
Учитель химии: 72 года отделяет нас от того дня, когда началась страшная для нашей страны – тогда СССР- битва с фашизмом, война за выживание многомиллионной Страны Советов. Многонациональный народ этой страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Россию, Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Восточной Европы.
Сегодня мы посвящаем этой победе наш урок его тема «Великая отечественная война и ученые»
Учитель физики ВОВ для советского народа началась 22 июня 1941 года. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССр, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важных для обороны и народного хозяйства страны.
Учитель химии: Уже через 5 дней (28июня) Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистским поджигателем войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству». Это обращение подписали физики А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, механики А.Н. Крылов, С.А. Чаплыгин.
Учитель физики: Вкладу ученых в достижение Победы посвящается наш урок.
Учитель химии: Наши учащиеся готовили презентации о вкладах ученых физиков и химиков во имя нашей победы. После их выступлении проведем небольшую викторину об услышанном.
Основная часть.
- А.П Александров (магнитные мины)
- Достижения химиков в развитии металлургии (создание новых металлов и сплавов для брони, пластмассы, новые составы для зажигательной смеси, новые медицинские и технические препараты.)
- Н.Н. Семенов. Ю. Б. Харитон. ( теория взрывов, технология получения порохов и взрывчатых веществ).
- Академик Ю.Г. Мамедалиев ( толуол- метилбензол).
- С.А. Лавочкин. А.С. Яковлев. С. В. Ильюшин. ( авиаконструкторы)
Учитель физики: В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце , и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегала по льду замершего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось, на первый взгляд совершенное обстоятельство, когда грузовики шли, в Ленинград максимально нагруженные лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т. е. имели значительно меньший груз лед, часто ломался, и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем причина и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причины.
- Павел Павлович Кобеко. (Деформация льда)
- А.Е. Фаворский, М.Ф.Шастоковский (синтез винилбутилового эфира-густой вязкой жидкости).
- З.В. Ермольский (пиницилин).
- М.В. Кельдыш.(флаттер)
- Группа ученых Н. И. Тихомиров В,А. Артемьев, Б.С.Петропавловский, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов и другие.(«Катюша»)
Учитель химии: В 1937-38 годах по стране прокатилось волна массовых репрессий. В результате погибло много светлых умов, в том числе «отцы знаменитого реактивного миномета «катюша» Георгий Эрихович Лангемак и Иван Терентьевич Клейменов. Десятки и сотни талантливых ученых-физиков работали в «шарагах» ( тюрьмах для талантов), которые назывались вполне пристойно «Особое техническое бюро». В таких местах трудились Андрей Николаевич Туполев конструктор самолета марки ТУ и Сергей Павлович Королев – конструктор первых отечественных ракетно-космических систем.
Учитель химии 9 мая 1945 года в 21.00 из тысячи репродукторов, установленных по всей Москве, раздался голос Верховного Главнокомандующего, поздравившего народы СССР с Победой. Диктор всесоюзного радио Юрий Левитан взволнованно – торжественным голосом зачитал последний приказ (приказ №369), в котором в ознаменование разгрома врага предписывалось произвести салют из тысячи орудий. В воздух взвилась красная ракета. Как вы думаете почему красная. Это соли стронция придавали им красную окраску.
Викторина:
- Подписи, каких ученых нашей страны стоят под обращением к деятелям науки всего мира?
- Фашисты рассчитывали уничтожить наш флот с помощью различного типа мин. Кем был разработан метод борьбы с минами и в чем этот метод заключается?
- Что делали химики для нужд фронта и тыла?
- Какие ученые внесли большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию получения порохов и взрывчатых веществ?
- Что такое толуол и для чего он был нужен?
- Кого из авиаконструкторов вы знаете?
- Для чего использовался сталь в годы войны и что какое сталь?
- Какова роль алюминия?
- Какую роль в военном деле играл цинк? Что такое Цинк?
- Известно ли вам о «Дороге жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИКТОРИНЫ ПО ФИЗИКЕ ( о ученых-физиках)
Историко-физические викторины позволяют не только повысить уровень знаний по физике и истории физики. Они имеют также...
Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"
Интегрированный урок проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...
Классный час « Ученые - физики фронту. Вклад советских учёных-физиков в Великую Победу 1941-1945 г.г.»
Актуальность: В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан...
Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»
Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»...
Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"
Презентация к уроку "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность отследить алгоритм р...