Дополнительная образовательная программа по физике «Физика в живой природе»
элективный курс по физике на тему

Адамова Лариса Валерьевна

 

Дополнительная образовательная  программа « Физика в живой природе» предназначена для учащихся 9, 10 или 11 классов общеобразовательного учреждения. Разработана на основе авторской программы  Н. И. Зорина  «Элементы биофизики». Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_biofiziki.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор     МОУ «Гимназия №12»

   

                                                                                             _____________Л. Н . Казимирская

                                                                                           « _____» _________________  2010г.

Дополнительная образовательная программа  по физике

«Физика в живой природе»

                                                                                Адамова Л. В.

                                                                                                    учитель физики

МОУ «Гимназия №12»

Согласованно на НМС

«___»_________2010г.

зам . по НМР

Литвиненко И. М.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная  программа « Физика в живой природе» предназначена для учащихся 9, 10 или 11 классов общеобразовательного учреждения. Разработана на основе авторской программы  Н. И. Зорина  «Элементы биофизики». Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе.

 Цель образовательной программы - развитие познавательного интереса, формирование учебно - познавательных, интеллектуальных и коммуникационных компетентностей учащихся.

Основная задача курса - показать возможность предметной интеграции двух предметов естественно – научного цикла (физики и биологии). В практической реализации знаний (новое направление в науки, которые возникли как результат тесного взаимодействия физики и биологии),

 в теоретическом изучении (явления природы, которые объясняют и физики и биологи) и практическом использовании (экспериментальные задания, различные виды задач, для решения которых необходимы знания этих двух наук).

Содержание программы  «Физика в живой природе»  базируется на материале  курса физики, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике. В результате изучения курса, учащиеся знакомятся с физическими методами исследования, широко применяемыми и в биологии и медицине, знакомятся с идеями и некоторыми результатами бионики. Для занятий используется  обширный  материал, описывающий биофизические явления. Решаются  различные виды задач, в том числе и экспериментальные задания. 

Формы и режим занятий:

 Занятия проводятся как в традиционной форме , так  и нетрадиционной, в форме игр, конференций, викторин, физико- биологических турниров, 2 раза в неделю, по  1 часу. Предусмотрены групповая и индивидуальная формы работы.

Программа  рассчитана на 34 часа.  

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Из группы 90% учащихся  повысят свой уровень знаний и умений по физике и биологии, примут участие в школьных, городских олимпиадах, дистанционных интеллектуальных играх.

Итогом реализации программы являются тесты по темам, результаты участия в олимпиадах, дистанционных интеллектуальных играх.

Содержание программы

Элементы биофизики при изучении механики (6ч)

        Движение и силы. Масса тела. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. Закона Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Деформации. Мощности, развиваемые человеком.

 Элементы биофизики при изучении колебании и звука (6ч)

     Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания – перкуссия. Выслушивание – аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат – предсказатель шторма.

    Элементы биофизики при изучении теплоты  и молекулярных явлений  (6ч)

Первоначальные сведения о строение вещества. Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления .  Смачиваемость . Теплоизоляция в жизни животного мира . Пчелиный улей с точки зрения теплотехники . Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим ?Роль процессов испарения для животных  организмов. Испарения в жизни растений. Закон  сохранения и превращения энергии.

 Элементы биофизики  при изучении электричества(6ч)

Электрические свойства  тканей организма. Поражение деревьев молнией. Биопотенциалы и их регистрации. Биоточный  манипулятор. Применение  статического электричества. Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных  колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические  рыбы.        

  Элементы биофизики при изучении оптики и строение атома(6ч)

Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Светочувствительность  глаза. Как  пчелы различают цвета, Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. Ультрафиолетовые  и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного  анализа к изучению строения гемоглобина. Оптические приборы в медицине.  Радиоактивные изотопы в биологии и  медицине. Биологическое  действие ионизирующих  излучений.

Учебно-тематический план образовательной программы

Тема

Количество часов

Элементы биофизики при изучении механики (6ч)

1\1

Движение и силы. Масса тела. Плотность

1

2\2

Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах.

1

3\3

Давление жидкостей и газов.

1

4\4

Архимедова сила.

1

5\5

Закона Ньютона .Простые механизмы в живой природе.

1

6\6

Деформации. Мощности, развиваемые человеком

1

 

Элементы биофизики при изучении колебании и звука (6ч)

7\1

     Колебания в живой природе.

1

8\2

Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб

1

9\3

Метод выстукивания – перкуссия. Выслушивание – аускультация. Регистрация звуков сердца и легких

1

10\4

Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат – предсказатель шторма

1

11\5

12\6

Конференция по теме  «Колебания и волны.  Звук»

2


    Элементы биофизики при изучении теплоты  и молекулярных явлений  (6ч)

13\1

Первоначальные сведения о строение вещества. Процессы диффузии в живой природе

1

14\2

Капиллярные явления .  Смачиваемость

1

15\3

Теплоизоляция в жизни животного мира

1

16\4

Пчелиный улей с точки зрения теплотехники

1

17\5

Роль процессов испарения для животных  организмов. . Испарения в жизни растений.

1

18\6

Закон  сохранения и превращения энергии.

1

Элементы биофизики  при изучении электричества(6ч)

19\1

Электрические свойства  тканей организма. Поражение деревьев молнией.        

1

20\2

Биопотенциалы и их регистрации. Биоточный  манипулятор

1

21\3

Применение  статического электричества.

1

22\4

Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных  колебаний с лечебной целью

1

23\5

Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии

1

24\6

Электрические  рыбы

1

Элементы биофизики при изучении оптики и строение атома(6ч)

25\1

Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Светочувствительность  глаза.

1

26\2

Как  пчелы различают цвета, Холодное свечение в природе.

1

27\3

Интерференция и дифракция  в живой природе

1

28\4

Ультрафиолетовые  и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного  анализа к изучению строения гемоглобина.

1

29\5

Оптические приборы в медицине

1

30\6

Радиоактивные изотопы в биологии и  медицине. Биологическое  действие ионизирующих  излучений.

1

31-34

Физико - биологический турнир

4

Проверка результативности программы:

Критерии результативности

Показатели

Уровни проявления критериев

Способ отслеживания и методы диагностики

высокий

средний

низкий

1.Приобретение коммуникативных  умений и навыков






1.Ученик умеет выстроить диалог с собеседником.













Умеет задавать вопросы, слушать ответы собеседника, не перебивает, умеет поддержать диалог






 

Не всегда умеет задавать вопросы, слушать ответы собеседника, может  перебивать говорящего, не всегда проявляет инициативу в поддержании диалога

Испытывает затруднения в формулировке вопросов и ответов, не слушает собеседника, перебивает,  не проявляет инициативу в поддержании диалога

-Карта наблюдения  за сформированностью коммуникативных  умений и навыков.


-Оценка  и самооценка работы обучающегося в группе.



2.Формирование и углубление знаний и умений

Воспитанник предъявляет знания по разделам программы

Самостоятельно, уверенно, безошибочно выполняет задания, умеет создать свой алгоритм решения, способы решения

В основном работает самостоятельно, испытывает затруднение при решении некоторых этапов задач, иногда требуется помощь педагога, допускает неточности при решении.

Испытывает затруднения при решении задач, требует частого контроля и помощи со стороны педагога

-Тесты по теме «Механика», «Колебания и звук», «Молекулярная физики и тепловые явления»«Электрические и магнитные явления» , «Оптические явления и строение атома»,

- Участие в олимпиаде, телекоммуникационных проектах.

 -Выполнение  заданий итоговой игры по разделам физики, предусмотренные программой.

3.Формированние мыслительных операций

1.Воспитанник умеет выделять главное

Самостоятельно, уверенно, безошибочно выполняет задания на выделение главной идеи, мысли

В основном работает самостоятельно, испытывает небольшие затруднения, иногда требуется помощь педагога, допускает неточности

Испытывает затруднения при выделении главной мысли




-Карта результативности воспитанника.


-Тестовые задания.


-Организованная дискуссия


-Итоги игр


-Выполнение творческих заданий

-Анализ

 результатов каждого ученика в интеллектуальных марафонах и конкурсах

2.Воспитанник умеет

классифицировать и систематизировать полученную  информацию

Самостоятельно классифицирует по различным признакам

Самостоятельно классифицирует по различным признакам, но допускает неточности

Испытывает затруднения при выделении главной мысли.


3.Умение обобщать

Самостоятельно умеет найти общее


Допускает неточности при выполнении заданий

Затрудняется найти общее

4. Умение давать определение

Самостоятельно пытается сформулировать определение физической величине, явлению…

Испытывает небольшие затруднения при формулировании

Определения

Не может правильно сформулировать определение


5.Умение

анализировать рисунок, график, текст, схему


Самостоятельно и правильно анализирует рисунок, график, текст, схему




С помощью  небольшой подсказки учителя производит анализ рисунка, графика, текста, схемы






Не может самостоятельно анализировать, допускает грубые ошибки

Литература

  1. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1984.
  2. Билимович Б. Ф.Физические викторины. М. : Просвещение, 1999.
  3. Айрапетьянц Э.Ш., Константинов А. И. Эхолокация в природе, 1990
  4. Проссер Л., Браун Ф. Сравнительная физиология животных./пер. с англ. М., 1998
  5. Журнал «Вокруг света» 2006 №4. С.16

Утверждаю

Директор МОУ «Гимназия №12»

----------------Л. Н Казимирская

«_____»  _______________20_

Учебный план

Дополнительной образовательной программы по физике

«Физика в живой природе


Тема

Количество часов

Элементы биофизики при изучении механики

6

 

Элементы биофизики при изучении колебании и звука

6


    Элементы биофизики при изучении теплоты  и молекулярных явлений  (6ч)

6

Элементы биофизики  при изучении электричества

6

Элементы биофизики при изучении оптики и строение атома

6


Физико - биологический турнир

4

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Физика в живой природе".

Тематическое планирование для элективного курса в 9классе....

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»

Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов.  Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...

Презентация для 7 класса по физике "Давление в живой природе"

В данной презентации даны занимательные материалы для повышения активности учащихся на уроках физики....

Презентация для 7 класса по физике "Давление в живой природе"

В данной презентации даны занимательные материалы для повышения активности учащихся на уроках физики....

Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (7 класс)

Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.Ведущая идея программы &nda...

Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (8 класс)

Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исслед...