Дополнительная образовательная программа по физике «Физика в живой природе»
элективный курс по физике на тему
Дополнительная образовательная программа « Физика в живой природе» предназначена для учащихся 9, 10 или 11 классов общеобразовательного учреждения. Разработана на основе авторской программы Н. И. Зорина «Элементы биофизики». Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_biofiziki.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МОУ «Гимназия №12»
_____________Л. Н . Казимирская
« _____» _________________ 2010г.
Дополнительная образовательная программа по физике
«Физика в живой природе»
Адамова Л. В.
учитель физики
МОУ «Гимназия №12»
Согласованно на НМС
«___»_________2010г.
зам . по НМР
Литвиненко И. М.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа « Физика в живой природе» предназначена для учащихся 9, 10 или 11 классов общеобразовательного учреждения. Разработана на основе авторской программы Н. И. Зорина «Элементы биофизики». Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе.
Цель образовательной программы - развитие познавательного интереса, формирование учебно - познавательных, интеллектуальных и коммуникационных компетентностей учащихся.
Основная задача курса - показать возможность предметной интеграции двух предметов естественно – научного цикла (физики и биологии). В практической реализации знаний (новое направление в науки, которые возникли как результат тесного взаимодействия физики и биологии),
в теоретическом изучении (явления природы, которые объясняют и физики и биологи) и практическом использовании (экспериментальные задания, различные виды задач, для решения которых необходимы знания этих двух наук).
Содержание программы «Физика в живой природе» базируется на материале курса физики, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике. В результате изучения курса, учащиеся знакомятся с физическими методами исследования, широко применяемыми и в биологии и медицине, знакомятся с идеями и некоторыми результатами бионики. Для занятий используется обширный материал, описывающий биофизические явления. Решаются различные виды задач, в том числе и экспериментальные задания.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся как в традиционной форме , так и нетрадиционной, в форме игр, конференций, викторин, физико- биологических турниров, 2 раза в неделю, по 1 часу. Предусмотрены групповая и индивидуальная формы работы.
Программа рассчитана на 34 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Из группы 90% учащихся повысят свой уровень знаний и умений по физике и биологии, примут участие в школьных, городских олимпиадах, дистанционных интеллектуальных играх.
Итогом реализации программы являются тесты по темам, результаты участия в олимпиадах, дистанционных интеллектуальных играх.
Содержание программы
Элементы биофизики при изучении механики (6ч)
Движение и силы. Масса тела. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. Закона Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Деформации. Мощности, развиваемые человеком.
Элементы биофизики при изучении колебании и звука (6ч)
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания – перкуссия. Выслушивание – аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат – предсказатель шторма.
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (6ч)
Первоначальные сведения о строение вещества. Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления . Смачиваемость . Теплоизоляция в жизни животного мира . Пчелиный улей с точки зрения теплотехники . Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим ?Роль процессов испарения для животных организмов. Испарения в жизни растений. Закон сохранения и превращения энергии.
Элементы биофизики при изучении электричества(6ч)
Электрические свойства тканей организма. Поражение деревьев молнией. Биопотенциалы и их регистрации. Биоточный манипулятор. Применение статического электричества. Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы.
Элементы биофизики при изучении оптики и строение атома(6ч)
Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Светочувствительность глаза. Как пчелы различают цвета, Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина. Оптические приборы в медицине. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений.
Учебно-тематический план образовательной программы
№ | Тема | Количество часов |
Элементы биофизики при изучении механики (6ч) | ||
1\1 | Движение и силы. Масса тела. Плотность | 1 |
2\2 | Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. | 1 |
3\3 | Давление жидкостей и газов. | 1 |
4\4 | Архимедова сила. | 1 |
5\5 | Закона Ньютона .Простые механизмы в живой природе. | 1 |
6\6 | Деформации. Мощности, развиваемые человеком | 1 |
Элементы биофизики при изучении колебании и звука (6ч) | ||
7\1 | Колебания в живой природе. | 1 |
8\2 | Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб | 1 |
9\3 | Метод выстукивания – перкуссия. Выслушивание – аускультация. Регистрация звуков сердца и легких | 1 |
10\4 | Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат – предсказатель шторма | 1 |
11\5 12\6 | Конференция по теме «Колебания и волны. Звук» | 2 |
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (6ч) | ||
13\1 | Первоначальные сведения о строение вещества. Процессы диффузии в живой природе | 1 |
14\2 | Капиллярные явления . Смачиваемость | 1 |
15\3 | Теплоизоляция в жизни животного мира | 1 |
16\4 | Пчелиный улей с точки зрения теплотехники | 1 |
17\5 | Роль процессов испарения для животных организмов. . Испарения в жизни растений. | 1 |
18\6 | Закон сохранения и превращения энергии. | 1 |
Элементы биофизики при изучении электричества(6ч) | ||
19\1 | Электрические свойства тканей организма. Поражение деревьев молнией. | 1 |
20\2 | Биопотенциалы и их регистрации. Биоточный манипулятор | 1 |
21\3 | Применение статического электричества. | 1 |
22\4 | Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью | 1 |
23\5 | Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии | 1 |
24\6 | Электрические рыбы | 1 |
Элементы биофизики при изучении оптики и строение атома(6ч) | ||
25\1 | Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Светочувствительность глаза. | 1 |
26\2 | Как пчелы различают цвета, Холодное свечение в природе. | 1 |
27\3 | Интерференция и дифракция в живой природе | 1 |
28\4 | Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина. | 1 |
29\5 | Оптические приборы в медицине | 1 |
30\6 | Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений. | 1 |
31-34 | Физико - биологический турнир | 4 |
Проверка результативности программы:
Критерии результативности | Показатели | Уровни проявления критериев | Способ отслеживания и методы диагностики | ||
высокий | средний | низкий | |||
1.Приобретение коммуникативных умений и навыков | 1.Ученик умеет выстроить диалог с собеседником. | Умеет задавать вопросы, слушать ответы собеседника, не перебивает, умеет поддержать диалог
| Не всегда умеет задавать вопросы, слушать ответы собеседника, может перебивать говорящего, не всегда проявляет инициативу в поддержании диалога | Испытывает затруднения в формулировке вопросов и ответов, не слушает собеседника, перебивает, не проявляет инициативу в поддержании диалога | -Карта наблюдения за сформированностью коммуникативных умений и навыков. -Оценка и самооценка работы обучающегося в группе. |
2.Формирование и углубление знаний и умений | Воспитанник предъявляет знания по разделам программы | Самостоятельно, уверенно, безошибочно выполняет задания, умеет создать свой алгоритм решения, способы решения | В основном работает самостоятельно, испытывает затруднение при решении некоторых этапов задач, иногда требуется помощь педагога, допускает неточности при решении. | Испытывает затруднения при решении задач, требует частого контроля и помощи со стороны педагога | -Тесты по теме «Механика», «Колебания и звук», «Молекулярная физики и тепловые явления»«Электрические и магнитные явления» , «Оптические явления и строение атома», - Участие в олимпиаде, телекоммуникационных проектах. -Выполнение заданий итоговой игры по разделам физики, предусмотренные программой. |
3.Формированние мыслительных операций | 1.Воспитанник умеет выделять главное | Самостоятельно, уверенно, безошибочно выполняет задания на выделение главной идеи, мысли | В основном работает самостоятельно, испытывает небольшие затруднения, иногда требуется помощь педагога, допускает неточности | Испытывает затруднения при выделении главной мысли | -Карта результативности воспитанника. -Тестовые задания. -Организованная дискуссия -Итоги игр -Выполнение творческих заданий -Анализ результатов каждого ученика в интеллектуальных марафонах и конкурсах |
2.Воспитанник умеет классифицировать и систематизировать полученную информацию | Самостоятельно классифицирует по различным признакам | Самостоятельно классифицирует по различным признакам, но допускает неточности | Испытывает затруднения при выделении главной мысли. | ||
3.Умение обобщать | Самостоятельно умеет найти общее | Допускает неточности при выполнении заданий | Затрудняется найти общее | ||
4. Умение давать определение | Самостоятельно пытается сформулировать определение физической величине, явлению… | Испытывает небольшие затруднения при формулировании Определения | Не может правильно сформулировать определение | ||
5.Умение анализировать рисунок, график, текст, схему | Самостоятельно и правильно анализирует рисунок, график, текст, схему | С помощью небольшой подсказки учителя производит анализ рисунка, графика, текста, схемы | Не может самостоятельно анализировать, допускает грубые ошибки |
Литература
- Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1984.
- Билимович Б. Ф.Физические викторины. М. : Просвещение, 1999.
- Айрапетьянц Э.Ш., Константинов А. И. Эхолокация в природе, 1990
- Проссер Л., Браун Ф. Сравнительная физиология животных./пер. с англ. М., 1998
- Журнал «Вокруг света» 2006 №4. С.16
Утверждаю
Директор МОУ «Гимназия №12»
----------------Л. Н Казимирская
«_____» _______________20_
Учебный план
Дополнительной образовательной программы по физике
«Физика в живой природе
Тема | Количество часов |
Элементы биофизики при изучении механики | 6 |
Элементы биофизики при изучении колебании и звука | 6 |
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (6ч) | 6 |
Элементы биофизики при изучении электричества | 6 |
Элементы биофизики при изучении оптики и строение атома | 6 |
Физико - биологический турнир | 4 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Физика в живой природе".
Тематическое планирование для элективного курса в 9классе....
Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...
Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»
Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов. Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...
Презентация для 7 класса по физике "Давление в живой природе"
В данной презентации даны занимательные материалы для повышения активности учащихся на уроках физики....
Презентация для 7 класса по физике "Давление в живой природе"
В данной презентации даны занимательные материалы для повышения активности учащихся на уроках физики....
Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (7 класс)
Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.Ведущая идея программы &nda...
Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (8 класс)
Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исслед...