Элективный курс "Физика в живой природе".
элективный курс по физике (9 класс)
Тематическое планирование для элективного курса в 9классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 23.74 КБ |
plan_12-13_uch.g.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс "Физика в живой природе".
Пояснительная записка / Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов в качестве предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 35 ч. Содержание курса предполагает изучение и сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой природы. Иллюстрируются и доказываются общность и универсальность физических законов. Это дает учащимся возможность осознать место человека в окружающем мире, у них происходит формирование общей системы знаний о мире. отражающей взаимосвязь различных форм движения материи на основе межпредметных связей физики , медицины, биологии, техники при изучении электрических и механических явлений. Дается представление о современных медицинских диагностиках и терапевтических методиках, о явлении трения и его значение в жизни человека, в основе которых лежат достижения современной физики. Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением знаний по физике для понимания процессов , происходящих в человеческом организме. Данный элективный курс служит внутрипрофильной специализации обучения, позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию, физику) в будущем на профильном уровне. Здесь обучающиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в живом организме законами физики. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях и практических умений в области физики и биологии. Обучающиеся узнают, что в основе работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для сохранения своего здоровья. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии медицинского работника, физика, биолога. Цели курса:
знакомство с основными методами применения физических законов в медицине, биологии, технике.
развитие познавательного интереса к современной медицинской технике;
создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения;
предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности.
установление межпредметных связей между физикой и биологией дающее больше возможности для формирования представлений о единстве материального мира; Задачи курса:
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации;
способствовать приобретению коммуникативных умений;
научить: осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач ,выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, корректное отношение к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям;
развить интерес и учебную мотивацию к учебному предмету: физика и биология.
Основными методами обучения являются частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.
Ожидаемые результаты элективного курса являются:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
приобретения опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, проекта.
После изучения курса учащиеся должны: Знать (на уровне воспроизведения) понятия: электрическое поля, электрический ток, напряженность, напряжение, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое сопротивление, сила трения, зависимость силы трения скольжения от силы давления.
Практическое применение названных понятий и законов в электронагревательных приборах.
понимать, что физика- ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы, физические методы воздействия(электрические и магнитные поля) и физические методы анализа (электронная микроскопия) стали широко внедряться во все науки естественного цикла уметь описывать и объяснять физические явления: электризацию тел,
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, трение в технических устройствах, проблемы трения в живых организмах , работать со средствами информации, готовить сообщения, презентации, проекты, рефераты и выступать с ними, участвовать в дискуссиях, оформлять рефераты в письменном и электронном виде подбирать иллюстрированный материал и корректировать его.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Электив. Конструктор элективных курсов. Москва.2006.
2. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. " Электричество в живых организмах"-М; "Наука" 1988.
3. Кац Ц.Б. " Биофизика на уроках физике".- М; Просвещение.1988.
4. Соколова Н.Г., Соколова Т.В. "Физиотерапия"
5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика.- М; "Наука".1975. 6. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; "Вербум - М" 2002
Содержание программы курса "Физика в живой природе ".
Тема 1 "Все началось с янтаря"
Фалес из Милены. Что такое электричество? Электризация тел. Вопреки законам физики. Борьба со статическим электричеством. Антистатический агент. Реферат на тему: "Применение статического электричества".
Тема 2. Электрический ток.
Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Практическое применение электрических токов различных по напряжению, форме, частоте колебаний, направлению. От электронной теории к атомной теории материи. Презеньация на тему: "Электричество и жизнь".
Тема 3. Применение постоянного тока с лечебной целью.
Гальванизация. Прогрев тканей. Усиление кровообращение и лимфообращения.
Лечение артритов, бурситов. Экскурсия в физиотерапевтический кабинет.
Презентация : " Применение постоянного тока с лечебной целью "
Тема 4. Электричество в живых организмах.
Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. Электрические свойства тканей. Реферат на тему: "Электрические рыбы"
Тема 5. Электричество и растения.
Электрические явления в растениях. Влияние электричества на рост растений
Реферат на тему: "Растения - хищники".
Тема 6. Электрические явления в атмосфере.
Искровой разряд. Грозовая туча .Молния. Шаровая
молния. Электрический разряд и плодородие. Реферат на тему: "Природа шаровой молнии"
Тема 7. Магнит.
Китайский компас Открытие В. Гильберта. Природа магнетизма.
Магниты в медицине.
Реферат на тему: "Магниты в медицине"
Тема 8.Различные виды излучений в мире животных.
Эхолокация. Термолокация. Звуковые волны.
Тема 9. Круглый стол.
Защита учащимися зачетных работ: рефератов, исследовательских проектов, компьютерных презентаций (вид работы и форму ее представления выбирают сами).
Тема10 .Особенности движения живых организмов.
Кто самый быстрый. Реактивное движение.
Тема 11. Движение в мире растений.
Скорость роста растений. Как расселяются растения по планете. Презентация «Рост растений» Тема 12. Сила. Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение и явления природы. Первые исследования трения. Причины трения. Нагревание тел при трении. Тема 13. Трение в жизни человека. Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение. Движение крови по сосудистой системе. Тазобедренный сустав человека - естественный узел трения.
Тема 14. Учет и использование особенностей трения в быту.
Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения.
Тормозные устройства. Раздвижные двери. Трение в технических устройствах. Блокирование колес. Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. Смазка.
Тема 15. Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе. Движение судов, подводных лодок, самолетов, космических кораблей и их форма. Гидродинамический эффект. Вязкое трение. Льды и ледокол.
Тема 16. Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений.
Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Равномерное движение жидкостей по трубам. Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины. Растение перекати-поле. Способы передвижения животных. Органы движения у животных. Тема 17. Если бы не было трения. Приливы: Солнце против Луны. Гоночные машины "в хвосте " друг друга.
Тематический план курса.
Наименование разделов и тем | Часы |
1.Тема№ 1 Все началось с янтаря | 2 |
2.Тема №2 Электрический ток | 2 |
3. Тема №3 Применение постоянного тока лечебной целью | 2 |
4.Тема№ 4 Электричество в живых организмах | 2 |
5.Тема№5 Электричество и растения | 2 |
6.Тема№6 Электрические явления в атмосфере | 2 |
7.Тема№7 Магнит | 2 |
8 Тема№ 8.Различные виды излучений в мире животных. | 2 |
9 Круглый стол | 2 |
10. Тема№10 .Особенности движения живых организмов. | 2 |
11 Тема №11. Движение в мире растений. | 2 |
12.Тема №12 Сила. Сила трения. Трение покоя ,скольжения, качения. | 2 |
13Тема №13 Трение в жизни человека. | 2 |
14 Тема № 14.Учет и использование особенностей трения в быту | 2 |
15.Тема №15 Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. | 2 |
16.Тема№16.Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений. | 2 |
17.Тема №17 Если бы не было трения. | 2 |
18. Резервное время. | 1 |
Итого | 35 |
.
Предварительный просмотр:
Цели и задачи воспитательной работы
классного руководителя
на 2012-20123уч. год
Цель:
Помощь обучающимся в определении жизненных и профессиональных перспектив через самопознание и создание ситуаций выбора.
Воспитание образованной, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению
Задачи:
Развивать познавательную активность учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.
Предоставлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации.
Развивать у учащихся чувство долга и ответственности перед окружающими и Отечеством.
Формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.
Продолжить формировать навыки здорового образа жизни.
Направления воспитательной работы в 2012-2013 учебном году.
Направление 1. «Формирование здорового образа жизни».
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи работы: 1.Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по ….сохранению физического и психического здоровья нации;
2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Направление 2. «Интеллектуальное развитие».
Цель работы: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи работы: 1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
4.Психологическая подготовка учащихся ответственно отнестись к сдаче экзаменов.
Направление 3. «Духовно- нравственное и таприотическое воспитание»
Цель работы: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, …..ценности своего существования, ценности существования других людей.
Задачи работы: 1.Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в ….нем.
Направление 4. «Эстетическое воспитание».
Цель работы: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы: 1. Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
2.Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом . . …..возрастных особенностей учащихся.
3. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной ….деятельности.
4. Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Направление 5. «Семейное воспитание».
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы: 1.Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2.Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Направление 6 . «Профориентация».
Цель работы: Информирование обучающихся и их родителей о системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Задачиработы:1. Проведение тестирование с целью выявления способностей к различным видам деятельности.
2.Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблеме предпрофильной ….подготовки и профильного обучения.
3.Проведение классных часов по профориентации.
4.Проведение виртуальных экскурсий в вузы сузы Московской области.
5.Изучение спроса на профессии.
Расписание занятий
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
План работы с родителями
Консультирование родителей | Родительские собрания |
1. Консультация «Профилактика вредных привычек у школьников». | 1. Родительское собрание «Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей.» |
2. Консультация «Как помочь подростку успешно учиться?». | 2. Родительское собрание «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы». |
3. Консультация «Компьютер в доме: польза или вред». | 3. Родительское собрание «Итоговая аттестация выпускников основной школы. Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?» |
4. Консультация «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних». | 4. Родительское собрание «Организация праздника «Последний звонок» |
Сведения о занятости учащихсяво внеурочное время
(кружки, секции, факультативы)
ФИО уч-ся | В школе | Вне школы | |
1 | Адайкин Игорь Александрович | ||
2 | Адайкин Кирилл Александрович | ||
3 | Арефьева Светлана Викторовна | ||
4 | Дубинин Владислав Сергеевич | ||
5 | Зинина Елизавета Сергеевна | ||
6 | Иванова Алина Александровна | ||
7 | Кудряшов Сергей Алексеевич | ||
8 | Новикова Валентина Владимировна | ||
9 | Колызина Арина Владимировна | ||
10 | Кузнецова Янина Олеговна | ||
11 | Офицерова Анастасия Николаевна | ||
12 | Оськина Дарья Николаевна | ||
13 | Присяжной Максим Николаевич | ||
14 | Семенов Николай Павлович | ||
15 | Соколов Иван Андреевич | ||
16 | Фомин Илья Павлович | ||
17 | Халиуллин Раиль Рамилевич | ||
18 | Яшунин Денис Игоревич | ||
19 | Кузьмин Дмитрия Михайловича |
Участие в смотрах, конкурсах, олимпиадах
ФИ | Мероприятия | Результат |
Адайкин Игорь Александрович | ||
Адайкин Кирилл Александрович | ||
Арефьева Светлана Викторовна | ||
Дубинин Владислав Сергеевич | ||
Зинина Елизавета Сергеевна | ||
Иванова Алина Александровна | ||
Кудряшов Сергей Алексеевич | ||
Новикова Валентина Владимировна | ||
Колызина Арина Владимировна | ||
Кузнецова Янина Олеговна | ||
Офицерова Анастасия Николаевна | ||
Оськина Дарья Николаевна | ||
Присяжной Максим Николаевич | ||
Семенов Николай Павлович | ||
Соколов Иван Андреевич | ||
Фомин Илья Павлович | ||
Халиуллин Раиль Рамилевич | ||
Яшунин Денис Игоревич | ||
Кузьмин Дмитрия Михайловича | ||
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-2013учебный год.
Программное направление | Мероприятие | Срок исполнения | Участники | Ответственный |
Сентябрь Сплочение классного коллектива | День знаний. | 1 сентября | Весь класс, родители. | Кл. руководитель. |
Формирование здорового образа жизни | Беседа по профилактике травматизма на дорогах. Т.Б. в школе и дома. | 3 сентября | Весь класс. | Кл. руководитель. |
Духовно- нравственное. | Выбор актива класса, распределение обязанностей. | 2 неделя сентября | Весь класс | Кл. руководитель |
Формирование здорового образа жизни. | Единый день здоровья. | 8 сентября | Весь класс. | Воронита Т, П. |
Формирование здорового образа жизни. | Вахта «Чистый двор» | сентябрь | Весь класс. | Кл. руководитель . |
Патриотическое направление | Кл. час на тему "Недаром помнит вся Россия» | 4 неделя сентября. | Весь класс. | Кл. руководитель |
Октябрь Формирование здорового образа жизни. | Участие в спортивных соревнованиях по мини-футболу | октябрь | Мальчики класса | Воронина Т.П. |
Духовно- нравственное воспитание. | Участие в подготовке к мероприятию «День учителя» | 1-3октября | Весь класс. | Кл. руководитель, актив класса. |
Интеллектуальное развитие | Участие в школьных олимпиадах | октябрь | Весь класс | Актив класса, учителя предметники |
Профориентация. | Беседа « Что такое профессия» | 2 неделя октября | 2 неделя октября | |
Эстетическое воспитание | «Осенний бал» | 4 неделя октября | Весь класс | Актив, Кл. руководитель |
Духовно- нравственное воспитание | Работа с подшефными | октябрь | Отв. За шефскую работу | Актив, Отв. За шефскую работу |
Формирование здорового образа жизни. | Беседа « Техника пожарной безопасности, безопасность на дорогах, на водоемах» | Перед каникулами | Весь класс | Кл руководитель. |
Ноябрь Семейное воспитание | Кл. час на тему «Семья в жизни человека» | 3неделя октября | Весь класс | Кл. Руководитель Родители. |
Формирование здорового образа жизни. | Участие в соревнованиях по баскетболу- мальчики | ноябрь | Класс | Спортивный сектор Воронина Т. П. |
Профориентация. | Тестирование « Кем мне лучше стать» | 4 неделя | Кл. руководитель. Психолог | |
Профориентация. | Обсуждение итогов тестирования. | |||
Декабрь Формирование здорового образа жизни. | Беседа «Курение, наркотики, алкоголизм и развивающийся организм». | 1 неделя декабря | Весь класс | Кл. руководитель. |
Профориентация. Интеллектуальное развитие. | Кл. час на тему «Моя будущая жизнь и нынешняя учёба». | 2 неделя октября | Весь класс | Кл. руководитель. Актив класса |
Эстетическое воспитание | Участие в новогоднем вечере. | Весь класс | Актив класса | |
Трудовое воспитание | Уборка класса | 23-28 декабря | Весь класс | Отв. За трудовые дела |
Духовно- нравственное | Диспут «По каким критериям судят о воспитанности человека?». | Кл. руководитель. Актив класса. | ||
Январь Формирование здорового образа жизни. | Беседа «Компьютер – друг или враг?». | 3 неделя января | Весь класс | Кл руководитель. |
Формирование здорового образа жизни. | «Час здоровья» | Класс | Спортивный сектор Воронина Т. П. | |
Эстетическое | Виртуальная экскурсия «По музеям мира». | январь | Весь класс | Кл. руководитель |
Семейное воспитание | История моей семьи: вчера, сегодня, завтра». | |||
Февраль Формирование здорового образа жизни. | Беседа «Как успешно сдать экзамены?» | Весь класс | Кл. руководитель | |
Эстетическое воспитание | Участие в мероприятии посв. Дню влюбленных | февраля | Актив класса Отв. за культмассовую работу | |
Формирование здорового образа жизни | Игра «Зарница» | февраль | Весь класс | Актив, тв за спорт. работу. |
Патриотическое воспитание | Диспут . «Поговорим о службе в армии » | 4 неделя февраля. | Весь класс | Актив класса Отв. за культмассовую работу |
Духовно- нравственное воспитание | Работа с подшефными | февраль | Отв. За шефскую работу | Актив, Отв. за шефскую работу |
Профориентация | Знакомства с учебными заведениями Московской области. | 3 неделя | Весь класс | Кл. руководитель. |
Март Эстетическое воспитание | Участие в конкурсе поздравительных открыток. | 1-6 марта | Редколлегия | Актив класса |
Эстетическое воспитание | Участие в концерте, посвящ. 8 марта. | 1-6 марта | Актив класса, культмассовый сектор | |
Формирование здорового образа жизни. | Участие в соревновании по волейболу | март | Класс | Спортивный сектор Воронина Т. П. |
Духовно- нравственное воспитан | Работа с подшефными | март | Отв. за шефскую работу | Актив, Отв. за шефскую работу |
Формирование здорового образа жизни. | Беседа «О вреде сотовых телефонов.» | 2 неделя марта | Весь класс | Кл. руковод. Актив |
Профориентация | Встреча с людьми разных профессий | 4 неделя марта | Весь класс | Кл. руководитель. Родители |
Апрель Экологическое воспитание | Участие в экологической акции «День Земли» | апрель | Весь класс | Кл. руководитель. Актив класса |
Формирование здорового образа жизни | Участие в дне здоровья | апрель | Весь класс | отв за спорт. Работу Воронина Т. П. |
Духовно- нравственное воспит. | Работа с подшефными | апрель | Отв. за шефскую работу | Актив, Отв. за шефскую работу |
Трудовое воспитание | Трудовой десант «Чистый школьный двор» | По погоде | Весь класс | Кл руков. Актив класса |
Интелектуальное развитие. | Беседа « Как морально подготовится к экзаменам» | Весь класс | Психолог Кл. руководитель | |
Май Патриотическое воспитание | Участие в конкурсе поздравительных открыток к 9 мая. | 3-7 мая | редколегия | Актив класса |
Патриотическое воспитание | Участие в митинге, посвящ. Дню победы. | 9 мая | Весь класс | Кл. руков. Актив класса |
Формирование здорового образа жизни | Соревнование по лапте. | май | Весь класс | отв за спорт. Работу Воронина Т. П. |
Трудовое воспитание | Уборка территории и класса | 4 неделя мая | Весь класс | Отв. За трудовые дела |
Эстетическое воспитание | Праздник «Последнего звонка» | Весь класс | Актив класса родители | |
Кл. руководитель / Дюмина Е. Ф /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование элективного курса "Царства живой природы"
Программа элективного курса "Царства живой природы" предназначена для подготовки обучающихся к сдачи ЕГЭ и ГИА. В ней предусмотрено повторение особенностей строения и жизнедеятельности пре...
Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности живой природы» 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности живой природы»9 класс...
Программа элективного курса профильного обучения «Физика и живая природа»
программа составлена на межпредметной основе и включает в себя 3 основные части: теоретические знания и практические умения в области физике, теоретитческие знания и практические умения в области биол...
Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....
Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)
Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)
Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...
Программа элективного курса для 10 класса "История взаимодействия общества и живой природы"
Данная авторская разработка представляет собой интегрированный элективный курс на основе материала истории, обществознания, географии и экологии....