Проектирование современного урока в соответствии с требованиям ФГОС ООО.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Современный урок в условиях введения ФГОС.
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_v_ramkakh_fgos_ooo.docx | 76.47 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Материал опубликован на официальном сайте МБОУ гимназия № 95
Советского района города Ростова-на-Дону
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Председатель МО учителей русского языка, Пархоменко Е.В.
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Важнейшей задачей каждого учителя гимназии при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
В условиях проведения эксперимента по введению ФГОС ООО учителя гимназии, работающие в 5-х классах, должны были пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами |
Основные этапы урока | Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-говорение учителя) | Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок | Организовать деятельность детей по: поиску, обработке, информации; обобщению способов деятельности; постановке учебной задачи… |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий | Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% - репродуктивные задания; 7% - исследуй (чаще для сильных учащихся) | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте |
Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки
изучения (объяснения) нового материала,
закрепления знаний и формирования умений и навыков,
повторительно-обобщающего характера,
коррекции знаний, умений и навыков,
комбинированный,
контроля знаний, умений и навыков,
то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки
- «открытия» нового знания;
- рефлексии;
- общеметодологической направленности;
- развивающего контроля.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.
Структура урока изучения нового материала | Структура урока «открытия» нового знания |
1) Организационный этап. 2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7) Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:
1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
• актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
• установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
• воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
• активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
• актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
• попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
• зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
• проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
• зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
• соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
• организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
• организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
• создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
• для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика:
они становятся партнерами в образовательном процессе.
Что делает учитель? | Что делают ученики? |
спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает… | записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы… |
Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательного процесса.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ; умение применять знания в практической деятельности ; анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Принципиальное отличие современного подхода в образовании
освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода; пересмотр традиционных подходов в моделировании уроков; поддерживание инициативы ученика в нужном направлении; обеспечивание приоритета его деятельности по отношению к своей собственной. Важнейшая задача учителя при реализации ФГОС ООО
Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in - ternet -ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами. Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока ; самостоятельная деятельность. Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Организовать деятельность детей по: поиску, обработке, информации; обобщению способов деятельности; постановке учебной задачи… Главная цель учителя на уроке
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной . 2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности. О сновополагающие принципы современного урока
«открытия» нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Т ипология урока
Этапы урока в деятельностном подходе . Структура урока изучения нового материала Структура урока «открытия» нового знания 1) Организационный этап. 2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7) Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
они становятся партнёрами в образовательном процессе . С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: Что делает учитель? Что делают ученики? спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает… записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…
У рок литературы в 5 классе.
Тип урока : открытия «нового» знания. Цели урока : обучающая (предметный результат) – познакомить учащихся с понятием «пейзажная лирика», с особенностями художественного изображения картин природы в стихах; развивать умение анализировать поэтический текст, находить в нём и комментировать изобразительно-выразительные средства (звукопись, сравнения и метафоры, олицетворение); развивающая ( метапредметный результат) – формировать у учащихся умение формулировать проблему, определять цель и алгоритм учебной деятельности /познавательные и регулятивные УУД/; организовать работу учащихся в группах, с целью развития коммуникативных универсальных умений; воспитывающая (личностный результат ) – способствовать эстетическому развитию личности учеников, а также бережному отношению к родной при-роде. «Пейзажная лирика поэтов XIX века».
Предметные: ученик будет знать: особенности жанра пейзажной лирики, приёмы анализа поэтического текста, литературоведческие термины; ученик будет уметь: выразительно читать стихотворение; формулировать тему, идею художественного произведения; анализировать стихотворение; понимать роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; сопоставлять несколько лирических произведений на одну тему; создавать устные монологические высказывания. Метапредметные : У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия: регулятивные (определение учебной задачи, составление алгоритма деятельности, распределение обязанностей участников группового обсуждения, соблюдение регламента выступлений); коммуникативные (умение владеть определёнными вербальными и невербальными средствами общения; участие в коллективном диалоге; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения); познавательные (выразительное чтение поэтического текста, освоение ана-лиза стихотворения с использованием цитирования; устное высказывание о поэтическом тексте; сопоставление лирических произведений на одну тему). Личностные: актуализация познавательных мотивов; формирование эстетических чувств и нравственно-этического оценивания на основе знакомства с литературным произведением. Прогнозируемые результаты учебного занятия :
проблемно-диалоговая; технология продуктивного чтения. Образовательные технологии, используемые на уроке :
Познавательная Коммуникативная Регулятивная Деятельность обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС
презентация, отображающая типы современного урока, ресурсы современного урока, модели современного урока и их характеристики...
Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».
Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учи...
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»
Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»
Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
Презентация "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС"...
Проектирование современного урока в соотвествии с требованиями ФГОС
Сообщение на зеседании ЦМК №1 МК №1. 12.10.2017...
Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".
Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО"....