Рабочая программа по физике,7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 7» (авторы Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.–М. Дрофа, 2009 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpf7.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к утверждению методическим советом Директор МБОУ «Первомайская средняя
общеобразовательная школа»
Председатель МС ______________
Рабочая программа
по физике для 7 ж класса
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Портнова Е.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 7» (авторы Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.–М. Дрофа, 2009 г.).
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Особенностью предмета в физике в учебном плане образовательной школы является и тот факт что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Ведущая идея курса физики в основной школе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения
В приведённом тематическом планировании предусмотрено использование видеотеки, организационно- деловых игр, постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение исследовательских лабораторных работ учащимися, проблемных дискуссий, проектная деятельность учащихся, представление индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исследовательского проекта, публичной презентации.
Основные цели изучения курса физики:
-освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
-Актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а поэтому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип учета возрастных особенностях обучаемых;
Принцип научности является важнейшим принципом обучения, так как требует, чтобы содержание обучения знакомило обучающихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, чтобы обучение максимально задействовало раскрытие достижений науки, знакомило школьников с историей науки и перспективами развития данной отрасли знаний.
Принцип связи теории и практики. В последние годы перед педагогами ставится задача подготовить мобильного выпускника этому содействует принцип связи обучения с жизнью ( примером является подготовка к итоговой аттестации по математике, где теоретические задачи связаны с практическими видами деятельности человека: ремонт, досуг, отдых, торговля, строительство, биржевые операции ит.д.). Принцип связи обучения с жизнью применяется практически на каждом уроки, где хотя бы одна задача связана с практикой применения информации, полученной учащимися при изучении материала.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок. Выделяют четыре основных типа уроков:
- урок по ознакомлению с новым материалом;
- урок по закреплению изученного материала;
- урок проверки знаний, умений и навыков;
- урок по систематизации и обобщению изученного материала.
Основным типом урока является комбинированный.
Также для активизации интеллектуальной и речевой деятельности учащихся использую нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
- урок-практикум;
- урок - исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок - тест;
- урок - конкурс;
- урок - игра.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, и частично – поисковый.
Для реализации рабочей программы использую элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, игровые, проектная деятельность, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, инфомационно – коммуникационные.
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:
- Ценностно-смысловые
- Общекультурные
- Учебно-познавательные
- Информационные
- Коммуникативные
- Социально-трудовые
- Компетенции личностного самосовершенствования
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: проектная деятельность, практическая деятельность, обработка информации, IT-технологии, механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности, решение нестандартных, занимательных задач, проблемный способ изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах, проведение олимпиад, тест, дискуссия, групповая работа, парная работа,
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
- текущий – контроль в процессе изучения темы; формы, устный опрос и письменные формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы, физические диктанты, тестирование.
- итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела; формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы, итоговая контрольная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, гипотеза, абсолютная и относительная погрешность измерения, взаимодействие;
- смысл физических величин: температура, время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смещение, амплитуда, частота, период, длина и скорость волны;
- смысл физических законов: законы Ньютона*, закон всемирного тяготения, правило равновесия рычага, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света;
- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, отражение, преломление и поглощение света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
- записывать результат измерений с учётом погрешности;
- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Из них:
-контрольных работ- 5 часов, которые разделены по разделам следующим образом: «Механические явления» 3 часа, «Звуковые явления» 1 час, «Световые явления» 1 час.
-лабораторных работ-9,5 часа.
«Измерение длины, объёма и температуры тела»-1ч., «Измерение размеров малых тел»-0,5ч., «Измерение времени»-0,5ч., «Изучение равномерного движения»-0.5ч., «Измерение массы тела на рычажных весах»-0,5ч., «Измерение плотности вещества твёрдого тела»-1ч., «Градуировка динамометра и измерение сил»-0.5ч., «Измерение силы трения скольжения»-0.5ч., «Изучение условия равновесия рычага»-1ч., «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»-1ч., «Наблюдение прямолинейного распространения света»-0.5ч., «Изучение явления отражения света»- 1ч., «Изучение изображения, даваемого линзой»- 1ч.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Данное планирование определяет достаточный объём учебного времени для повышения физических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Учебно – тематический план.
тема | Содержание учебного материала | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ. |
Введение. | Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире | 6 | 3 | |
Механические явления. | Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Инерция. Масса и ее измерение. Плотность вещества и ее измерение. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. КПД. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии. | 38 | 8 | 3 |
Звуковые явления. | Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука. | 6 | 1 | |
Световые явления. | Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линза, ход лучей в линзе. Фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Цвета тел. | 16 | 3 | 1 |
Повторение | 4 | |||
Всего. | 70 | 14 | 5 |
Основное содержание :
Введение.
Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Механические явления.
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Инерция. Масса и ее измерение. Плотность вещества и ее измерение. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. КПД. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.
Звуковые явления.
Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука.
Световые явления.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линза, ход лучей в линзе. Фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Цвета тел.
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
№ | Тема | Вид контроля | По плану | Фактически |
1 | Введение | Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела» | ||
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».» | ||||
Лабораторная работа №3 «Измерение времени» | ||||
2 | Механические явления | Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач. | ||
Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах» | ||||
Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела» | ||||
Контрольная работа «Скорость. Масса. Измерение плотности вещ-ва» | ||||
Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил» | ||||
Контрольная работа Механические явления | ||||
Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения» Трение в природе и технике. | ||||
Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения». | ||||
Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага» | ||||
Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | ||||
Контрольная работа «Энергия. КПД» | ||||
Контрольная работа по теме «Звуковые явления» | ||||
3 | Световые явления | Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света» | ||
Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света» | ||||
Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемые линзой». | ||||
Контрольная работа по теме «Световые явления». |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения курса физики ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, гипотеза, абсолютная и относительная погрешность измерения, взаимодействие;
- смысл физических величин: температура, время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смещение, амплитуда, частота, период, длина и скорость волны;
- смысл физических законов: законы Ньютона*, закон всемирного тяготения, правило равновесия рычага, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света;
- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, отражение, преломление и поглощение света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
- записывать результат измерений с учётом погрешности;
- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Учебно – методическое обеспечение
I.Учебно-методический комплект:
1. Учебник «Физика. 7 класс», Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2014г.
2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.
4. Рабочая тетрадь Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2014г.
5. Тематическое и поурочное планирование. Физика 7 класс. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2004г.
II. Литература для учителя
- Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е., Чаругин В.М. Физика - 7 : учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2014.
- Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 7 : Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2014.
- Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 7 : Тематическое и поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2009.
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Марон А.Е. Физика: дидактические материалы для 7 класса. - М.: Дрофа, 2006.
- Типовые тестовые задания ГИА от разработчиков ФИПИ
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Программные средства.
- Образовательная коллекция 1С: Физика 7-11класс
- 1С: Школа. Физика 7-11класс. Практикум
- Операционная система Windows ХР.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837
- Программа-архиватор WinRar.
Календарно - тематический план
№ темы | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | Фактически | ||||||||
1 | Введение | 6 | |||||||
1/1 | Что и как изучают физика и астрономия. | 1 | Урок изучения нового материала | Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза. Физические тела. Тело и вещество. Связь физики и астрономии. | Беседа , Л.№ 5,6. | П.1, 2 | |||
2/2 | Физические величины. Единицы физических величин. | 1 | Комбинированный урок | Физические величины. Единицы величин. Международная система(СИ). | Задание №2 | П. 3 | |||
3/3 | Измерение физических величин. Точность измерений. | 1 | Комбинированный урок. | Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учётом абсолютной погрешности. | тест | П. 4,5. | |||
4/4 | Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела» | 1 | Урок практикум | Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Запись результата измерений. Определений погрешностей измерений. | Задание №3 | ||||
5/5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». Связи между физическими величинами. | 1 | Урок практикум | Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин. Роль математики в развитии физики. Связь между физическими величинами. Физический закон. | Задание №5 Тест | § 6 | |||
6/6 | Лабораторная работа №3 «Измерение времени» Физика и техника. Физика и окружающий нас мир. | 1 | Комбинированный урок | Взаимосвязь физики и техники. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение» Правило пользование секундомером. Погрешность измерение времени с помощью секундомера. | Беседа. | §.7.8 | |||
2 | Механические явления. | 38 | |||||||
1/7 | Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. | 1 | Урок изучения нового материала | .Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Тело отсчёта. | Задание №7 (2,3) | § 9,10. | |||
2/8 | Траектория. Путь. Равномерное движение. | 1 | Комбинированный урок | Траектория движения. Пройденный путь .Единица пути.. Прямолинейное равномерное движение. | Задание №7)4) | 11.12 | |||
3/9 | Скорость равномерного движения. | 1 | Комбинированный урок | Скорость прямолинейного равномерного движения. Определение и формула для расчёта скорости. Единицы скорости. Скорости движения, встречающиеся в природе и технике. Скорость - векторная величина. | Л. №117,119,128. | 12 | |||
4/10 | Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач. | 1 | Урок практикум | Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени. | Задание №8 | ||||
5/11 | Неравномерное движение. Средняя скорость. | 1 | Комбинированный урок | Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Формула для расчёта средней скорости. | Л. № 133, 135, 137. | 13 | |||
6/12 | Равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | Урок изучения нового материала | Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение - векторная физическая величина. | ККР ( по материалу п.12,13) | 14 | |||
7/13 | Решение задач. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.* | 1 | Урок практикум | Расчёт скорости равноускоренного движения. Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени. Формула пути при равноускоренном движении. | Задание №10 | П. 15 | |||
8/14 | Инерция. | 1 | Урок изучения нового материала | Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции. | ККР | П. 16 | |||
9/15 | Масса. | 1 | Урок изучения нового материала | Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел. | Задание №12 | П. 17 | |||
10/16 | Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Урок практикум | Масса- физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы. | П.18 | ||||
11/17 | Плотность вещества. | 1 | Урок изучения нового материала | Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значение плотностей твёрдых, жидких и газообразных веществ. | Задание №13 | П. 19 | |||
12/18 | Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела» | 1 | Урок практикум | Л. №237,265, 267. | |||||
13/19 | Контрольная работа «Скорость. Масса. Измерение плотности вещ-ва» | 1 | Урок контроля. | КР | |||||
14/20 | Сила. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – физическая величина. Единица силы. Сила- векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения. | Задание №13(4) | П. 20 | |||
15/21 | Измерение силы. Международная система единиц. | 1 | Комбинированный урок | Деформация- результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы. | Л. №319, 32.0 | П.21, 22 | |||
16/22 | Сложение сил. | 1 | Комбинированный урок | Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. | Л. №365,366 | П. 23 | |||
17/23 | Сила упругости. | 1 | Комбинированный урок | Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука. | Задание №16(1,3,4) | П. 24 | |||
18/24 | Сила тяжести. | 1 | Комбинированный урок | Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъёма над поверхностью Земли. Ускорении свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне. | Задание №17 | П.25 | |||
19/25 | Решение задач. Закон всемирного тяготения.* | 1 | Урок практикум | Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, её физический смысл. Закон всемирного тяготения. | Л. №288, 297, 301. | П. 26 | |||
20/26 | Вес тела. Невесомость. | 1 | Комбинированный урок | Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести. | Задание №19 | П. 27 | |||
21/27 | Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил» Решение задач. | 1 | Урок практикум | Л.№307, 309, 311. | |||||
22/28 | Давление. Контрольная работа Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел | 1 | Комбинированный урок | Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчёта давления. Единица давления. Давление в природе и технике. | КР | П. 28 | |||
23/29 | Сила трения. | 1 | Комбинированный урок | Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения. Формула для нахождения силы трения. Виды трения.: трение скольжения, трение качения, трение покоя. | Задание №21(2,3,5) | П.29 | |||
24/30 | Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения» Трение в природе и технике. | 1 | Урок практикум | Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике. | Задание №21(1,6) | ||||
25/31 | Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения». Обобщение пройденного материала. Законы Ньютона.* | 1 | Урок практикум | . | П. 30 | ||||
26/32 | Механическая работа. | 1 | Комбинированный урок | Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы. | Л. №667, 760, 677. | П. 31 | |||
27/33 | Мощность. | 1 | Комбинированный урок | Мощность. Единицы мощности. | Л.№707,708,717 | П. 32 | |||
28/34 | Решение задач. | 1 | Урок практикум | Л.№ 678, 690, 718, | |||||
29/35 | Простые механизмы. | 1 | Комбинированный урок | Простые механизмы. Виды простых механизмов. | ККР | П.33 | |||
30/36 | Правило равновесие рычага. | 1 | Комбинированный уро | Рычаг. Плечо силы. Правило равновесие рычага. Применение рычагов в природе, технике, быту. | Л.№ 750, 751. | П. 34 | |||
31/37 | Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага» | 1 | Урок практикум | Л.№ 738,741. | |||||
32/38 | Применение правила равновесие рычага к блоку. «Золотое правило» механики. | 1 | Комбинированный урок | Блок. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое правило» механики. | Л.№ 760, 763, 764. | П. 35, | |||
33/39 | Коэффициент полезного действия | 1 | Комбинированный урок | Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия. | Л.№788, 792. | П. 36 | |||
34/40 | Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | 1 | Урок практикум | Л.№ 775,782. | |||||
35/41 | Энергия. контрольная работа «Энергия. КПД» | 1 | Урок контроля | Понятие энергии. Энергия – физическая величина. Единица энергии. | КР | П.37 | |||
36/42 | Кинетическая и потенциальная энергия. | 1 | Комбинированный урок | Кинетическая энергия. Зависимость к.э. от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия и её зависимость от массы тела и высоты подъёма. Потенциальная энергия деформированного тела. | Задание №28 (1,2,5,6) | П.38 | |||
37/43 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | Комбинированный урок | Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения. | КПР | П. 39 | |||
38/44 | Повторение и обобщение темы. | 1 | Урок обобщения и повторения. | Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления» | Беседа. | Итоги главы 1 | |||
3 | Звуковые явления. | 6 | |||||||
| 1/45 | Колебательное движение. Период колебаний маятника* | 1 | Урок изучения нового материала | Колебательное движение. Колебание шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Математический маятник* Период колебаний маятника*. | Задание №30(1,2) | П. 40,41 | ||
2/46 | Звук источники звука. | 1 | Комбинированный урок | Колеблющееся тело- источник звука .Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека. | КПР | П. 42 | |||
3/47 | Волновое движение. Длина волны. | 1 | Комбинированный урок | Волновое движение. Условия возникновения и распространение волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Формула для скорости волны. | Задание №33 | П.43,44 | |||
4/48 | Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. | 1 | Комбинированный урок | Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Строение уха человека.* хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция. Скорость звука. Зависимость скорости звука от свойств среды и от температуры. | Л.№ 902, 903, 904. | П.45,46 | |||
5/49 | Громкость и высота звука. Отражение звука. | 1 | Урок изучения нового материала | Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр звука. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Поглощение звука. | КПР | П. 47,48 | |||
6/50 | контрольная работа «Звуковые явления» | 1 | Урок обобщения и контроля. | Повторение и обобщение знаний о характеристиках колебательного и волнового движений, условиях существования распространения звуковых вол.. свойствах звука. | ККР | Итоги главы 2 | |||
4 | Световые явления. | 16 | |||||||
| 1/51 | Источники света | 1 | Комбинированный урок | Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отражённого света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания. | Л.№ 1485, 1487 | П. 49 | ||
2/52 | Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света» | 1 | Урок практикум | Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград очень малых размеров.* Применение явления прямолинейного распространения света на практике. | П. 50 | ||||
3/53 | Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени. | 1 | Комбинированный урок | Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения. | Задание № 40 | П. 51,51 | |||
4/54 | Отражение света. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света» | 1 | Урок практикум | Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света. | П. 53 | ||||
5/55 | Изображение предмета в плоском зеркале. | 1 | Комбинированный урок | Получение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение . перископ. | Задание №43 (3,4) | П.54 | |||
6/56 | Повторение материала. Решение задач. Вогнутое зеркало* | 1 | Урок практикум | Вогнутое зеркало*. Применение вогнутых зеркал*. | КПР | П. 55.56 | |||
7/57 | Преломление света. Полное внутреннее отражение. | 1 | Комбинированный урок | Явление преломление света. Соотношение между углами падения и углами преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призмах. | Л.№1568. | П. 57-59 | |||
8/58 | Линза, ход лучей в линзе. | 1 | Комбинированный урок | Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. | КПР | П. 60 | |||
9/59 | Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемые линзой». | 1 | Урок практикум |
| Задание №51 | П.61 | |||
10/60 | Фотоаппарат. Проекционный аппарат. | 1 | Комбинированный урок | Устройство фотоаппарата и ход лучей в нём. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нём. | П.62 | ||||
11/61 | Глаз. | 1 | Комбинированный урок | Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. | Задание № 54 | П.63 | |||
12/62 | Очки, лупа. | 1 | Комбинированный урок | Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Очки. Правила гигиены зрения. Лупа. Увеличение лупы. | Л.№ 1619, 1614. | П.64 | |||
13/63 | Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. | 1 | Комбинированный урок | Спектр белого света. Спектральные цвета .Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра. | Вопросы к п. 65,66 | П.65.66 | |||
14/64 | Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления» | 1 | Урок обобщения и повторения | Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета. | Беседа. | П.67 | |||
15/65 | Контрольная работа по теме «Световые явления». | 1 | Урок контроля. | Итоги главы №3 | |||||
16/66 | Повторение | 1 | Урок обобщения и повторения | Беседа. | |||||
67-70 | Повторение | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...