Статья «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ И АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ»
статья по физике на тему

Антонова Элла Михайловна

Статья опубликована с целью распространения педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_antonova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ

И АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ».

        В современном мире учащимся требуются не только знания, но и умение быть всесторонне развитой личностью, обладающей определенными качествами. Поэтому перед учителем ставится сложная задача поспособствовать тому, чтобы они научились жить и творить в быстро изменяющемся мире. Преподавателю нужно постараться: увлечь ребят учебным процессом, т.к. сами они не стремятся овладеть знаниями, постараться привить интерес к предмету, развить увлеченность делом, желание достичь результата. Поэтому одной из важнейших задач учителя физики и математики считаю развитие целостного формирования научных знаний, технических умений, единой картины мира.

        Очень важно развивать у учащихся умение слушать и слышать собеседника. В результате обучения учащийся должен уметь сравнивать информацию и источники ее получения, уметь анализировать их и делать правильные выводы, уметь грамотно обобщать информацию и выделять главное.

        Традиционные методы обучения больше направлены на информативность, поэтому я использую игровые приемы для развития и реализации основных знаний, умений и навыков. Игровые методы, применяемые во внеклассной работе, содействуют эффективному решению учебно-воспитательных задач.

        Среди активных методов обучения я выделяю игровые формы, которые помогают гораздо легче усвоить пройденный материал, способствуют развитию мышления, познавательного интереса, формированию навыков самообразования, индивидуальных способностей.

        Так при проведении «Физико-математического турнира», который назывался «Физики и математики – соперники и друзья», работа с самого начала строилась на абсолютно добровольных началах. Ведь одна из основных задач – научиться общаться друг с другом, свободно и расковано, доброжелательно относиться к оппонентам.

        Проведение данного вида работы нужно для того, чтобы сформировать интерес к занятиям, поспособствовать росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

        Прогрессивным может считаться тот способ организации внеклассного мероприятия, который соответствует для данного возрастного периода деятельности учащихся. Для подростков ведущей деятельностью является общение, поэтому знания учащихся, полученные в общении, приобретаются добровольно и используются наиболее полно.

        В предлагаемой мною игре одни учащиеся демонстрируют свои знания, а другие, общаясь с ними, приобретают. Передача знаний осуществляется в интересной и доступной форме. Это мероприятие имеет большие воспитательные возможности: участники не просто обмениваются информацией, а стремятся, чтобы эта информация была понята и осмыслена всеми играющими.      

Для создания ситуации успеха и повышения мотивации, подготовка к мероприятию начиналась с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.

        Работа над турниром осуществлялась в несколько этапов: повторение пройденного материала по физике и математике, подбор материала к оформлению газеты, ее оформление.

        Очень важны взаимоотношения учащихся и учителя, они должны быть основаны на доверии, т.к. процессом подготовки и проведения мероприятия руководит учитель.

        Цели игры «Физико-математического турнира» были поставлены следующие:

  • повышение познавательного интереса к предметам;
  • фронтальное повторение основных формул и основных законов физики;
  • развитие умений быстро и эффективно мыслить;
  • отработка знаний, умений полученных в процессе обучения;
  • развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы;
  • воспитание чувства ответственности за команду и чувства уважения к оппонентам.

Алгоритм проведения турнира:

За 3 недели до проведения игры командам предлагается домашнее задание в виде оформления газеты.

Непосредственно в день проведения турнира осуществляется подготовка: расставляются столы для двух команд (на столах таблички с названием команды). Вывешивается девиз мероприятия: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремиться к нему, само же оно не приходит» Ал-Беруни.

  1. Организационная часть: готовность команд, вступительное слово учителя (правила, цели и задачи)
  2. Представление команд (защита газеты)
  3. Выполнение заданий: 7 туров, каждый из которых направлен на формирование определенных навыков
  4. Подведение итогов (ответы оценивает жюри)

Продолжительность игры – 60 минут.

Проверку правильности ответов оценивает жюри с помощью критериев оценки и ответов на задания этапов игры, разработанных мною для проведения турнира. Члены жюри заполняют листы протокола после завершения каждого тура и по окончанию  игры вносят подсчитанные баллы в итоговый протокол, тем самым, определяя победителя.

При подведении итогов выяснилось, что команды хотя и набрали не максимальное количество баллов, но их разница результатов отличалась всего в 1 балл. Это говорит о том, что все участники стремились к победе и поставленные цели мероприятия в целом были реализованы.  

        В качестве домашнего задания каждой из команд было предложено сделать газету: подобрать материал, соответствующий теме, а также полезный и интересный всем. В процессе совместной работы над газетой у учащихся формируются такие коммуникативные умения, как «способность» устанавливать контакт, участвовать в обмене информацией, вести разговор, отстаивать свою точку зрения. Помимо того, что ребятам нужно было сделать газету, им нужно было ее защитить, т.е. обосновать, почему именно этот материал они выбрали и чем он может пригодиться в жизни. Данная работа формирует у учащихся такие навыки, как развитие речи, умение отстаивать свои позиции.

        Первый тур представлен в виде вопросов, которые содержат задания по математике и по физике, направленные на знание простейших определений и понятий. Тут учащимся пришлось включать в работу память и восстанавливать одновременно знания по обоим предметам.

        Следующий тур направлен на развитие познавательных и исследовательских умений учащихся и культуры общения. Их задача состояла в совместном подборе вопросам группе оппонентов, которые должны быть сформулированы доступно и кратко.

Третий тур направлен на развитие умений установления закономерности, причинно-следственных связей. Участникам дается задание на объединение логических пар в двух столбцах, например в первом столбце слову «постоянная» соответствует слово во втором столбце «Больцмана».

Четвертый тур направлен на проверку знания математических формул и на развитие познавательного интереса. Уровень знаний учащихся невысок, поэтому учителю приходится задумываться над тем, как заинтересовать ребят, и тут на помощь приходят «детские» задания: например, собрать пазлы. На карточках, разрезанных на 2 части, написаны различные математические формулы. Задача команд быстро и правильно собрать большинство формул.

Следующий тур представлен в виде эстафеты. Участникам нужно быстро сориентироваться и сопоставить, например, формулу с названием физического закона или определения. На этом этапе происходить развитие таких качеств, как способность принимать собственное решение и нести за него ответственность, т.к. результат команды зависит от отдельно взятого учащегося.

Выполнение заданий шестого тура (отгадывание ребусов)  вызвало особый интерес учащихся. Для расшифровки ребуса потребовались сообразительность, фантазия и работа мысли ребят.

На последнем туре участникам предлагалось решить практическую задачу, направленную на выявление межпредметных связей между математикой и физикой. Это задание подводило итог нашему мероприятию.

Ребятам очень понравились все задания, и я взяла себе на «заметку», что эту игру можно раздробить на отдельные фрагменты и использовать их в урочной деятельности, как небольшие проверочные работы.

По окончании мероприятия должен быть обязательно заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение о результатах выполнения заданий и работе участников. Таким образом, оценивается не только результат, но и работа команд. Оценка работы команд не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных учеников.

Хочется добавить, что подготовка какого-либо мероприятия требует от учителя много личного времени. Зато потом она окупится добрым отношением учащихся к преподавателю, повышенным интересом к предмету.

Я думаю, что в процессе обучения таких предметов, как математика и физика, большое значение имеет хорошо организованная внеклассная работа. Любое внеклассное мероприятие объединяет учение и игру, труд и отдых, развивает сообразительность, логическое мышление, укрепляет память. Использование программного материала вызывает у учащихся активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей, развивает интерес и любознательность.

Игровой метод включает в себя групповую форму работы, а такая форма имеет ряд достоинств. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным  в решении каких-либо задач. В-третьих, выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализация знаний. При совместном выполнении задания происходить взаимообучение, поскольку ученик вносит свою лепту в общую работу.

Не стоит забывать о том, что задача учителя не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний учащихся. Также учитель должен содействовать личностному росту каждого ученика, развитию коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Игровые формы способствуют улучшению климата в группе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье изложены основные правила организации интерактивного обучения, предложена методика организации и проведения мозгового штурма....

Активные методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Доклад на тему «Активные методы обучения как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»

Доклад на тему«Активные методы обучения как средство формированияобщих компетенций на уроках литературы»...

Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»

Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...

мастер класс на тему "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"

Использование метода фокальных как средство формирования функциональной грамоности. Главная цель МФО - научить находить идеи, необычные, нестандартные решения. Дает возможность посмотреть на ситуацию ...

Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх....