Конкурсное задание "Учебное занятие". Конспект урока физики на тему "Исследование далеких планет. Нептун и Плутон"
план-конспект занятия по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики
«Исследование далеких планет»
Класс: 9
Цель: Исследовать планеты Нептун и Плутон
Задачи:
- Вспомнить строение солнечной системы;
- Познакомиться с историей открытия планет Нептун и Плутон;
- Изучить строение и основные характеристики планет Нептун и Плутон.
Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал, презентация, видеофрагмент.
Ресурсы: виртуальная лаборатория по физике «VirtuLab»
Этапы урока:
- Организационный момент
- Лабораторная работа
- Новая тема
- Закрепление нового материала
- Домашнее задание
1.Организационный момент
-Здравствуйте!
-Уже в младших классах, на уроках биологии и географии вы получали сведения о Вселенной, небесных телах. Кто-то из вас читал детские энциклопедии, смотрели фильмы о планетах, звездах, созвездиях…
Сегодня, на нашем уроке мы освежим ваши знания и узнаем еще много нового. И начнем мы с вами с лабораторной работы, которая позволит нам вспомнить названия планет и их расположение.
2.Актуализация знаний
Лабораторная работа (Приложение №1)
-Лабораторная работа будет интерактивной, на столах у каждого есть карточки-таблицы в которых вы будите работать.
Название работы «Модель Солнечной системы»
-Ваша задача: заполнить таблицу данными, которые вы видите на экране
(Учитель работает вместе с учениками)
Вопросы:
1 вариант-какая планета самая тяжелая?
2 вариант-какая планета самая легкая?
Всем ученикам: сделайте вывод по лабораторной работе
-Ответе на вопрос: какая планета в нашей таблице самая последняя?
(ответ учеников)
-А какой планеты нет у нас в таблице?
(ответ учеников)
-Тогда можете назвать мне тему нашего урока?
(ответ учеников)
3.Основная часть. (Новая тема)
-Тема нашего урока: «Исследование далеких планет. Нептун и Плутон»
-Наши с вами задачи:
1.Исследовать планеты Нептун и Плутон;
2. Выяснить их особенности;
3.Ответить на вопрос «Почему Плутон больше не планета?»
-Внимание на экран!
(просмотр презентации, сопровождается кратким конспектированием)
Нептун
Непту́н — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Нептун также является четвёртой по диаметру и третьей по массе планетой. Планета была названа в честь римского бога морей.
Обнаруженный 23 сентября 1846 года Нептун стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчётам, а не путём регулярных наблюдений. Открытие принадлежит французским ученым Йохану К. Галле и Урбану Леверье.
Нептун является ледяной планетой, состоящей из аммиака, воды и метана. Атмосфера планеты состоит из гелия и водорода. Ядро Нептуна состоит из силикатного магния и железа.
В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы, по некоторым оценкам, их скорости могут достигать 2100 км/ч. Температура Нептуна в верхних слоях атмосферы близка к −220 °C.
1.Спутники.
У Нептуна на данный момент известно 13 спутников, самый крупный -Тритон.
2.Кольца.
У Нептуна есть кольцевая система, хотя гораздо менее существенная, чем, к примеру, у Сатурна. Кольца могут состоять из ледяных частиц, покрытых силикатами, или основанным на углероде материалом, — наиболее вероятно, это он придаёт им красноватый оттенок. В систему колец Нептуна входит 5 компонентов.
3.Интересные факты:
-Продолжительность дня на планете равна 16 часам.
-Масса поверхностного льда планеты в 17 раз превышает массу Земли.
-Во всей Солнечной системе Нептун является самой холодной планетой.
В 2016 году НАСА отправили к планете Нептун аппарат Neptune Orbiter, который передаст новые данные о небесном гиганте.
Плутон
Плуто́н (134340 Pluto) — крупнейшая известная карликовая планета Солнечной системы, десятое по массе (без учёта спутников) небесное тело, обращающееся вокруг Солнца — после восьми планет и Эриды. Первоначально Плутон причисляли к обычным планетам, но сейчас он считается карликовой планетой и самым крупным объектом в поясе Койпера. Плутон назван по имени бога подземного царства. Плутон открыт благодаря не сложным математическим расчетам, а острому зрению Клайда Томбо.
Плутон состоит в основном из камня и льда и он относительно мал: его масса меньше массы Луны в шесть раз, а объём — в три раза. Площадь поверхности Плутона примерно равна площади России.
Со дня своего открытия в 1930 и до 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Однако в конце XX и начале XXI века во внешней части Солнечной системы было открыто множество объектов. 24 августа 2006 года МАС впервые дал определение термину «планета». Плутон не попадал под это определение, и МАС причислил его к новой категории карликовых планет вместе с Эридой и Церерой. После переклассификации Плутон был добавлен к списку малых планет и получил номер 134340 по каталогу Центра малых планет. Некоторые учёные продолжают считать, что Плутон должен быть переклассифицирован обратно в планету.
1.Спутники
Вокруг Плутона находится несколько спутников – Харон, Гидра, Никс, Р1
Интересные факты
1.Первое название – Планета Х. Название Плутон придумала школьница из Оксфорда (Англия)
2.Плутон единственный из карликовых планет, на котором есть атмосфера.
3.Для одного оборота вокруг себя, Плутону надо 6 дней, 9 часов и 17 минут.
4.На Плутоне всегда темно, поэтому с него круглосуточно можно смотреть на звезды.
С момента своего открытия и до 2178 года Плутон впервые обойдет вокруг Солнца.
-На экране вы видите таблицу Менделеева: химический элемент №93 Нептуний и №94 Плутоний названы в честь планет, которые мы изучаем.
- А теперь просмотрим видео ролик об этих планетах
(просмотр видеоролика)
4.Закрепление изученного материала
Работа в группах (приложение №2)
Обобщим полученные знания. Каждой группе дается лист с названием планеты, нужно его заполнить
(время выполнения задания 5-6 минут)
5.Рефлексия
Защита работ
-От каждой группы к доске выходит один ученик и защищает работу
-вы справились с заданием, спасибо за работу!
6.Домашняя работа
подготовить доклад о других планетах. Прочитать п.17
Мы продолжим говорить о вселенной и дальше, ведь еще многое нужно узнать!
Приложение №1
№ | Название планеты | Масса (кг) | Радиус (км) | Спутники |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 |
Приложение № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему "Известные люди планеты" с использованием социальных сетевых сервисов
План-конспект урока на тему "Известные люди планеты" с использованием социальных сетевых сервисов и сопроводительные материалы к нему. Урок был проведен в 7 "а" классе по УМК Биболетова М.З., Тр...
Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"
Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля. Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...
Конспект урока на тему: "Давайте поможем планете"
Конспект урока на тему: "Давайте поможем планете"...
Конспект урока «Кто ответственен за нашу планету?»
Цель урока: научить ребят обсуждать экологические темы на английском языке. Воспитательный аспект урока:воспитание ценностного отношения к природе и животному миру, понимания активной роли человека в ...
конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"
План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...
Конспект урока по теме " ЯПОНИЯ. ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ"
Конспект урока по теме "Япония . Далекая и близкая" 11 класс....
Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул. План-конспект урока физики 7 с использованием инновационного продукта «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».
Данная работа представляет собой план-конспект открытого урока физики 7 класса: "Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул". В данном уроке использ...