Использование информационно-компьютерных технологий в основной школе»
статья по физике (7, 8, 9 класс) на тему
использование информационно-компьютерных технологий в основной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_kursam.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Современные технологии обучения физике. Инновации в школьном физическом образовании»
По теме:
«Использование
информационно-компьютерных технологий
в основной школе»
Исполнитель:
Шапиров Рашид Закарьевич
Москва 2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение………………………………………………………………….3
- Глава 1. Необходимость внедрения новых информационных
технологий в процесс обучения ………………………………………..5
- Глава 2. Новые технологии … …………………………………………9
- Глава 3. Интерактивная доска как техническое средство обучения....11
- Глава 4. Преимущества и недостатки использования ИКТ……..…….13
- Заключение………………………………………………………….……15
7.Список литературы .. ……….. ………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Процесс информатизации общества требует скорейшего разрешения многих задач, связанных, прежде всего, с информатизацией образования, с использованием в образовании новых информационных технологий обучения, с внедрением компьютера в процесс обучения конкретным дисциплинам. Теоретические и практические аспекты проблемы компьютеризации образования, в основу которых положены идеи и принципы технологического подхода в обучении, исследовались и продолжают исследоваться многими видными учеными и методистами: И.Н. Аптиповым, В.П. Беспалько, М.М. Буняевым, Я.А. Ваграменко, Я.И. Груденовым, O.A. Козловым, Э.И. Кузнецовым, В.Ф. Любичевой, A.B. и др.
Анализ исследований, связанных с вопросами эффективности и особенности использования средств информационных технологий в обучении различным предметам, позволяет говорить о том, что применение компьютера создает благоприятные условия для индивидуализации обучения, повышает мотивацию учащихся, открывает новые возможности для управления учебным процессом, для достижения общих дидактических целей и решения конкретных задач в обучении и воспитании учащихся. Методологические, дидактические, психологические и социальные аспекты этой проблемы отражены в работах Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, A.A. Кузнецова, В.Я. и других.
Ученые достаточно часто обращаются к вопросам классификации дидактических принципов, к построению педагогических программных средств и к осуществлению контроля знаний учащихся по различным предметам с помощью компьютера. «Не вызывает сомнения, что средства информационных технологий обладают большими возможностями в реализации принципа наглядности в процессе обучения. В современном мире необходимо обрабатывать большой поток информации в короткие сроки. Поэтому сама информация должна быть представлена определенным образом, в частности, необходимо увеличение темпа подачи информации. Отсюда вытекает, что использования компьютера и соответствующего учебного обеспечения должно начинаться как можно раньше. «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства».
Сказанное выше определяет актуальность выбранной темы реферата, состоящую в поиске особых методических подходов к использованию средств информационных технологий с целью совершенствования подготовки учащихся по различным предметам.
Цель реферата заключается в теоретическом обосновании необходимости использования средств информационных технологий на теоретических уроках, рассмотрении особенностей этого использования, опираясь на собственный опыт работы.
Цель реферата определила необходимость решения следующих задач:
1. Выявить возможности, особенности и целесообразность использования средств информационных технологий при изучении теоретического и практического материала на уроках;
2. Выделить основные направления использования средств информационных технологий при обучении на уроках по различным предметам.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:
-теоретические: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, специальных разделов физики и информатики;
-общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы с обучающимися, опросы учителей, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения на теоретических и практических уроках, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении;
- статистические: обработка результатов педагогического опыта.
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства»
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный человек живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на теоретических уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Одна из основных задач - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.
Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.
Основные задачи внедрения информационных технологий на теоретических уроках заключаются в следующем:
- научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
- развивать коммуникативные умения;
- развивать у воспитанниц такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
развивать межпредметные связи.
Применение информационных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся». Использование компьютера на теоретических уроках учитель должен вводить не «вместо», а «наряду» с другими современными технологиями и методиками.
Анализируя целесообразность использования компьютера в учебном процессе, можно выделить следующие дидактические возможности компьютера:
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развитие познавательных способностей учащихся;
- интегрированное обучение предмету;
- развитие мотивации у учащихся.
При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
На сегодня имеется ряд отработанных моделей такого использования на уроках:
- демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности;
- тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам;
- отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Использование информационных технологий в процессе теоретического обучении позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:
- прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;
- реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;
- автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);
- технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;
- развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера; создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Всё выше изложенное предлагает сделать вывод, что использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.
ГЛАВА 2.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Еще несколько десятилетий назад известный российский методолог Георгий Щедровицкий сетовал: "Современная система образования построена на тех же принципах, что и 2000 лет назад. Мы не сделали ни одного шага вперед". Преподавание по старинке, когда учитель, стоя перед учениками, в течение 45 минут рассказывает то, что знает сам (такой метод называется иногда "переливанием из одной головы в другую"), пока остается основным способом обучения, хотя в последнее время четко обозначились совсем другие тенденции. Доска и мел как основные инструменты передачи информации уже не могут удовлетворить современного ученика. Кроме того, еще в Древней Греции было известно, что самый эффективный способ обучения - активный, когда ученик добывает знания самостоятельно и вступает в дискуссию с учителем. А самые широкие возможности по извлечению информации из всех существующих источников предоставляют именно информационные технологии. Так почему до сих пор они не стали основой образовательных методик? Если ученик не может находиться в информационном поле, ориентироваться в нем и использовать его ресурс для решения учебной задачи или творческой проблемы, он просто не будет полноценным специалистом в завтрашнем мире.
Проведение как можно больше занятий с использованием информационные технологии должно научить учащихся разбираться в современных технологиях и свободно ориентироваться в окружающем нас изобилии информации. Однако для того чтобы подготовить таких специалистов, нужны учителя, которые сами разбирались бы в новинках учебного оборудования. А вот с "информационно продвинутыми" учителями сегодня в России проблема. Новые технологии очень многие рассматривают как "баловство", скорее отвлекающее от учебы, чем помогающее ей. Поэтому учебным заведениям, старающимся внедрять новые технологии, приходится организовывать курсы повышения квалификации для учителей. Если такой возможности нет, учителям приходиться набираться опыта вместе с учениками. Особенно это важно в таких учебных заведениях, которые располагают соответствующим оборудованием.
Нельзя не отметить, что создание новой образовательной среды с использованием информационных технологий на уроках теоретического обучения в нашей стране только на начальном этапе. Сегодняшнее поколение учащихся выросло перед экранами компьютеров, держа в руках мобильные телефоны с возможностью выхода в Интернет. Оно уже не доверяет учителям, способным черпать информацию только из позавчерашних книг и не владеющим информацией о сегодняшнем положении дел в науке, технологиях и реальном секторе экономики. Качество подготовки специалистов, которое мы беспрерывно критикуем, изменится тогда, когда знания будут даваться с привязкой к реальности, а учебный процесс станет креативным и увлекательным, что без современных информационных технологий невозможно.
Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со своими учениками, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность.
Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к обучению. Следовательно, уже сегодня необходимо продумать, обсудить и начать решать те вопросы, которые станут повсеместно актуальными послезавтра.
ГЛАВА 3. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА
КАК ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные интерактивные средства обучения. Сейчас в школах появляются интерактивные доски.
Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении теоретических и практических занятий. Это устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предметам, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.
Интерактивная доска имеет широкий спектр возможностей. Использование этого оборудования повышает эффективность образовательного процесса. Этому способствуют наглядные ресурсы, предлагаемые компаниями разработчиками досок и познавательные обучающие программы по различным предметам, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, предоставляют возможности тестирования с моментальным выводом на доску результатов и др.
Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для учителя интерактивная доска – это хорошее подспорье с целью повышения интереса к преподаваемому предмету и облегчения усвоения материала. Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования
Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения – все эти манипуляции будут привлекать внимание учащихся.
Уже имеющийся опыт моей работы показал, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.
На сегодняшний момент в своей профессиональной деятельности я широко применяю интерактивную доску, а именно при объяснении нового материала по готовым примерам (набранным заранее), есть хорошая возможность заострить внимание учащихся на наиболее сложном материале урока с помощью указки или «Умного» пера, а также при проведении различных тематических зачётов, самостоятельных работ. Учащиеся с большим интересом с помощью интерактивного карандаша вписывают свои ответы в яркие, красочные ребусы, математические цепочки.
В заключение этой главы, хотелось бы процитировать слова Корякиной И.А. «Работа с интерактивной доской стимулирует поиск новых методик
преподавания с помощью современных технологий.»
ГЛАВА 4. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Опираясь на собственный опыт проведения теоретических занятий с использованием информационных компьютерных технологий можно выделить следующие преимущества:
1. Индивидуализация обучения.
2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся.
3. Рост объема выполненных на уроке заданий.
4. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с учащимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у учащихся эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
5. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей : помогает им лучше оценить способности и знания учащегося, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
6. Применение на теоретическом уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.
8. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, учащиеся овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к теоретическим урокам, так и во время их проведения.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:
- У учителей недостаточно времени для подготовки к теоретическому уроку, на котором используются компьютеры.
- Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
- Отсутствие контакта учителя с учащимися.
- В рабочем графике учителя не отведено время для исследования возможностей Интернет.
- Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
- При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
- Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, за последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерами.
Следствием является изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становится умение пользоваться компьютером. Такое требование предъявляется, и секретарю, и бухгалтеру, и многим, многим другим специалистам.
В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже на начальном этапе обучения и продолжить на этапе основного образования, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. Для того чтобы эффективно использовать компьютер, надо уметь скорее не программировать, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.
Существуют различные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий при обучении, кто-то «за», кто-то «против». Для меня этот вопрос стал решенным, как только я провел несколько пробных уроков и увидел неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и к решению различных задач. Ведь обычно теоретический урок, как впрочем и любой другой, часто сводиться лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно – иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни).
Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках теоретического обучения позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.
СПИСОК литературы
- Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2010. – 247 с.
- Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2012. - 152 с.
- Журнал "Компьютер в школе" N1-6 2013 г.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2011. - 215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа...
Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...
Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)
Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...
Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)
Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...
«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»
Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....