Педагогический проект "Использование квест-технологии в урочной и во внеурочной деятельности"
проект по физике на тему
Проект для конструирования учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование квест-технологии | 147.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Педагогический проект
по теме:
«Использование квест – технологии в урочной и во внеурочной деятельности»
Автор проекта | Григорьева Анна Владимировна |
г. Нефтеюганск
- Информационная карта проекта
1. | Полное название проекта | «Использование квест – технологии в урочной и во внеурочной деятельности» |
2. | Специализация проекта | Физика |
3. | Цель проекта | Конструирование учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения. |
4. | Автор проекта (Ф.И.О., род занятий, специальность по диплому, адрес, телефон, факс, электронная почта) | Григорьева Анна Владимировна, учитель физики, специальность по диплому «физика», г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская обл.,РФ, e-mail: anna_grigoreva87@mail.ru. |
5. | Сроки реализации проекта | май 2014г – август 2015 |
6. | География проекта | город Нефтеюганск, МБОУ «СОШ №3», обучающиеся 7-11 классов. |
7. | Поддерживающие организации или физические лица (при наличии) | Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №3» |
8. | Особая информация и примечания | - |
2.Краткая аннотация проекта
Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Ведь большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, но это мало используется в учебном процессе. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий.
Одним из направлений «Концепции развития системы образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года», является расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися ключевых компетентностей.
С учетом вышесказанного, и в рамках реализации ФГОС основного общего образования, я определила тему проекта «Использование квест – технологии в уроке и во внеурочной деятельности» и поставила перед собой цель:
конструирование учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
1.Изучить методику применения квест - технологии в образовательном процессе.
2. Апробировать данную технологию на уроках физики и во внеурочной деятельности.
3. Проанализировать эффективность внедрения новой технологии в своей педагогической деятельности.
Реализуется технология квеста в моем проекте через два основных блока: урочную и внеурочную деятельность. На уроках я применяю два вида квестов: веб-квесты иквест-уроки. Во внеурочной деятельности, через индивидуальные часы и работу в «научно-исследовательской» секции, запланированы и проводятся «живой» квест и 2 квест-проекта. Причем на данные уроки разработаны мониторинговые таблицы.
Предварительные результаты за полгода практической деятельности указывают на то, что данный проект уместен и перспективен. Я запланировала лишь несколько уроков в данной технологии, но в перспективе можно использовать и в каждом уроке. Технология квеста направлена не только на повышение мотивации и качества образования, но и способна развить универсальные учебные действия у обучающихся.
По сроку реализации проект занимает 1,5 года.
Предлагаю вашему вниманию мой первый педагогический опыт по теме:
«Использование квест – технологии в урочной
и во внеурочной деятельности»
3.Описание проекта и его обоснование.
Одним из направлений «Концепции развития системы образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года», является расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися ключевых компетентностей.
Я, будучи учителем физики, для организации образовательной деятельности применяю как традиционные, так и новые технологии. Одна из них – метод проектов. Поскольку в моей практике применялись только элементы этого метода, не было системы работы, то естественно было использовать тиражируемый опыт. Меня заинтересовала статья Натальи Васильевны Николаевой “Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся”(http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm) в которой говорится о том, что глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Ведь большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий.
В рамках реализации ФГОС основного общего образования, я поставила перед собой цель:
конструирование учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения.
Определила ряд задач:
1.Изучить методику применения квест - технологии в образовательном процессе.
2. Апробировать данную технологию на уроках физики и во внеурочной деятельности.
3. Проанализировать эффективность внедрения новой технологии в своей педагогической деятельности.
И использовала следующие методы: теоретический, эмпирический и статистический.
4.Механизм реализации проекта
Реализуя первую задачу, я изучила различные источники информации, обогатив свой педагогический багаж новыми знаниями в этой области. Я выяснила, что:
Quest в переводе с английского языка– продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач. Квест (квестор) – происходит от лат.слова q u a e r o – ищу, разыскиваю, веду следствие.
Кроме того, я узнала, что существуют разные типы квестов:
-социальные;
-развлекательные;
-промо-квесты;
-образовательные квесты.
И различные виды квестов:
-пешеходный квест;
-тематический выездной квест;
-автоквест;
-квест в чужом городе;
-квест в торговом центре;
-«живой» квест;
-ночной или дневной квест;
-web-квест;
-урок-квест;
-квест-проект;
-мобильный квест;
-библиоквест;
По структуре сюжета квесты делятся на три вида:
-линейный;
-штурмовой;
-кольцевой.
Сама структура квеста состоит из нескольких пунктов, каждый из которых очень важен для успешного завершения:
1 – введение – на данном этапе очень важно выбрать яркий сюжет, который будет выступать в роли отправной точки (мотивации). Здесь обсуждаются и роли обучающихся для сюжета.
2 – задания – возможно в конверте, дети получают задания, в которых четко прописаны этапы, вопросы, ролевые задания и т.д.
3 – определяется порядок работы и необходимые ресурсы.
4 – идет непосредственное выполнение квеста.
5 – представление наработок и оценка результата деятельности групп.
6 – заключение (подведение итогов).
По времени квесты бывают:
- рассчитанные на 1 урок (мини квест);
- рассчитанные на 3 часа (краткосрочные квест)
- рассчитанный от недели до месяцев (долгосрочный квест).
Таким образом, пополнив теоретические знания, мне предстоял следующий этап работы над проектом по реализации второй задачи – апробировать наиболее эффективные приемы данной технологии на уроке и во внеурочной деятельности.
Я начала с анализа календарно-тематического планирования, где определила:
-количество уроков, которые я хочу провести в технологии квеста;
-темы уроков с 7 по 11 класс;
-продумала сюжетные линии, так как это и есть отправная точка квеста;
-прописала задачи к данным урокам с учетом экологизации образовательного процесса в нашем учреждении;
-как руководитель «научно-исследовательской» секции, спланировала работу на новый учебный год с учетом реализации квест-проектов по профориентации и по подготовке проекта к 70-летию победы.
Следующий шаг в реализации данного проекта был направлен на проверку ресурсного обеспечения:
-я вновь просмотрела материально-техническую базу своего кабинета физики, определив необходимый инструментарий;
-изучила наличие литературы в библиотеке по выбранным темам;
-проанализировала наличие необходимого количества компьютеров в кабинете информатики, чтобы определить число учащихся, которые могут быть направлены в данный кабинет для подбора необходимой информации во время квеста;
-на первых же уроках физики, выяснила у детей возможность выхода в интернет и наличие принтера.
И в заключении, я определила необходимый и достаточный кадровый состав для тесного сотрудничества и организации работы:
-библиотекарь;
-учитель информатики;
-педагог-организатор;
-заместитель директора.
Затем, согласно, разработанного плана реализации проекта, я начала использовать образовательные квесты. Это настоящая находка для педагогов. Представьте себе увлекательную приключенческую игру, в которой обучающиеся не только развлекаются, а еще и полноценно учат и сразу же применяют на практике необходимые для изучения новые знания. Образовательные квесты, это выгодная альтернатива скучным лекциям, это магическое превращение обучающей методички в красочную книжку со сказками.
Например: на квест-уроке «Лаборатория воды» в 7 классе, ученики были вовлечены в захватывающую историю про сумасшедшего ученого: «На вид сумасшедший ученый, одержимый желанием очистить воду на всей планете создает мощную машину для очистки воды.
Но что-то идет не так…
Машина закипает, поглощая всю воду, и взрывается!!! Очнувшись, ученый видит перед собой огромное существо из белых клубов пара. В этот момент ученый понимает, что он испарил всю воду, и нужно будет найти выход для того, чтобы вернуть ее в реки, моря и океаны.
Время пошло… ».
Во внеурочной деятельности, с целью ознакомления учащихся с экологической информацией, связанной с раскрытием факторов, негативно влияющих на состояние здоровья людей, и возможными путями уменьшения их вредного воздействия, я предложила ученикам 9 класса провести веб-квест экологического содержания «Быть или не быть?», где у каждого ученика была своя роль, которая позволила ему примерить на себя ту или иную профессию. Результаты работы я оценивала на основе следующих критериев: понимание задания, выполнение задания соответственно выбранной роли, результат работы.
Мой первый педагогический опыт заключается в том, что мной запланировано и реализуется технология квеста через два основных блока: урочную и внеурочную деятельность. На уроках я применяю два вида квестов: веб-квесты и квест-уроки. Во внеурочной деятельности, через индивидуальные часы и работу в «научно-исследовательской» секции, запланированы и проводятся «живой» квест и квест-проекты.
Я предлагаю вашему свой план-график.
Таблица 1
Срок | Тема | Вид и тема квеста |
03.09.2014 (10 класс) | Методы научного познания. (наблюдение-теория-эксперимент) | Тема WEB-квеста «Парк Юрского периода» |
10.09.2014 (7 класс) | Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерение | Тема квест-урока «Тонкая настройка» |
02.10.2014 (10 класс) | Вес. Невесомость. Перегрузка | Тема WEB-квеста «Лифт» |
04.10.2014 (7 класс) | Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Тема квест-урока «Лаборатория воды» |
18.10.2014 (8 класс) | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Тема квест-урока «Безумная физика» |
В течении 2014-2015 учебного года | Внеурочная деятельность по проф-ориентации | «Живой»-квест «Живая профессия» |
20.10.2014 (11 класс) | Энергия гармонических колебаний | Тема WEB-квеста «На пульсе» |
14.11.2014 (9 класс) | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на других планетах. | Тема квест-урока «Автостопом по галактике» |
20.11.2014 (9 класс) | Внеурочная деятельность в «научно-исследовательской секции» по изучению преимуществ и недостатков использования ТЭС. | Тема WEB-квеста «Быть или не быть?» |
29.11.2014 (8 класс) | КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД тепловых двигателей. (пар) | Тема WEB-квеста «Экология в опасности» |
04.12.2014 | Радиосвязь. | Тема WEB-квеста «Кодекс общения» |
05.12.2014 | Реактивное движение. | Темаквест-урока «ACTION-REACTION» (действие-противодействие) |
январь-февраль 2015г | Внеурочная деятельность в «научно-исследовательской секции» по изучению влияния электромагнитных волн на организм человека. | Квест-проект «Магическая дуэль» (Чей телефон, планшет и т.д. причиняет наибольший вред организму?) |
Февраль-май 2015г | Внеурочная деятельность к 70-летию победы в ВОВ | Квест-проект «Факел памяти» |
Не смотря на то, что данная технология очень нравится детям, интересной и привлекательной она кажется и мне, тем ни менее при реализации проекта я сталкиваюсь с трудностями. Трудность заключается в создании захватывающего сюжета квеста (отправной точки). Поэтому за помощью я обращаюсь к своим коллегам, к сети Интернет.
5.Ожидаемые результаты
При использовании технологии квеста привлекает, то, что существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным квест-проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность.
Данная технология является инструментом для достижения метапредметных результатов.
Таблица 2
Этап квеста | Содержание этапа | Формируемые УУД |
Знакомство с ролями. Проектировщики (площадь) Статисты (графики и диаграммы) Экспериментаторы (теория вероятностей) Архитекторы (подобие фигур) Банкиры (проценты) Мыслители (текстовые задачи) | Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план действий и задания. С помощью форума ученики выбирают себе роли. | Личностные: самоопределение, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся, желание осваивать новые виды деятельности, желание участвовать в творческом, созидательном процессе; Регулятивные: прогнозирование своей деятельности; элементы волевойсаморегуляции Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; |
Формирование команд | После выбора обучающимися ролей, формируются команды. Каждая команда выполняет задания по своему плану. План и этапы работы, для каждой команды, размещены на отдельных страницах сайта. | Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества Коммуникативные: сотрудничество, интегрирование в группу сверстников, умение учитывать мнение партнера по деятельности, приобретение навыка коллективного обсуждения и принятия решения. |
Работа над заданиями 1. Изучить материал (ученикам предлагается список сайтов, электронных книг, цифровых ресурсов); 2. Найти практическое применение своего материала; 3. Подготовить презентацию, видеоролик, сайт по изучаемому материалу; 4. Составить викторину по своему материалу. | В процессе выполнения заданий учащиеся работают в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами, сетью Интернет и другими источниками. Участники обмениваются материалами для достижения общей цели. Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата или презентаций своего продукта | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; составлять план и последовательность действий и действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы в план действий; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; уметь распределять своё время и уделять время для занятий; уметь выделять необходимую информацию. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно находить информацию, используя разные источники; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; делать обобщения, выводы. приобретать ИКТ-компетенции. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог (с помощью форума и чата); уметь формулировать вопросы; уметь отвечать на вопросы других; уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения; осуществлять совместную деятельность в группе для достижения общего результата. |
Защита итоговых работ 1. Изучить презентации всех команд. 2. Ответить на вопросы викторин. | Представление итоговых презентаций, видеороликов или сайтов с исследуемым материалом.(главная страница квеста) Контроль с помощью вопросов викторины (работа на форуме). Подсчёт баллов за выполнение каждого задания. | Личностные: способность к самооценке своих действий, Регулятивные: Умение осуществлять самоконтроль Уметь осуществлять собственную самооценку по предложенным критериям. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в разных формах; выполнять учебно-познавательные действия; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Рефлексия | Написать синквейн по теме любой команды и поместить его на форуме. Синквейн Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы. Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемой теме. Пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть темы. | Личностные способность к самооценке своих действий, Регулятивные принимать учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; уметь делать обобщения, выводы. Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах. |
Итог | Ученики сами выставляют себе отметки, используя баллы, полученные при выполнении заданий. | Личностные: способность к самооценке своих действий, поступков; Регулятивные адекватно оценивать свои достижения, Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных задач |
6.Календарный график.
Для реализации поставленных целей и задач, я определила сроки и этапы плана работы.
Таблица 3
№ | сроки | этапы | мероприятия |
1 | май 2014 – август 2014 | подготовительный | -изучение литературы, в том числе с использованием Интернет, по вопросу применения квест - технологии в образовательном процессе. |
2 | сентябрь 2014- апрель 2015 | основной | -определить эффективные приемы данной технологии и апробировать в урочной и внеурочной деятельности |
2.1 | 03.09.2014 (10 класс) | Тема урока Методы научного познания. (наблюдение-теория-эксперимент) | Тема WEB-квеста «Парк Юрского периода» |
2.2 | 10.09.2014 (7 класс) | Тема урока Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерение | Тема квест-урока «Тонкая настройка» |
2.3 | 02.10.2014 (10 класс) | Тема урока Вес. Невесомость. Перегрузка | Тема WEB-квеста «Лифт» |
2.4 | 04.10.2014 (7 класс) | Тема урока Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Тема квест-урока «Лаборатория воды» |
2.5 | 18.10.2014 (8 класс) | Тема урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Тема квест-урока «Безумная физика» |
2.6 | В течении 2014-2015 учебного года | Внеурочная деятельность по проф-ориентации | «Живой»-квест «Живая профессия» |
2.7 | 20.10.2014 (11 класс) | Тема урока Энергия гармонических колебаний | Тема WEB-квеста «На пульсе» |
2.8 | 14.11.2014 (9 класс) | Тема урока Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на других планетах. | Тема квест-урока «Автостопом по галактике» |
2.9 | 20.11.2014 (9 класс) | Внеурочная деятельность в «научно-исследовательской секции» по изучению преимуществ и недостатков использования ТЭС. | Тема WEB-квеста «Быть или не быть?» |
2.10 | 29.11.2014 (8 класс) | Тема урока КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД тепловых двигателей. (пар) | Тема WEB-квеста «Экология в опасности» |
2.11 | 04.12.2014 | Тема урока Радиосвязь. | Тема WEB-квеста «Кодекс общения» |
2.12 | 05.12.2014 | Тема урока Реактивное движение. | Тема квест-урока «ACTION-REACTION» (действие-противодействие) |
2.13 | январь-февраль 2015г | Внеурочная деятельность в «научно-исследовательской секции» по изучению влияния электромагнитных волн на организм человека. | Квест-проект «Магическая дуэль» (Чей телефон, планшет и т.д. причиняет наибольший вред организму?) |
2.14 | Февраль-май 2015г | Внеурочная деятельность к 70-летию победы в ВОВ | Квест-проект «Факел памяти» |
3 | май 2015-август 2015г | заключительный (аналитический) | -свод полученных данных и анализ деятельности по внедрению квест-технологии, коррекция работы. |
7. Оценка достижения намеченных результатов и отчетность.
В ходе выполнения проекта мною осуществляется мониторинг результатов уроков и проектов, проведенных в технологии квеста, в соответствии с вышеуказанными критериями. В завершении проекта будет проведен творческий отчет на методической конференции педагогов школы.
8. Предварительные результаты
Не смотря на то, что мой проект еще не подошел к логическому завершению, я уже имею предварительные результаты по применению квест- технологии:
Успеваемость по физике 2014-2015 уч. год
классы | качество | успеваемость | ||
1 четверть | 2 четверть | 1 четверть | 2 четверть | |
итог | 60% | 69% | 99% | 100% |
Качество обучения по моему предмету увеличилось на 9%, и имеется небольшое увеличение успеваемости, которое достигло 100%.
Также увеличилось количество участников олимпиад различного уровня:
2014-2015 уч.год – 20 учеников - дистанционная олимпиада «Авангард»
6 учеников - инженерная олимпиада
1 ученица – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участник окружного этапа.
Таким образом, с учётом положительных предварительных результатов, у меня складывается мнение, что квест-технология это именно тот инструмент, который повышая мотивацию к учению, способен увеличить и качество образования, и развить универсальные учебные действия, и способствовать развитию творческого потенциала личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.
Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...
Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС для достижения метапредметных, предметных и личнстных результатов.
Разработка посвящена проблемам создания комфортных условий для самореализации учащихся на уроках технологи...
Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.
В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...
ИКТ как эффективный способ формирования универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности
ИКТ как эффективный способ формирования универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности...
«Использование средств социальных сетей в урочной и во внеурочной деятельности»
Использование средств социальных сетей в урочной и во внеурочной деятельности....
Система работы с одарёнными детьми в урочной и во внеурочной деятельности
Данная статья будет интересна учителям английского языка при совершенствовании работы с одарёнными детьми....
Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской рабо...