Сравнительный анализ стандартов двух поколений
статья по теме

Выдержки из выступления на научно-практической конференции, посвященной внедрению ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnyy_analiz_standartov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Бетеньков Д.П.

     

                      Сравнительный анализ стандартов двух поколений

                                      (выдержки из выступления)

       

        Сравнивая стандарты двух поколений, нельзя не заметить, что «старые» стандарты – это инструкция к деятельности учителя, где чётко прописано, чему учить и что должен знать и уметь выпускник, а новые стандарты – это руководство к деятельности ОУ и органов власти, которые разрабатывают ООП и создают всевозможные условия её реализации. Стандарт не ставит конкретных задач перед учителем. Они появляются в контексте разработки ООП.  

        В «старых» стандартах ценностно-смысловыми приоритетами ОУ была подготовка учащихся к ЕГЭ, который являлся одним из главных критериев успешности ученика, учителя и школы. Деятельность учителя была направлена исключительно на развитие ЗУНов. В новых стандартах смысловыми ориентирами ОУ становятся личностные результаты образования в широком смысле слова. Воспитание выходит на первый план. Деятельность учителя направлена как на развитие специальных умений, так и на развитие УУД.

        Одним из условий реализации новой парадигмы образования является системно-деятельностный подход. Методологически это сочетание двух подходов (принципов): системного подхода и деятельностного подхода.

        Первый рассматривает процесс обучения как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, методы, формы, средства педагогического процесса, результаты. При этом любая система всегда должна иметь определённые связи. Нарушение их приводит к изменению свойств данной системы. Например, отсутствие какого-нибудь компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности учителя ведет к изменению результатов обучения.

         Сущность второго подхода состоит в том, что деятельность ученика рассматривается как основа, средство и условие развития личности, его главный посыл: я развиваюсь тогда, когда сам делаю.

         Таким образом, системно-деятельностный подход, с точки зрения учителя-практика, означает деятельность учащегося с позиции активного субъекта во всех компонентах процесса обучения и воспитания. Это предполагает осознание, целеполагание, планирование своей деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия). Учитель организует и координирует его деятельность. Чтобы лучше понять суть этого подхода, сравним урок с позиции двух стандартов.

Компоненты процесса

обучения

(этапы урока)

                 Деятельность учащегося

Стандарт 2004 г.

ФГОС 2010 г.

Определение темы

пассивный

активный

Целеполагание

пассивный

активный

Постановка задач

пассивный

активный

Поиск способов решения

пассивный /активный

активный

Преодоление трудностей

активный

активный

Манипуляция с учебным материалом

активный

активный

Достижение результата

активный

активный

Оценка конечного результата

пассивный

активный

Рефлексия

пассивный/ активный

активный

       

В результате применения системно-деятельностного подхода учащиеся развивают:

  • умение организовывать свою учебную деятельность;
  • умение планировать учебную цель и её реализацию;
  • умение контролировать свои учебные действия;
  • умение адекватно передавать информацию;
  • умение объективно оценить результат своей деятельности;
  • умение организовать свою исследовательскую и проектную деятельность;
  • умение сотрудничать со сверстниками в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • умение применять информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности и др.

Это не что иное как общие умения или универсальные учебные действия (УУД). Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных дисциплин.    УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса,        в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

В широком значении термин «УУД» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

            Отличительной особенностью новых стандартов является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.  

             Что касается учебного плана, здесь тоже произошли заметные изменения. Рассмотрим таблицу.

                   Стандарт 2004 г.

                         ФГОС 2010 г.

Учебные предметы –

15 (обязательно)

На них отводится

75% учебного времени

(4690 ч.)         +

региональный компонент –

не менее 10%  и

компонент ОУ – не менее 10% (1155 ч.) 

Итого за 5 лет:

максимум – 5845 ч.

 Предметные области – 8 (обязательно)

На них отводится 70% учебного времени  +учебные курсы по выбору, индивидуальные учебные планы ( с тьютором )  

30% учебного времени

Итого за 5 лет:

минимум – 5267 ч.

максимум – 6020 ч.

В первоначальном варианте ФГОС на обязательную часть отводилось 60% учебного времени и 40% на предметы по выбору. Однако был принят вариант РАО. Несмотря на это, данное соотношение несомненно является прогрессивным. Мы разгружаем детей от излишней информации, учим их ответственности за свой выбор, даём возможность самоопределяться. Это, собственно говоря, и есть мейнстрим новых стандартов.

          Считается, что основная движущая сила педагогического процесса- это противоречие  между требованиями, предъявляемыми школьнику и возможностями их выполнения, между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, то есть уровнем их умственного развития. Очень важным нам представляется уточнение, сделанное М.А.Даниловым: "противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, то есть имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия - явно осознаваемой ими необходимостью". Именно это, на наш взгляд, является квинтэссенцией системно-деятельностного подхода.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...

Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения

Чем отличаются "старый" и новый стандарт? Что такое системно-деятельностный подход? Что такое УУД? Об этом с точки зрения учителя данная презентация....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Государственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ.

Печатная статья по теме "Государственный оГосударственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ.Государственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сра...

Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколений

Сравнительная характеристика стандартов  первого и второго поколений...

Статья на тему: "Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)"

В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экс...