Систематизация и обобщение знаний на уроках физики.
статья по физике на тему

Из опыта работы учителя физики Хамитовой Г.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistematizatsiya_i_obobshchenie_znaniy_na_urokah_fiziki.docx261.63 КБ

Предварительный просмотр:

Систематизация и обобщение знаний на уроках физики

Задачами обучения физике являются формирование у учащихся глубоких, прочных и действенных знаний, основ физики и их практических применений, знаний о методах естественнонаучного познания и структуре научного знания, развитие их мышления и т.д. Один из путей решения этих задач – организация специальной работы по обобщению и систематизации знаний.

Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.

При систематизации осуществляются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и классификация, в ходе которых учащиеся выделяют сходство и различие между объектами и явлениями, группируют их в соответствии с выбранными признаками или основаниями, устанавливают причинно-следственные связи, сущностные отношения между объектами и явлениями. В процессе систематизации знаний устанавливаются не только смысловые, причинно-следственные, но и структурные связи, в частности связи между компонентами структуры элементов физического знания: связи внутри физических понятий, законов, теорий, картины мира. В этом случае решается задача формирования системности знаний учащихся.

Психологи отмечают, что знания учащихся более глубокие и прочные, если они прошли систематизацию и обобщение. Систематизация позволяет использовать память, так как освобождает ее от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы. Сам механизм восприятия информации человеком связан с деятельностью систематизации: при восприятии новой информации мы сопоставляем ее с уже известным знанием (ассоциация), стараемся сгруппировать новую информацию.

Использование систематизации не только упорядочивает знания человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний. Учитель должен познакомить учащихся с приемами систематизации, чтобы они могли применять их самостоятельно. Систематичность – это такое качество знаний, которое характеризуется в сознании ученика наличием логических связей между компонентами изучаемых явлений. Отбор учебного материала идет с учетом системы: изучается ряд явлений, связанных между собой, и одновременно с учетом принципа «от простого к сложному». В каждом разделе учебная информация систематизируется вокруг стержневых понятий. Например, в механике – точка, тело, вещество, поле, взаимодействие, энергия.

Объект систематизации зависит от того, на каком этапе изучения курса физики ее проводят. Так, в конце изучения темы систематизируют знания о физических явлениях, понятиях, величинах и законах; в конце изучения разделов – о физических теориях; в конце изучения курса – о физической картине мира; перед подачей нового материала важно обобщить изученное на прошлых уроках.

Дидактическая роль систематизации знаний заключается в том, что объединение в систему знаний о фактах, явлениях, закономерностях, принципах позволяет раскрыть новые, неизвестные учащимся до этого связи и отношения между ними, сделать обобщения мировоззренческого характера и превращает систематизацию в средство познания. Уровень сформированности у учащихся системы знаний является важным показателем их интеллектуального развития, он определяет возможности учащихся справляться с новыми познавательными задачами, перестраивать знания, включать их в новые системы, т.е. служит показателем возможности учащихся осуществлять творческую деятельность. В процессе систематизации внимание и деятельность учащихся направлены на выделение главного, на объединение множества изолированных фактов в группы, что позволяет упорядочить знания, разгрузить память, более полно охватить и осмыслить информацию. При этом часто происходит обобщение знаний учащихся, заключающееся в мыслительном объединении предметов и явлений, сходным по каким–либо признакам. Обобщение предполагает первоначальное изучение объектов, выделение в них общего и особенного, объединение их в группы по отобранным признакам, разделение на виды и т.д.Описание: DSC02807.JPG

Обобщение знаний – переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков (свойств, отношений, связей и т.п.) объектов и явлений. Обобщение знаний приводит к существенному изменению их качества, к усвоению ядра знаний, их системы. В этом смысле обобщение тесно связано с принципом генерализации, который предполагает, что результатом обучения учащихся является такая система знаний, в которой частное подчинено общему, несущественное и второстепенное – главному.

Вооружение учащихся системой знаний является одной из важнейших задач обучения физике. В дидактике давно провозглашен принцип систематичности и последовательности в обучении. Он предполагает: а) изучение материала в определенной последовательности, соответствующе логике науки, основы которой изучаются в школе; б) формирование у школьников системы научных понятий, умений и навыков. Этот принцип лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельности учащихся в процессе обучения.

Систематизация не сводится к классификации. К систематизации приводит также установление причинно-следственных связей и отношений между изучаемыми фактами, выделение основных единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть системы. Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение, результаты которых используются и подытоживаются в систематизации.

   Описание: DSC02805.JPG  В своей работе я стараюсь материал представлять наглядно в виде таблиц, схем. Начиная с 7-го класса, я приучаю ребят полученные знания обобщать, так как главная задача обобщения – выделить общее. Таких приемов очень много. Иногда какие-то схемы и таблицы даются в готовом виде, какие-то составляются совместно, но чаще всего ребята пытаются сами систематизировать полученные знания. Вот некоторые примеры.

1) При изучении темы «Механическое движение» в 7-м классе, прошу ребят классифицировать движение по траекториям и скоростям.

Виды механического движения

                                                           

                                              Прямолинейное          Криволинейное      

        

                                Равномерное           Неравномерное

2) При изучении темы «Механическое движение» в 9-м классе, ученики составляют схему более сложную, в которой еще записываются определения главных характеристик.

Характеристики механического движения

                      Траектория                                                                      ускорение

                                                  путь      перемещение   мгновенная

                                                                                           скорость

3) В 10-м классе при изучении газовых законов учениками заполняется следующая таблица. При этом совместно заполняется таблица при изучении одного закона, для двух остальных - самостоятельно.

Название процесса

Постоян-ный параметр

Закон

График процесса

Объяснение на основе МКТ

Изотер-мический

Т = const

m = const

PV = const

P1V1 = P2V2

Бойля-Мариотта

        изотерма

P

V

        

Давление газа зависит от числа ударов молекул о стенки сосуда. Число ударов пропорционально числу частиц.

Изобарный

P = const

m = const

= const

Гей-Люссака

 изобара

V        Р1

                     Р2

                       T

При увеличении Т, давление увеличивается, чтобы давление оставалось постоянным, необходимо увеличивать объем.

Изохорный

V =  const

m = const

Закон Шарля

Р          изохора

        T

При увеличении Т скорость движения молекул увеличивается, следовательно увеличивается и давление.

  1. В 8-м классе после изучения темы «Последовательное и параллельное соединения проводников», заполняется следующая таблица.

Вид соединения

Схема

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Последовательное

Описание: img014

Параллельное

Описание: img014

  1. Очень удобная обобщающая таблица заполняется учениками в 10-м классе при изучении темы «Применение первого закона термодинамики к различным процессам».

Название процесса

Неизменяющаяся величина

Запись I закона

термодинамики

Физический смысл записи I закона термодинамики

Изохорный

V =  const

т.к. ΔV = 0

A/ = рΔV = 0

ΔU = Q

Внутренняя энергия увеличивается за счет подводимой теплоты

Изотермический

Т = const

т.к. ΔТ = 0

ΔU = 0

Q = A'

Внутренняя энергия не увеличивается, переданное количество теплоты идет на совершение работы

Изобарный

P = const

Q = ΔU+ A'

Передаваемое количество теплоты идет на изменение ΔU и совершение работы

Адиабатный

Q = 0

Q = 0

ΔU = A

Изменение внутренней энергии происходит за счет совершения работы

  1. И в 8-м, и в 11-м классах при изучении темы «Линзы» заполняется следующая таблица.

Расстояние от линзы до предмета

Изображение

расстояние от линзы

вид

положение

размер

d > 2F

F < f < 2F

действительное

перевернутое

уменьшенное

d = 2F

f = 2F

действительное

перевернутое

равное предмету

F < d < 2F

f > 2F

действительное

перевернутое

увеличенное

d < F

f > F

мнимое

прямое

увеличенное



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»

Цели  урока: Систематизировать  знания  учащихся  о  частицах;  обобщить  материал,  изученный  на  уроках  по  теме «Разряды  час...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Открытый урок в 9 классе ,урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Урок повторения ,систематизации знаний ,закрепления умений ао теме"Толерантность "...