Систематизация и обобщение знаний на уроках физики.
статья по физике на тему
Из опыта работы учителя физики Хамитовой Г.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistematizatsiya_i_obobshchenie_znaniy_na_urokah_fiziki.docx | 261.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация и обобщение знаний на уроках физики
Задачами обучения физике являются формирование у учащихся глубоких, прочных и действенных знаний, основ физики и их практических применений, знаний о методах естественнонаучного познания и структуре научного знания, развитие их мышления и т.д. Один из путей решения этих задач – организация специальной работы по обобщению и систематизации знаний.
Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.
При систематизации осуществляются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и классификация, в ходе которых учащиеся выделяют сходство и различие между объектами и явлениями, группируют их в соответствии с выбранными признаками или основаниями, устанавливают причинно-следственные связи, сущностные отношения между объектами и явлениями. В процессе систематизации знаний устанавливаются не только смысловые, причинно-следственные, но и структурные связи, в частности связи между компонентами структуры элементов физического знания: связи внутри физических понятий, законов, теорий, картины мира. В этом случае решается задача формирования системности знаний учащихся.
Психологи отмечают, что знания учащихся более глубокие и прочные, если они прошли систематизацию и обобщение. Систематизация позволяет использовать память, так как освобождает ее от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы. Сам механизм восприятия информации человеком связан с деятельностью систематизации: при восприятии новой информации мы сопоставляем ее с уже известным знанием (ассоциация), стараемся сгруппировать новую информацию.
Использование систематизации не только упорядочивает знания человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний. Учитель должен познакомить учащихся с приемами систематизации, чтобы они могли применять их самостоятельно. Систематичность – это такое качество знаний, которое характеризуется в сознании ученика наличием логических связей между компонентами изучаемых явлений. Отбор учебного материала идет с учетом системы: изучается ряд явлений, связанных между собой, и одновременно с учетом принципа «от простого к сложному». В каждом разделе учебная информация систематизируется вокруг стержневых понятий. Например, в механике – точка, тело, вещество, поле, взаимодействие, энергия.
Объект систематизации зависит от того, на каком этапе изучения курса физики ее проводят. Так, в конце изучения темы систематизируют знания о физических явлениях, понятиях, величинах и законах; в конце изучения разделов – о физических теориях; в конце изучения курса – о физической картине мира; перед подачей нового материала важно обобщить изученное на прошлых уроках.
Дидактическая роль систематизации знаний заключается в том, что объединение в систему знаний о фактах, явлениях, закономерностях, принципах позволяет раскрыть новые, неизвестные учащимся до этого связи и отношения между ними, сделать обобщения мировоззренческого характера и превращает систематизацию в средство познания. Уровень сформированности у учащихся системы знаний является важным показателем их интеллектуального развития, он определяет возможности учащихся справляться с новыми познавательными задачами, перестраивать знания, включать их в новые системы, т.е. служит показателем возможности учащихся осуществлять творческую деятельность. В процессе систематизации внимание и деятельность учащихся направлены на выделение главного, на объединение множества изолированных фактов в группы, что позволяет упорядочить знания, разгрузить память, более полно охватить и осмыслить информацию. При этом часто происходит обобщение знаний учащихся, заключающееся в мыслительном объединении предметов и явлений, сходным по каким–либо признакам. Обобщение предполагает первоначальное изучение объектов, выделение в них общего и особенного, объединение их в группы по отобранным признакам, разделение на виды и т.д.
Обобщение знаний – переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков (свойств, отношений, связей и т.п.) объектов и явлений. Обобщение знаний приводит к существенному изменению их качества, к усвоению ядра знаний, их системы. В этом смысле обобщение тесно связано с принципом генерализации, который предполагает, что результатом обучения учащихся является такая система знаний, в которой частное подчинено общему, несущественное и второстепенное – главному.
Вооружение учащихся системой знаний является одной из важнейших задач обучения физике. В дидактике давно провозглашен принцип систематичности и последовательности в обучении. Он предполагает: а) изучение материала в определенной последовательности, соответствующе логике науки, основы которой изучаются в школе; б) формирование у школьников системы научных понятий, умений и навыков. Этот принцип лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельности учащихся в процессе обучения.
Систематизация не сводится к классификации. К систематизации приводит также установление причинно-следственных связей и отношений между изучаемыми фактами, выделение основных единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть системы. Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение, результаты которых используются и подытоживаются в систематизации.
В своей работе я стараюсь материал представлять наглядно в виде таблиц, схем. Начиная с 7-го класса, я приучаю ребят полученные знания обобщать, так как главная задача обобщения – выделить общее. Таких приемов очень много. Иногда какие-то схемы и таблицы даются в готовом виде, какие-то составляются совместно, но чаще всего ребята пытаются сами систематизировать полученные знания. Вот некоторые примеры.
1) При изучении темы «Механическое движение» в 7-м классе, прошу ребят классифицировать движение по траекториям и скоростям.
Виды механического движения
Прямолинейное Криволинейное
Равномерное Неравномерное
2) При изучении темы «Механическое движение» в 9-м классе, ученики составляют схему более сложную, в которой еще записываются определения главных характеристик.
Характеристики механического движения
Траектория ускорение
путь перемещение мгновенная
скорость
3) В 10-м классе при изучении газовых законов учениками заполняется следующая таблица. При этом совместно заполняется таблица при изучении одного закона, для двух остальных - самостоятельно.
Название процесса | Постоян-ный параметр | Закон | График процесса | Объяснение на основе МКТ |
Изотер-мический | Т = const m = const | PV = const P1V1 = P2V2 Бойля-Мариотта | изотерма P V
| Давление газа зависит от числа ударов молекул о стенки сосуда. Число ударов пропорционально числу частиц. |
Изобарный | P = const m = const | = const Гей-Люссака | изобара V Р1 Р2 T | При увеличении Т, давление увеличивается, чтобы давление оставалось постоянным, необходимо увеличивать объем. |
Изохорный | V = const m = const | Закон Шарля | Р изохора T | При увеличении Т скорость движения молекул увеличивается, следовательно увеличивается и давление. |
- В 8-м классе после изучения темы «Последовательное и параллельное соединения проводников», заполняется следующая таблица.
Вид соединения | Схема | Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
Последовательное | ||||
Параллельное |
- Очень удобная обобщающая таблица заполняется учениками в 10-м классе при изучении темы «Применение первого закона термодинамики к различным процессам».
Название процесса | Неизменяющаяся величина | Запись I закона термодинамики | Физический смысл записи I закона термодинамики |
Изохорный V = const | т.к. ΔV = 0 A/ = рΔV = 0 | ΔU = Q | Внутренняя энергия увеличивается за счет подводимой теплоты |
Изотермический Т = const | т.к. ΔТ = 0 ΔU = 0 | Q = A' | Внутренняя энергия не увеличивается, переданное количество теплоты идет на совершение работы |
Изобарный P = const | Q = ΔU+ A' | Передаваемое количество теплоты идет на изменение ΔU и совершение работы | |
Адиабатный Q = 0 | Q = 0 | ΔU = A | Изменение внутренней энергии происходит за счет совершения работы |
- И в 8-м, и в 11-м классах при изучении темы «Линзы» заполняется следующая таблица.
Расстояние от линзы до предмета | Изображение | ||||
расстояние от линзы | вид | положение | размер | ||
d > 2F | F < f < 2F | действительное | перевернутое | уменьшенное | |
d = 2F | f = 2F | действительное | перевернутое | равное предмету | |
F < d < 2F | f > 2F | действительное | перевернутое | увеличенное | |
d < F | f > F | мнимое | прямое | увеличенное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»
Цели урока: Систематизировать знания учащихся о частицах; обобщить материал, изученный на уроках по теме «Разряды час...
Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан
Тема: “Animals”.Класс: 2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...
Открытый урок в 9 классе ,урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урок повторения ,систематизации знаний ,закрепления умений ао теме"Толерантность "...