Тематический план " сетевой" лаборатории по физике.
рабочая программа по физике (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Тематический план " сетевой" лаборатории по физике составлен для работы по углубленной подготовке учащихся по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_setevye.docx | 49.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Тюменский областной государственный институт
развития регионального образования
Региональный Центр по работе с одарёнными детьми
Лаборатория социально-гуманитарных дисциплин
Ахметова Жебек Еркеновна
Филиал МАОУ СОШ с. Бердюжье Полозаозерская средняя школа
учитель физики, высшая квалификационная категория
физика
Учебно-тематический план
для обучающихся 8 – 11 классов
форма обучения – сетевая
Полозаозерье
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АННОТАЦИЯ
Ахметова Жебек Еркеновна. Физика. Учебно-методический план для обучающихся 7 – 11 классов. Форма обучения – сетевая. Бердюжский район с. Полозаозерье, 2016 год.
Учебно-методический план составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом рекомендаций ТОГИРРО по направлению и профилю подготовки.
В курсе углубленного изучения физики поставлена цель, познакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения задач, которые формируют физическое мышление, практические умения и навыки.
Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить изучаемый материал, а также расширить естественнонаучный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области математики, физики, химии, биологии и др. Через решение качественных и количественных задач осуществляется связь теории с практикой, развивается самостоятельность и целеустремленность, а также рациональные приемы мышления.
Научить учащихся решать физические задачи повышенной сложности - одна из сложнейших педагогических проблем. Решение и анализ задач данного типа позволяют понять и запомнить не только основные законы и формулы физики, но и углубить знания учащихся по физике, создать представление об их характерных особенностях и границах практического применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать сложные задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения, что обеспечивает успешность прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ, успешное участие в олимпиадах различного уровня.
Решение сложных задач в процессе обучения физики имеет многогранные функции:
- овладение теоретическими знаниями углубленного уровня, не входящими в обязательный минимум содержания образования по физике;
- овладение понятиями о физических явлениях и величинах;
- умственного развития, творческого мышления и специальных способностей учащихся;
- знакомит учащихся с достижениями науки и техники;
- воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность.
Курс предполагает обобщение и углубление знаний, полученных на уроке, развития умений решать физическую задачу и через это более глубокое понимание физики.
Особое внимание уделяется тем видам задач, решение которых требует нестандартного творческого подхода.
Данная программа рассчитана на разновозрастную группу учащихся 8-11 классов по 10-16 часов в месяц с учётом праздничных и каникулярных дней. Всего 170 часа в год. В группе - 30 человек. Уровень освоения знаний – углубленный. Темы представлены в содержании. Основные типы занятий – лекция, практикум, семинар, консультации. Занятия ведутся по следующему направлению: углубление знаний по физике, заключающееся в решении задач разных типов, подготовка к успешной сдаче экзамена в форме ЕГЭ и последующего обучения в ВУЗе, участие в олимпиадах различного уровня.
Программа курса состоит из теоретических и практических занятий. На теоретических занятиях учащиеся получают теоретические знания углубленного уровня, развивают самостоятельное мышление. На практических занятиях учащиеся применяют полученные теоретические знания для решения сложных физических задач, задач нестандартного характера и задач олимпиадного уровня, приобретая ценные собственные практические навыки и умения обосновывать свои решения.
Формы работы
- лекции, консультации;
- индивидуальная работа с учащимися;
- самостоятельное изучение материла;
- тестированный контроль полученных знаний;
- контрольные работы;
- миниолимпиады.
- Цели и задачи курса
Цель – способствовать формированию у учащихся интереса к изучению физики, интеллектуальных и творческих способностей, связанных с применением их к решению задач различной сложности.
Задачи курса:
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач повышенной сложности;
2) совершенствование умений решения задач с использованием различных приемов и методов;
3) обучение решению нестандартными методами;
4) развитие специальных и общеучебных умений, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта образования;
5) развитие логических умений: способностей к абстрагированию, индукции и дедукции;
6) воспитание самостоятельности, развитие воли, внимания.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса
В результате освоения курса обучающийся должен обладать следующими компетенциями (перечислить в каждом пункте основное):
Знать:
- основные понятия, законы, сущность физических явлений, смысл физических моделей, методы решения физических задач.
Уметь:
- использовать физические и математические модели, понимая их роль в физических задачах;
- использовать качественные методы и оценочные суждения при решении задач;
- использовать уже решенные задачи для уточнения и углубления своих знаний;
- проверять физический смысл решений.
- находить общее в подходах к решению задач в различных видах, по различным темам;
- представлять наглядно ситуацию, рассматриваемую в конкретной задаче в виде схемы, рисунка, чертежа;
- работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, трансформировать полученную информацию из одного вида в другой;
- составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач
Владеть: навыками математического счёта, работы со степенями, применения математических формул, тригонометрических функций, работы с проекциями величин, векторными величинами.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Виды учебной работы, в час. | Итого часов по теме | Формы текущего контроля | |||
стационар (по месту проживания детей) | консультации | выездные занятия | консультации | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел 1. Молекулярная физика | |||||||
1 | Тепловые явления. Теория | 2 | - | - | 2 | Тестовый контроль по теории. | |
2 | Решение олимпиадных задач по темам « Количество теплоты. Уравнение теплового баланса» | 10 | 2 | 12 | Контрольная работа. | ||
3 | Лекция. Молекулярно-кинетическая теория. | 2 | - | - | 2 | Тестовый контроль по теории. | |
4 | Семинар. Разбор качественных и расчётных задач по теме « Молекулярно-кинетическая теория» | 5 | 2 | 7 | С/р по задачам повышенного и высокого уровня сложности. | ||
5 | Лекция. Основы термодинамики | 2 | - | - | 2 | Тестовый контроль по теме « Основы термодинамики» | |
6 | Практикум. Решение олимпиадных задач комплексного характера по темам « МКТ и термодинамика» | 6 | 2 | 8 | Контрольная работа с заданиями олимпиадного уровня. | ||
Раздел 2. Механика | |||||||
4 | Основы кинематики. Теория. | 3 | - | - | 3 | Тестовый контроль. | |
5 | Семинар. Методы решения кинематических задач. | 6 | 2 | 8 | Самостоятельное решение нестандартных задач и задач олимпиадного уровня. | ||
6 | Графические задачи по кинематике. | 4 | 2 | 6 | Миниолимпиада по разделу « Кинематика» | ||
7 | Лекция. Динамика. | 4 | - | - | 4 | Блиц-опрос. | |
8 | Семинар. Решение задач олимпиадного уровня по разделу « Динамика» | 6 | 2 | 8 | Контрольная работа. | ||
9 | Решение задач с элементами кинематики и динамики | 8 | 2 | 10 | Контрольная работа повышенного уровня с заданиями комплексного характера. | ||
10 | Элементы статики. Теория. | 4 | - | - | 4 | Тестовый контроль. | |
11 | Решение задач по теме « Статика» | 6 | 2 | 8 | Самостоятельная работа по задачам нестандартного характера. | ||
12 | Законы сохранения в механике. | 2 | 2 | - | - | 4 | Миниолимпиада |
13 | Решение задач на закон сохранения импульса. | 6 | 2 | 8 | Контрольная работа | ||
14 | Решение задач на закон сохранения энергии. | 6 | 2 | 8 | Контрольная работа | ||
15 | Семинар. Комплексные задачи на совместное применение законов сохранения импульса и энергии. | 6 | 2 | 8 | Миниолимпиада. | ||
Раздел 3. Электродинамика | |||||||
16 | Основы электростатики. Теория. | 2 | - | - | 2 | Тестовый контроль. | |
17 | Решение задач по теме « Основы электростатики» | 6 | 2 | 8 | Контрольная работа. | ||
18 | Постоянный ток. Лекция. | 2 | - | - | 2 | Проверочная работа | |
19 | Решение задач по теме « Расчёт электрических цепей» | 6 | 2 | 8 | С/р по задачам высокого уровня сложности. | ||
20 | Электромагнит-ные колебания. Теория и практика. | 6 | 2 | - | - | 8 | Контрольная работа повышенного уровня с заданиями комплексного характера. |
Раздел 4. Оптика | |||||||
21 | Волновая и геометрическая оптика. Теория и практика. | 16 | 2 | - | - | 18 | Миниолимпиада |
Раздел 5. Атомная и ядерная физика | |||||||
22 | Квантовая физика. Теория и практика. | 10 | 2 | - | - | 12 | С/р по задачам олимпиадного уровня. |
Всего часов | 136 | 34 | - | - | 170 |
______________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Молекулярная физика:
- Тема 1. Тепловые явления .
- Температура. Энергия теплового движения. Количество теплоты. Взаимные превращения жидкостей и газов. КПД. Мощность теплопередачи. Теплообмен. Фазовые переходы.
- Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (теория). Решение заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады прошлых лет. Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников по предметам.
Тема 2. Молекулярно-кинетическая теория
- Основные положения молекулярно-кинетической теории.
- Практикум по решению нестандартных задач.
- Самостоятельное решение задач олимпиадного уровня.
- Решение заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2015 года.
Тема 3. Основы термодинамики:
- Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Законы термодинамики. КПД тепловых двигателей.
- Самостоятельное решение задач высокого уровня сложности.
Раздел 2 Механика
Тема 1: Кинематика:
- Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения (теория).
- Поступательное и вращательное движения твердого тела (теория).
- Отработка теории решения нестандартных задач.
- Решение задач олимпиадного уровня на занятиях.
- Самостоятельное решение нестандартных задач и задач олимпиадного уровня.
Тема 2. Динамика:
- Законы Ньютона (теория).
- Силы в механике (теория).
- Решение задач повышенной сложности
- Миниолимпиада с задания по темам 1 и 2.
- Решение задач муниципального уровня Всероссийских олимпиад прошлых лет.
Тема 3. Элементы статики:
- Равновесие абсолютно твёрдых тел, условия равновесия (теория).
- Семинарские занятия.
- Решение задач высокого уровня сложности.
- Самостоятельное решение задач высокого уровня сложности.
- Решение заданий 3 тура Всероссийских олимпиад прошлых лет.
Тема 4. Законы сохранения в механике:
- Импульс тела и силы, закон сохранения импульса. Реактивное движение(теория).
- Работа, мощность, энергия. Закон сохранения энергии.
- Решение экспериментальных задач на очных занятиях.
- Дистанционные занятия.
- Решение заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2015 года.
Раздел 3. Электродинамика
Тема 1. Основы электростатики:
- Основной закон электростатики – закон Кулона. Основные характеристики электрического поля (теория)
- Подготовка к межрегиональной многопрофильной олимпиаде школьников « Менделеев»
Тема 2. Постоянный ток:
- Основные законы электричества- законы Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников.
- Электрический ток в различных средах (теория)
- Магнитное поле (теория)
- Явления электромагнитной индукции и самоиндукции.
- Участие в заочном туре межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников « Менделеев»
Тема 3.Электромагнитные колебания
- Механические и электромагнитные колебания (теория).
- Механические и электромагнитные волны (теория).
- Решение задач муниципального уровня Всероссийских олимпиад прошлых лет.
Раздел 4. Оптика
- Геометрическая оптика. Основные законы геометрической оптики (теория).
- Волновые свойства света.
- Проведение миниолимпиады.
Раздел 5. Атомная и ядерная физика
Тема 1. Квантовая физика:
- Световые кванты. Законы фотоэффекта (теория)
- Атомная физика. Физика атомного ядра.
- Решение задач олимпиадного уровня.
Таблица 2.
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ | Темы | Виды СРС | Кол-во часов | Мах. кол-во баллов | |
обязательные | дополнительные | ||||
1 четверть | |||||
1 | Тепловые явления Молекулярно-кинетическая теория. Основы термодинамики. | Самостоятельное решение задач высокого уровня сложности. Решение олимпиадных заданий. Изучить цикл Карно. | Написать конспект темы « Фазовые переходы. Расчёт количества теплоты» | 5 | 5 |
2 четверть | |||||
2 | Основы кинематики и динамики. | Решение заданий олимпиады « Менделеев» прошлых лет. | Составить обобщающую таблицу « Виды движений» по предложенной форме. Изучить материал графики координаты и пути при равноускоренном движении. | 6 | 5 |
3 четверть | |||||
1 | Элементы статики. Законы сохранения. Элементы электростатики. Основы электродинамики. | Самостоятельное решение нестандартных задач и задач олимпиадного уровня. Миниолимпиада. | Написать конспект темы « Равновесие абсолютно твёрдых тел» | 6 | 5 |
4 четверть | |||||
2 | Колебания и волны. Оптика. Квантовая физика | Самостоятельное решение задач высокого уровня сложности. Миниолимпиада. | Изучить тему « Уравнение колебательного движения», написать конспект по данной теме. | 5 | 5 |
Всего | 32 |
_______________________________________________________________________________________
ПЛАН УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
№ | Мероприятие (олимпиады, форумы, конкурсы, фестивали и др.) | Статус и учредители | Дата и место проведения | Кол-во часов подготовки | ||
В рамках стационара по месту проживания детей | На учебно-тренировочных сборах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Всероссийская олимпиада школьников по физике | Школьный тур | октябрь | 14 | ||
2. | Всероссийская олимпиада школьников. | Муниципальный тур | ноябрь | 10 | ||
3 | Интернет-олимпиада Тренировочный тур | Всероссийский СПбГУ и Университет ИТМО. | сентябрь-ноябрь | 8 | ||
Интернет-олимпиада Дистанционный тур 1 | Всероссийский СПбГУ и Университет ИТМО. | 27 ноября - 4 декабря 2016 г. | 4 | |||
Интернет-олимпиада Дистанционный тур 2 | Всероссийский СПбГУ и Университет ИТМО. | 22-28 января 2017 г | 4 | |||
4. | Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников « Менделеев» | Межрегиональный | декабрь-февраль | 24 |
Список литературы
- Антропов В.М. и др. Варианты физико-математических тестов. –Екатеринбург: Уральское издательство. 2010.
- Бабаев В.С. Тестовые задания всех уровней. – СПб.: «Сага». 2012.
- И. Л. Беленок, А. Н. Величко. Знаете ли вы физику? Вопросы и ответы (Готовимся к ЕГЭ).-Новосибирск: Сиб. унив., изд-во, 2012
- В.Булынин. Физика. Тесты и задачи. М.: ТИД Континент-пресс, 2004.
- Н. К. Гладышева и др. Физика Тесты. 10-11. М. Дрофа, 2011
- Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы: Физики/Авт.-сост. В.А.Фролов, Н.К.Ханнанов; М-во образования РФ. – М.: Просвещение. 2012.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2011.
- О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. Физика Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы М. «Оникс 21 век», «Мир и образование», 2004
- О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. Физика Тесты. 10-11. М. Дрофа, 2010-2011
- А. Е. Марон, Е. А. Марон дидактические материалы 10 класс М. «Дрофа», 2012
- А. Е. Марон, Е. А. Марон дидактические материалы 11 класс М. «Дрофа», 2012
- Малярова О.В. Интенсивный курс физики для школьников. – СПб.: Victory. 2011
- Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Никифоров Г.Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М.: Интеллект-центр, 2012.
- О. Н. Старцева Олимпиада. Физика. 10 класс. Волгоград, 2005
- Турчина Н.В. 3800 задач по физике. М.: Дрофа, 2000.
- Тренажер по физике для учащихся 9-11 классов и поступающих в ВУЗы. Тренировочные задачи/ авт.-сост. В. А. Шевцов.-Волгоград: Учитель,2011.
- В.А. Шевцов. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классах. Механика. Волгоград:Учитель» ,2004.
- В.А. Шевцов. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классах. Гидростатика. Волгоград:Учитель» ,2004.
- 3.Сборник школьных олимпиадных задач по физике, 7-11 классы /составители В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.http://www.physics4kids.com/ Physics4kids: физика для школьников
2.http://physics-animations.com/ Физические эксперименты и явления в трехмерной анимации
3. http://www.collection.school.ru Коллекция ЦОР 4.http://www.niif.spbu.ru/~monakhov/www/lab1108/index.html Физика. Виртуальная лаборатория
5.http://barsic.spbu.ru/www/tests/index.html Физика: самотестирование
6.http://priidak.narod.ru/ Умформер: физика (техническое творчество учащихся).
7.http://www. ed.gov.ru; http://www. edu.ru.- Министерство образования РФ,
8.http://www.edu.delfa.net/ Кабинет физики
9.http://www.physica.ru Физика студентам и школьникам.
10. http:// physics-regelman.com/ Обучающие тесты по физике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план по физике для 9класса по учебнику ПерышкинаА. В, ГутникЕ.М.
Класс9 Учитель : Бибикова И. Н. Количество часов :70;2 часа в неделю Учебник Перышкин...
Учебно-тематический план по физике для 10 класса ПО учебнику Л.Э.Генденштейна. Ю.И. Дика
Учитель Бибикова И.Н.10 класс, 2 часа в неделюУчебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10»...
Учебно-тематический план по физике для 11 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна. Ю.И. Дика
Учебно-тематический план.Учитель Бибикова И.Н.;11 класс, 2 часа в неделю Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-11»...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине Физика для групп ПК
КТП разработан на 2 года преподавания курса физики...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине Физика для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», базовый уровень подготовки
программа расчитана на 2 часа в неделю...
Календарно-тематический план по физике 7-11 кл
Календарно-тематическое планирование по физике 7-11 кл...
Календарно-тематический план по дисциплине "Физика" для специальности 10.02.01 "Организация и технология защиты информации"
Календарно-тематический план по дисциплине "Физика" для специальности 10.02.01 "Организация и технология защиты информации"...