Тематический план " сетевой" лаборатории по физике.
рабочая программа по физике (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ахметова Жебек Еркеновна

Тематический план " сетевой" лаборатории по физике составлен для работы по углубленной подготовке учащихся по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_setevye.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тюменский областной государственный институт

 развития регионального образования

Региональный Центр по работе с одарёнными детьми

Лаборатория социально-гуманитарных дисциплин

Ахметова Жебек Еркеновна

Филиал МАОУ СОШ с. Бердюжье Полозаозерская средняя школа

 учитель физики, высшая квалификационная категория

физика

Учебно-тематический план

для обучающихся 8 – 11 классов

 форма обучения – сетевая

Полозаозерье

2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АННОТАЦИЯ

Ахметова Жебек Еркеновна. Физика. Учебно-методический план для обучающихся 7 – 11 классов. Форма обучения – сетевая. Бердюжский район с. Полозаозерье, 2016 год.

Учебно-методический план составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом рекомендаций ТОГИРРО по направлению и профилю подготовки.

В курсе углубленного изучения физики поставлена цель, познакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения задач, которые формируют физическое мышление, практические умения и навыки.

Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить изучаемый материал, а также расширить естественнонаучный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области математики, физики, химии, биологии и др. Через решение качественных и количественных задач осуществляется связь теории с практикой, развивается самостоятельность и целеустремленность, а также рациональные приемы мышления.

Научить учащихся решать физические задачи повышенной сложности - одна из сложнейших педагогических проблем. Решение и анализ задач данного типа позволяют понять и запомнить не только основные законы и формулы физики, но и углубить знания учащихся по физике, создать представление об их характерных особенностях и границах практического применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать сложные задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения, что обеспечивает успешность прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ, успешное участие в олимпиадах различного уровня.

Решение сложных задач в процессе обучения физики имеет многогранные функции:

  • овладение теоретическими знаниями углубленного уровня, не входящими в обязательный минимум содержания образования по физике;
  • овладение понятиями о физических явлениях и величинах;
  • умственного развития, творческого мышления и специальных способностей учащихся;
  • знакомит учащихся с достижениями науки и техники;
  • воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность.

Курс предполагает обобщение и углубление знаний, полученных на уроке, развития умений решать физическую задачу и через это более глубокое понимание физики.

Особое внимание уделяется тем видам задач, решение которых требует нестандартного творческого подхода.

Данная программа рассчитана на разновозрастную группу учащихся 8-11 классов по 10-16 часов в месяц с учётом праздничных и каникулярных дней. Всего 170 часа в год.  В группе - 30 человек. Уровень освоения знаний – углубленный. Темы представлены в содержании. Основные типы занятий – лекция, практикум, семинар, консультации. Занятия ведутся по следующему направлению: углубление знаний по физике, заключающееся в решении задач разных типов, подготовка к успешной сдаче экзамена в форме ЕГЭ и последующего обучения в ВУЗе, участие в олимпиадах различного уровня.

Программа курса состоит из теоретических и практических занятий. На теоретических занятиях учащиеся получают теоретические знания углубленного уровня, развивают самостоятельное мышление. На практических занятиях учащиеся применяют полученные теоретические знания  для решения  сложных физических задач, задач нестандартного характера и задач олимпиадного уровня, приобретая ценные собственные практические навыки и умения обосновывать свои решения.

Формы работы

  • лекции, консультации;
  • индивидуальная работа с учащимися;
  • самостоятельное изучение материла;
  • тестированный контроль полученных знаний;
  • контрольные работы;
  • миниолимпиады.

  1. Цели и задачи курса

        Цель – способствовать формированию у учащихся интереса к изучению физики, интеллектуальных и творческих способностей, связанных с применением их к решению задач различной сложности.

Задачи курса:

  1. формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач повышенной сложности;

2) совершенствование умений решения задач с использованием различных приемов и методов;

3) обучение решению нестандартными методами;

4) развитие специальных и общеучебных умений, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта образования;

5) развитие логических умений: способностей к абстрагированию, индукции и дедукции;

6) воспитание самостоятельности, развитие воли, внимания.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса

В результате освоения курса обучающийся должен обладать следующими компетенциями (перечислить в каждом пункте основное):

Знать:

  • основные понятия, законы, сущность физических явлений, смысл физических моделей, методы решения физических задач.

Уметь:

  • использовать физические и математические модели, понимая их роль в физических задачах;
  • использовать качественные методы и оценочные суждения при решении задач;
  • использовать уже решенные задачи для уточнения и углубления своих знаний;
  • проверять физический смысл решений.
  • находить общее в подходах к решению задач в различных видах, по различным темам;
  • представлять наглядно ситуацию, рассматриваемую в конкретной задаче в виде схемы, рисунка, чертежа;
  • работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, трансформировать полученную информацию из одного вида в другой;
  • составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач

Владеть: навыками математического счёта, работы со степенями, применения математических формул, тригонометрических функций, работы с проекциями величин, векторными величинами.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Виды учебной работы, в час.

Итого часов по теме

Формы текущего контроля

стационар (по месту проживания детей)

консультации

выездные  занятия

консультации

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Молекулярная физика

1

Тепловые явления. Теория

2

-

-

2

Тестовый контроль по теории.

2

Решение олимпиадных задач по темам     « Количество теплоты. Уравнение теплового баланса»

10

2

12

Контрольная работа.

3

Лекция. Молекулярно-кинетическая теория.

2

-

-

2

Тестовый контроль по теории.

4

Семинар. Разбор качественных и расчётных задач по теме                 « Молекулярно-кинетическая теория»

5

2

7

С/р по задачам повышенного и высокого уровня сложности.

5

Лекция. Основы термодинамики

2

-

-

2

Тестовый контроль по теме « Основы термодинамики»

6

Практикум. Решение олимпиадных задач комплексного характера по темам « МКТ и термодинамика»

6

2

8

Контрольная работа с заданиями олимпиадного уровня.

Раздел 2. Механика

4

Основы кинематики. Теория.

3

-

-

3

Тестовый контроль.

5

Семинар. Методы решения кинематических задач.

6

2

8

Самостоятельное решение нестандартных задач и задач олимпиадного уровня.

6

Графические задачи по кинематике.

4

2

6

Миниолимпиада по разделу                        « Кинематика»

7

Лекция. Динамика.

4

-

-

4

Блиц-опрос.

8

Семинар. Решение задач олимпиадного уровня по разделу « Динамика»

6

2

8

Контрольная работа.

9

Решение задач с элементами кинематики и динамики

8

2

10

Контрольная работа повышенного уровня с заданиями комплексного характера.

10

Элементы статики. Теория.

4

-

-

4

Тестовый контроль.

11

Решение задач по теме « Статика»

6

2

8

Самостоятельная работа по задачам нестандартного характера.

12

Законы сохранения в механике.

2

2

-

-

4

Миниолимпиада

13

Решение задач на закон сохранения импульса.

6

2

8

Контрольная работа

14

Решение задач на закон сохранения энергии.

6

2

8

Контрольная работа

15

Семинар. Комплексные задачи на совместное применение законов сохранения импульса и энергии.

6

2

8

Миниолимпиада.

Раздел 3. Электродинамика

16

Основы электростатики. Теория.

2

-

-

2

Тестовый контроль.

17

Решение задач по теме « Основы электростатики»

6

2

8

Контрольная работа.

18

Постоянный ток. Лекция.

2

-

-

2

Проверочная работа

19

Решение задач по теме « Расчёт электрических цепей»

6

2

8

С/р по задачам высокого уровня сложности.

20

Электромагнит-ные колебания. Теория и практика.

6

2

-

-

8

Контрольная работа повышенного уровня с заданиями комплексного характера.

Раздел 4. Оптика

21

Волновая и геометрическая оптика. Теория и практика.

16

2

-

-

18

Миниолимпиада

Раздел 5. Атомная и ядерная физика

22

Квантовая физика. Теория и практика.

10

2

-

-

12

С/р  по задачам олимпиадного уровня.

Всего часов

136

34

-

-

170

______________________________________________________________________________________

        

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Молекулярная физика:

  • Тема 1. Тепловые явления .
  • Температура. Энергия теплового движения.  Количество теплоты. Взаимные превращения жидкостей и газов. КПД. Мощность теплопередачи. Теплообмен. Фазовые переходы.
  • Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (теория). Решение заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады прошлых лет. Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников по предметам.

Тема 2. Молекулярно-кинетическая теория

  • Основные положения молекулярно-кинетической  теории.
  • Практикум по решению нестандартных задач.
  • Самостоятельное решение задач олимпиадного уровня.
  • Решение заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2015 года.

Тема 3. Основы термодинамики:

  • Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Законы термодинамики. КПД тепловых двигателей.
  • Самостоятельное решение задач высокого уровня сложности.

Раздел 2 Механика

Тема 1: Кинематика:

  • Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения (теория).
  • Поступательное и вращательное движения твердого тела (теория).
  • Отработка теории решения нестандартных задач.
  • Решение задач олимпиадного уровня на занятиях.
  • Самостоятельное решение нестандартных задач и задач олимпиадного уровня.

Тема 2. Динамика:

  •   Законы Ньютона (теория).
  • Силы в механике (теория).
  • Решение задач повышенной сложности
  • Миниолимпиада с задания по темам 1 и 2.
  • Решение задач муниципального уровня Всероссийских олимпиад прошлых лет.

Тема 3. Элементы статики:

  • Равновесие абсолютно твёрдых тел, условия равновесия (теория).
  • Семинарские занятия.
  • Решение задач высокого уровня сложности.
  • Самостоятельное решение задач высокого уровня сложности.
  • Решение заданий 3 тура Всероссийских олимпиад прошлых лет.

Тема 4. Законы сохранения в механике:

  •  Импульс тела и силы, закон сохранения импульса. Реактивное движение(теория).
  • Работа, мощность, энергия. Закон сохранения энергии.
  • Решение экспериментальных задач на очных занятиях.
  • Дистанционные занятия.
  • Решение заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2015 года.

Раздел 3. Электродинамика

Тема 1. Основы электростатики:

  • Основной закон электростатики – закон Кулона. Основные характеристики электрического поля (теория)
  • Подготовка к межрегиональной многопрофильной олимпиаде школьников « Менделеев»

Тема 2. Постоянный ток:

  • Основные законы электричества- законы Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников.
  • Электрический ток в различных средах (теория)
  • Магнитное поле (теория)
  • Явления электромагнитной индукции и самоиндукции.
  • Участие в заочном туре межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников                   « Менделеев»

Тема 3.Электромагнитные колебания

  • Механические и электромагнитные колебания (теория).
  • Механические и электромагнитные  волны (теория).
  • Решение задач муниципального уровня Всероссийских олимпиад прошлых лет.

Раздел 4. Оптика

  • Геометрическая оптика. Основные законы геометрической оптики (теория).
  • Волновые свойства света.
  • Проведение миниолимпиады.

Раздел 5. Атомная и ядерная физика

Тема 1. Квантовая физика:

  • Световые кванты. Законы фотоэффекта (теория)
  • Атомная физика. Физика атомного ядра.
  • Решение задач олимпиадного уровня.

Таблица 2.

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Темы

Виды СРС

Кол-во часов

Мах. кол-во баллов

обязательные

дополнительные

1 четверть

1

Тепловые явления Молекулярно-кинетическая теория. Основы термодинамики.

Самостоятельное решение задач высокого уровня сложности.

Решение олимпиадных заданий. Изучить цикл Карно.

Написать конспект темы « Фазовые переходы. Расчёт количества теплоты»

5

5

2 четверть

2

Основы кинематики и динамики.

Решение заданий олимпиады                    « Менделеев» прошлых лет.

Составить обобщающую таблицу « Виды движений» по предложенной форме. Изучить материал графики координаты и пути при равноускоренном движении.

6

5

3 четверть

1

Элементы статики. Законы сохранения. Элементы электростатики. Основы электродинамики.

Самостоятельное  решение нестандартных задач и задач олимпиадного уровня. Миниолимпиада.

Написать конспект   темы « Равновесие абсолютно твёрдых тел»

6

5

4 четверть

2

Колебания и волны. Оптика. Квантовая физика

Самостоятельное решение задач высокого уровня сложности. Миниолимпиада.

Изучить тему                    « Уравнение колебательного движения», написать конспект по данной теме.

5

5

Всего

32

_______________________________________________________________________________________

ПЛАН УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Мероприятие

(олимпиады, форумы, конкурсы, фестивали и др.)

Статус и учредители

Дата и место проведения

Кол-во часов подготовки

В рамках стационара по месту проживания детей

На учебно-тренировочных сборах

1

2

3

4

5

1.

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный тур

октябрь

14

2.

Всероссийская олимпиада школьников.

Муниципальный тур

ноябрь

10

3

Интернет-олимпиада Тренировочный тур

 Всероссийский  

СПбГУ и Университет ИТМО.

сентябрь-ноябрь

8

Интернет-олимпиада Дистанционный тур 1 

 Всероссийский  

СПбГУ и Университет ИТМО.

27 ноября - 4 декабря 2016 г.

4

Интернет-олимпиада Дистанционный тур 2

 Всероссийский  

СПбГУ и Университет ИТМО.

22-28 января 2017 г

4

4.

Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников « Менделеев»

Межрегиональный

декабрь-февраль

24

Список литературы

  1. Антропов В.М. и др. Варианты физико-математических тестов. –Екатеринбург: Уральское издательство. 2010.
  2. Бабаев В.С. Тестовые задания всех уровней. – СПб.: «Сага». 2012.
  3. И. Л. Беленок, А. Н. Величко. Знаете ли вы физику? Вопросы и ответы (Готовимся к ЕГЭ).-Новосибирск: Сиб. унив., изд-во, 2012
  4. В.Булынин. Физика. Тесты и задачи. М.: ТИД Континент-пресс, 2004.
  5. Н. К. Гладышева и др. Физика Тесты. 10-11. М. Дрофа, 2011
  6. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы: Физики/Авт.-сост. В.А.Фролов, Н.К.Ханнанов; М-во образования РФ. – М.: Просвещение. 2012.
  7. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа,   2011.
  8. О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. Физика Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы М. «Оникс 21 век», «Мир и образование», 2004
  9. О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. Физика Тесты. 10-11. М. Дрофа, 2010-2011
  10. А. Е. Марон, Е. А. Марон дидактические материалы 10 класс М. «Дрофа», 2012
  11. А. Е. Марон, Е. А. Марон дидактические материалы 11 класс М. «Дрофа», 2012
  12. Малярова О.В. Интенсивный курс физики для школьников. – СПб.: Victory. 2011
  13. Орлов В.А.,  Ханнанов Н.К.,  Никифоров Г.Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М.: Интеллект-центр, 2012.
  14. О. Н. Старцева Олимпиада. Физика. 10 класс. Волгоград, 2005
  15. Турчина Н.В. 3800 задач по физике. М.: Дрофа, 2000.
  16. Тренажер по физике для учащихся 9-11 классов и поступающих в ВУЗы. Тренировочные задачи/ авт.-сост. В. А. Шевцов.-Волгоград: Учитель,2011.
  17. В.А. Шевцов. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классах. Механика. Волгоград:Учитель» ,2004.
  18. В.А. Шевцов. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классах. Гидростатика. Волгоград:Учитель» ,2004.
  19. 3.Сборник  школьных  олимпиадных  задач  по  физике,  7-11 классы /составители В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

Цифровые образовательные ресурсы:

1.http://www.physics4kids.com/ Physics4kids: физика для школьников

2.http://physics-animations.com/ Физические эксперименты и явления в трехмерной анимации

3. http://www.collection.school.ru Коллекция ЦОР 4.http://www.niif.spbu.ru/~monakhov/www/lab1108/index.html Физика.   Виртуальная лаборатория

5.http://barsic.spbu.ru/www/tests/index.html Физика: самотестирование

6.http://priidak.narod.ru/ Умформер: физика (техническое творчество учащихся).

7.http://www. ed.gov.ru; http://www. edu.ru.- Министерство образования РФ,

8.http://www.edu.delfa.net/ Кабинет физики

9.http://www.physica.ru  Физика студентам и школьникам.

10. http:// physics-regelman.com/ Обучающие тесты по физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план по физике для 9класса по учебнику ПерышкинаА. В, ГутникЕ.М.

Класс9 Учитель : Бибикова И. Н. Количество часов :70;2 часа в неделю Учебник   Перышкин...

Учебно-тематический план по физике для 10 класса ПО учебнику Л.Э.Генденштейна. Ю.И. Дика

Учитель Бибикова И.Н.10 класс, 2 часа в неделюУчебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10»...

Учебно-тематический план по физике для 11 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна. Ю.И. Дика

Учебно-тематический план.Учитель Бибикова И.Н.;11 класс, 2 часа в неделю Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-11»...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине Физика для групп ПК

КТП разработан на 2 года преподавания курса физики...

Календарно-тематический план по физике 7-11 кл

Календарно-тематическое планирование по физике 7-11 кл...

Календарно-тематический план по дисциплине "Физика" для специальности 10.02.01 "Организация и технология защиты информации"

Календарно-тематический план по дисциплине "Физика" для специальности 10.02.01 "Организация и технология защиты информации"...