Обобщающий урок по теме Основы МКТ
методическая разработка по физике на тему
Предварительный просмотр:
Сабақтың тақырыбы/Тема:
«Молекулярная физика»
Мақсаттары/Цели:
Білімділік/Образовательная:обобщить и систематизироватьзнания по теме «Молекулярная физика»
Дамытушылық/ Развивающая:развивать навыки работать в коллективе, логич.мышл.
Тәрбиелік/Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Сабақтың тұрі/Тип урока: обобщающий.
Вид урока: урок-игра.
Көрнекі құралдар/Оборудование: интерактивная доска, презентация в программе PowerPoint, учебники, карточки-задания, эпиграф урока, плакат с нарисованным деревом, ромашка с лепестками, таблица Менделеева.
Эпиграф
«Когда температура ноль,
Ясна небес голубизна,
Зима свою сыграла роль –
И дебютирует весна.
В снегах капель звенит с утра,
Природы ненаглядной голь
Зело на выдумку хитра,
Когда температура ноль!».
Н.И.Глазков.
Сабақ жоспары/План урока.
1.Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент. 3 мин
2.Көкейкесті мәжелелер/Повторение пройденного материала.20 мин
3.Ойын/Игра.
«Устами младенца». (4 мин)
Соотнеси соответствие.( 8 мин)
Домино (8 мин)
4. Физкультминутка (2 мин)
Заполнить таблицу (8мин)
«Теория с длинной историей» (10 мин)
Эрудиты (8 мин)
5.Сабақтың қорытындысы/Подведение итогов. Рефлексия ( 5 мин)
6.Оқушыларды бағалау/Озвучивание оценок. (2 мин)
7.Үй жұмысы/Домашнее задание. (2 мин)
Сабақ барысы/Ход урока.
1. Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент. Постановка целей урока. Представление команд (5мин)
Цель нашего урока сегодня повторить полученные знания по данной теме, обобщить их, найти им применение при решении некоторых интересных задач, увидеть, что за «сухой» теорией стоит много необычного и интересного. Для этого нужны не только ваши знания, но и ваши любознательность, наблюдательность, а главное, желание думать.
Сегодня каждый из вас не просто учащийся на уроке, но и участник команды. Коллективизм, умение слушать друг друга, желание помочь своей команде – вот те качества, которые помогут вам выйти вперёд. Каждому участнику команды – победительницы добавляется один балл при выставлении оценок.
Представляю команды:
1). Команда «Изотерма» (капитан ...);
2).Команда «Изобара» (капитан команды …);
3). Команда «Изохора» (капитан …);
Изобара- Линия, графически изображающая зависимость между физическими величинами при постоянном давлении.
Изотерма- Линия, графически изображающая зависимость между физическими величинами при постоянной температуре.
Изохора- Линия, графически изображающая зависимость между физическими величинами при постоянном объеме.
2. Көкейкесті мәжелелер/Актуализация ранее изученного материала. (20 мин)
«Дерево с листочками»
(оранжЦвет-легкий вопрос. зелЦвет-СредСложн. крЦвет-СложныйВопрос)
А 1.Основоположник Молекулярно-кинетической теории. (М.В.Ломоносов)
А 2.Сколько основных положений в МКТ? (3)
А 3. Единица измерения температуры (Кельвин)
А 4 Прибор для измерения температуры. (Термометр)
В 5.Чей закон изобарного процесса. (Закон Гей-Люссака)
В 6. Чей закон изохорного процесса (Закон Шарля.)
В 7. Чей закон изотермического процесса. (Закон Бойля-Мариотта)
В 8. Первое положение МКТ. (все тела состоят из микрочастиц)
С 9. Третье положение МКТ (частицы в теле носят элетромагнитный характер)
С 10. Что такое диффузия? (проникновение молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества)
С 11. Что такое броуновское движение? (это беспорядочное и непрерывное движение мельчайших частиц)
С 12. Второе положение МКТ. (микрочастицы в теле движутся непрерывно и хаотично, причем скорость движения связана с температурой тела.)
3.Ойын/Игра.
- Команды немного согрелись и готовы к дальнейшим конкурсам.
Следующий конкурс «Устами младенца». (4 мин)
Каждая команда получает по одному вопросу, написанному на листочках. Если команда не даёт ответа, то отвечать могут из других команд.
Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Когда его много, хочется в душ. Наверху его всегда больше, чем внизу. Животные и растения получают его от Солнца. (Тепло).
Она нужна всем. Когда работают, её теряют. (Энергия).
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах).
Без рук, без ног по полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву прижимает. (Ветер)
- Соотнеси соответствие.( 8 мин)
1 | Давление | V, м3 | |
2 | Объем | N | |
3 | Температура | k=1,38 Дж/К | |
4 | Скорость | ν, моль | |
5 | Масса | NA=6,02*1023моль-1 | |
6 | Плотность | Р, Па | |
7 | Количество вещества | М, кг/моль | |
8 | Число микрочастиц | m, кг | |
9 | Молярная масса | v, м/с | |
10 | Постоянная Больцмана | P, кг/м3 | |
11 | Постоянная Авогадро | R=8,31 Дж/К*моль | |
12 | Универсальная газовая постоянная | Т, К |
- Домино (8 мин)
4. Физкультминутка(2 мин)
Руки кверху поднимаем, Руки поднять вверх
А потом их опускаем, Руки расслабленно опустить вниз.
А потом их разведём Наклон назад, откинуться, руки развести в стороны
И скорей к себе прижмём Руки поставить перед грудью, ладонями к себе
А потом быстрей, быстрей Движения рук, как при беге в быстром темпе
Хлопай, хлопай веселей! Хлопки в ладоши
- Решить задачу, правильно заполнить таблицу (8 мин)
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
Масса | 600 г | 0,2 кг | |
Молярная масса | Алюминий | Азот | Ртуть |
Количество вещества | 28 моль |
- Задание для команд «Теория с длинной историей» (по схеме «Структура научной теории) (10 мин)
Каждой группе выдавался листочек, на котором они должны были представить основные элементы МКТ:
«Изотерма» – записать основные положения теории, составляющие её ядро (гипотезу, постулаты, законы, понятия, константы);
«Изобара» – записать несколько следствий, вытекающих из основных закономерностей МКТ (уравнения, полученные из основных закономерностей, формулы);
«Изохора» – перечислить экспериментальные доказательства основных положений и законов МКТ.
После выполнения задания группы представляют свои работы у доски и с помощью керамического магнита закрепляют свой листочек на доске; таким образом, на доске появляется заполненная структурная схема МКТ. Эта схема позволяет обобщить знания, полученные при изучении молекулярной физики идеального газа.
- Эрудиты (8 мин)
1.Составить физические термины из букв И,П,Т,Ь,А,С,М,Е,Ц,О,З,Б,С,Ъ,Р,Л
2. Из ответов на вопросы взять указанные буквы и составить слово.
- Единица измерения массы в СИ
- Единица измерения количества вещества в СИ
- Закон изохорного процесса
- Прибор для измерения температуры
- Единица измерения энергии
- Изобарный ....
- Слово «Микрочастица» во множественном числе.
м | о | л | о | д | ц | ы |
8 | 2 | 4 | 5 | 1 | 4 | 11 |
5. Рефлексия (5 мин)
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как группа, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Пусть каждый из вас возьмет лепесточек того цвета и прилепит к дереву, который соответствует вашему настроению к концу урока:
Оранжевый – хорошое и радостное
Зеленый – так себе
Красный – не совсем
6. Сабақтың қорытындысы/Итоги урока. (2 мин) Учитель:
Мне очень понравилось с вами работать.
А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
7. Үй жұмысы/ Домашнее задание: повторить определения, физические понятия, физические величины и формулы по данной теме. (2 мин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Основы кинематики"
Данный урок направлен на повторение материала по кинематике и на применение теоритических знаний в решении задач по данной теме....
Обобщающий урок по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»
10 класс (физико-математического профиля) Представлен план-конспект урока и все материалы....
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Обобщающий урок по теме"Основы учения о наследственности и изменчивости" по биологии 9 класс технология естественного обучения Н.Н. Суртановой.
Конспект урока по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости" по технологии Естественного обучения Н.Н. Суртановой, для учащихся 9 класса к методическому комплекту И.Н. Пономаревой. С алгор...
Обобщающий урок по теме "Основы селекции"
Разработка обобщающего урока биологии с презентацией для 9 класса "Основы селекции растений, животных, микроорганизмов"...
Урок обобщающего повторения по теме "Основы генетики"
Урок обобщающего повторения по теме "Основы генетики" в форме игры "Счастливый случай". Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края...
Обобщающий урок по темам «Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке».
Тесты обобщающие для проведения опроса 9 класс...