Обобщающий урок по теме"Основы учения о наследственности и изменчивости" по биологии 9 класс технология естественного обучения Н.Н. Суртановой.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Конспект урока по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости" по технологии Естественного обучения Н.Н. Суртановой, для учащихся 9 класса к методическому комплекту И.Н. Пономаревой. С алгоритмом действий учащихся и дидактические карточки 3-х видов и 4 вариантов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 9 классе Технология естественного обучения Н.Н. Суртановой
Тема урока: Обобщение знаний по теме « Основы учения о наследственности и изменчивости»
Тип урока: Обобщающий урок
Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме “ Основы учения о наследственности и изменчивости ”
Задачи:
Образовательная Обобщить знания учащихся об основных понятиях генетики, о типах наследования и их нарушениях, определять тип наследования и решать задачи по алгоритму.
Развивающая Развить умение учащихся работать с генетической символикой в парах, в бригадах и индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас.
Воспитывающая Воспитывать коммуникативность учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Информационный ввод
Первый этап – учащиеся работают в парах по карточкам с одинаковым содержанием, нацеленным на закрепление понятийной части темы.
Второй этап – учащиеся работают в группах по 4 человека, карточки содержат 4 варианта заданий. Учащиеся должны ответить на вопросы четырех карточек, внести результаты в лист учета и перейти на контроль к учителю.
Третий этап – учащиеся, успешно прошедшие контроль, переходят к выполнению индивидуальных заданий по карточкам. После выполнения заданий по каждой микротеме, учащиеся сдают свои работы учителю на контроль.
Алгоритм работы учащихся
Получив карточку №1, прочтите ее и вспомните определение понятий. Те из них, которые вызывают затруднение, проработайте, используя записи в справочнике, тетради или учебник. Работая в паре, проверьте усвоенные понятия.
Закончив работу с карточкой №1, приступите к выполнению заданий по карточкам №2.
Ознакомьтесь с карточками №2, займите место для работы в группе ( 4 человека ), и выберите задание, с которого вы предполагаете начать работу ( отметьте в листе учета условным знаком).
После проработки всех заданий карточки №2 дайте сигнал учителю, что готовы к ответу. Переходите к индивидуальной работе по карточке №3, содержащей вопросы по каждой микротеме.
Ответы на вопросы карточек №3 оформляются на отдельном листе, который сдается учителю
Успешно выполнившие задания по карточкам №3 допускаются к итоговой контрольной работе, которая состоится на следующем уроке.
1. Работа в парах.
Карточка №1
Цель: на понятийном уровне повторить основные вопросы по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»
1.Что изучает наука генетика? Кто считается основоположником науки генетики?
2. Почему наука генетика основывается на двух свойствах – наследственности и изменчивости?
3. Суть 1,2,3 – законов Г. Менделя?
4. Суть закона сцепления Т. Моргана и наследования, сцепленного с полом?
При необходимости используйте материалы учебника стр. 63-80, записи в тетради.
Учащиеся прорабатывают вопросы в паре, часть идет на контроль к учителю, остальные учащиеся приступают к работе в группах по карточкам №2.
2. Работа в группах по 4 человека по карточкам №2
Карточка №2
Цель: на основе естественного общения учащиеся повторяют вопросы, охватывающие тему «Основы учения о наследственности и изменчивости»
Эти карточки имеют 4 варианта по темам: моногибридное, ди и полигибридное, сцепленное и сцепленное с полом наследование.
Каждый учащийся должен проработать 4 задания. Итоги работы вносятся в лист учета.
Карточка №2 Вариант 1
- Определение 1 з-на Г.Менделя
- Кол-во контрастных признаков тригибридного скрещивания
- Количественное расщепление признаков по генотипу дигибридного скрещивания.
- Количественное расщепление признаков по фенотипу дигибридного скрещивания.
Карточка №2 Вариант 2
- Определение з-на сцепления Т. Моргана.
- Кол-во контрастных признаков моногибридного скрещивания.
- Количественное расщепление признаков по генотипу 2-го з-на Г. Менделя.
- Количественное расщепление признаков по фенотипу 2-го з-на Г. Менделя .
Карточка №2 Вариант 3
- Определение з-на наследования, сцепленного с полом.
- Кол-во контрастных признаков дигибридного скрещивания.
- Количественное расщепление признаков по генотипу 1-го з-на Г. Менделя.
- Количественное расщепление признаков по фенотипу 1-го з-на Г. Менделя .
Карточка №2 Вариант 4
- Определение 2-го з-на Г. Менделя.
- Кол-во контрастных признаков полигибридного скрещивания.
- Количественное расщепление признаков по генотипу 3-го з-на Г. Менделя.
- Количественное расщепление признаков по фенотипу 3-го з-на Г. Менделя .
3. Индивидуальная работа по карточкам №3, содержащим практические задания по каждому типу наследования признаков: моногибридное, ди и полигибридное, сцепленное и сцепленное с полом.
Карточка №3 (1)
Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого светлые волосы, а у отца черные. Единственный ребенок в этой семье светловолосый. Какова была вероятность появления в семье ребенка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?
Ф.И. | Определите тип наследования | Определить аллели и количество гамет родителей | Определить и написать символами генотипы родителей | После решения задачи провести анализ по генотипу и фенотипу |
Решение задачи по алгоритму с использованием генетической символики.
Карточка №3(2)
У человека ген негритянской окраска кожи (В) полностью доминирует над геном европейской кожи (в), а заболевание серповидно-клеточная анемия проявляется неполностью доминантным геном (A), причём аллельные гены в гомозиготном состоянии (AA) приводят к разрушению эритроцитов, и данный организм становится нежизнеспособным. Гены обоих признаков расположены в разных хромосомах.
Чистородная негроидная женщина от белого мужчины родила двух мулатов. Один ребёнок не имел признаков анемии, а второй умер от малокровия.
Какова вероятность рождения следующего ребёнка, не имеющего признаков анемии?
Ф.И. | Определите тип наследования | Определить аллели и количество гамет родителей | Определить и написать символами генотипы родителей | После решения задачи провести анализ по генотипу и фенотипу |
Решение задачи по алгоритму с использованием генетической символики.
Карточка №3(3)
Альбинизм у человека определяется рецессивным геном (а), расположенным в аутосоме, а одна из форм диабета определяется рецессивным геном (в), сцепленным с половой Х-хромосомой. Доминантные гены отвечают за пигментацию (А) и нормальный обмен веществ (В). У-хромосома генов не содержит. Супруги имеют тёмный цвет волос. Матери обоих страдали диабетом, а отцы – здоровы. Родился один ребёнок больной по двум признакам. Определить процентную вероятность рождения в данной семье здоровых и больных детей.
Ф.И. | Определите тип наследования | Определить аллели и количество гамет родителей | Определить и написать символами генотипы родителей | После решения задачи провести анализ по генотипу и фенотипу |
Решение задачи по алгоритму с использованием генетической символики.
Карточка№3 (4)
. Ген роста у человека и ген, определяющий количество пальцев на конечностях, находятся в одной группе сцепления на расстоянии 8 морганид.
Нормальный рост и пять пальцев на кистях рук являются рецессивными признаками. Высокий рост и полидактилия (шестипалость) проявляются по аутосомно-доминантному типу.
Жена имеет нормальный рост и по пять пальцев на руке. Муж гетерозиготен по двум парам аллелей, причём ген высокого роста он унаследовал от отца, а ген шестипалости от матери.
Определить в потомстве процентное соотношение вероятных фенотипов.
Ф.И. | Определите тип наследования | Определить аллели и количество гамет родителей | Определить и написать символами генотипы родителей | После решения задачи провести анализ по генотипу и фенотипу |
Решение задачи по алгоритму с использованием генетической символики.
Итоги работы вносятся в лист учета.
Ф.И. | Моногибридное скрещивание | Дигибридное скрещивание | Сцепленное наследование | Сцепленное с полом наследование | ||||||||||||
Тип нас-я | Кол-во гамет | Гт. родителей | Ответ | Тип нас-я | Кол-во гамет | Гт. родителей | Ответ | Тип нас-я | Кол-во гамет | Гт. родителей | Ответ | Тип нас-я | Кол-во гамет | Гт. родителей | Ответ | |
4. Подготовиться к итоговой К.р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Основы кинематики"
Данный урок направлен на повторение материала по кинематике и на применение теоритических знаний в решении задач по данной теме....
Обобщающий урок по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»
10 класс (физико-математического профиля) Представлен план-конспект урока и все материалы....
Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)
Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....
Обобщающий урок по теме "Основы селекции"
Разработка обобщающего урока биологии с презентацией для 9 класса "Основы селекции растений, животных, микроорганизмов"...
Тема: «Основы учения о наследственности и изменчивости».
Открытый урок в 9 классе....
Обобщающий урок по теме Основы МКТ
открытый урок...
Контрольная работа "Основы учения о наследственности и изменчивости".9 класс
Письменная работа - 5 вариантов по 3 задания....