Обобщающий урок по теме"Основы учения о наследственности и изменчивости" по биологии 9 класс технология естественного обучения Н.Н. Суртановой.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Засухина Елена Александровна

Конспект урока по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости" по технологии Естественного обучения Н.Н. Суртановой, для учащихся 9 класса к методическому комплекту И.Н. Пономаревой. С алгоритмом действий учащихся и дидактические карточки 3-х видов и 4 вариантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 9 классе Технология естественного обучения Н.Н. Суртановой

Тема  урока:  Обобщение  знаний  по  теме   « Основы учения о наследственности и изменчивости»

Тип урока: Обобщающий урок

Цель  урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме “ Основы учения о наследственности и изменчивости ”

 Задачи:

Образовательная    Обобщить знания учащихся  об основных понятиях генетики, о типах наследования и их нарушениях, определять тип наследования и решать задачи по алгоритму.

Развивающая    Развить умение учащихся работать с генетической символикой в парах, в бригадах и индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас.

Воспитывающая   Воспитывать коммуникативность учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе.  

Ход  урока

1.Организационный момент

2.Информационный ввод

 Первый этап – учащиеся  работают в парах по карточкам с одинаковым содержанием, нацеленным на закрепление понятийной части темы.

Второй этап – учащиеся работают в группах по 4 человека, карточки содержат 4 варианта заданий.   Учащиеся должны ответить на вопросы четырех   карточек,  внести результаты в лист учета и перейти на контроль к учителю.    

Третий этап – учащиеся, успешно прошедшие контроль,  переходят к выполнению индивидуальных заданий по   карточкам. После выполнения заданий по каждой микротеме,  учащиеся сдают свои работы учителю на контроль.

Алгоритм работы учащихся

Получив карточку №1, прочтите ее и вспомните определение понятий. Те из них, которые вызывают затруднение, проработайте, используя записи в справочнике, тетради или учебник. Работая в паре, проверьте усвоенные понятия.

Закончив работу с карточкой №1, приступите к выполнению заданий по карточкам №2.

Ознакомьтесь с карточками №2, займите место для работы в группе ( 4 человека ), и выберите задание, с которого вы предполагаете начать работу ( отметьте  в листе учета условным знаком).

После проработки всех заданий карточки №2 дайте сигнал учителю, что готовы к ответу. Переходите к индивидуальной  работе по карточке №3, содержащей  вопросы по каждой микротеме.

Ответы на вопросы карточек №3 оформляются на отдельном листе, который сдается учителю

Успешно выполнившие задания по карточкам №3 допускаются к итоговой контрольной работе, которая состоится на следующем уроке.

 

1.  Работа в парах.

Карточка №1

Цель: на понятийном уровне повторить основные вопросы по теме  «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1.Что изучает наука генетика? Кто считается основоположником науки генетики?

2. Почему наука генетика основывается на двух свойствах – наследственности и изменчивости?

3. Суть 1,2,3 – законов Г. Менделя?

4. Суть закона сцепления Т. Моргана и наследования, сцепленного с полом?

При необходимости используйте материалы учебника стр. 63-80, записи в тетради.

Учащиеся прорабатывают вопросы в паре, часть идет на контроль к учителю, остальные учащиеся приступают к работе в группах по карточкам №2.

2. Работа в группах по 4 человека по карточкам №2

Карточка №2

Цель: на основе естественного общения учащиеся повторяют вопросы, охватывающие тему «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Эти карточки имеют 4 варианта по темам: моногибридное, ди и полигибридное, сцепленное и сцепленное с полом наследование.  

Каждый учащийся должен проработать 4 задания. Итоги работы вносятся в лист учета.

Карточка №2 Вариант 1

  1. Определение 1 з-на Г.Менделя
  2. Кол-во контрастных признаков тригибридного скрещивания
  3. Количественное расщепление признаков по генотипу  дигибридного скрещивания.
  4. Количественное расщепление признаков по фенотипу дигибридного скрещивания.

Карточка №2 Вариант 2

  1. Определение  з-на сцепления Т. Моргана.
  2. Кол-во контрастных признаков моногибридного скрещивания.
  3. Количественное расщепление признаков по генотипу  2-го з-на Г. Менделя.
  4. Количественное расщепление признаков по фенотипу 2-го з-на Г. Менделя .

Карточка №2 Вариант 3

  1. Определение  з-на наследования, сцепленного с полом.
  2. Кол-во контрастных признаков дигибридного скрещивания.
  3. Количественное расщепление признаков по генотипу  1-го з-на Г. Менделя.
  4. Количественное расщепление признаков по фенотипу 1-го з-на Г. Менделя .

Карточка №2 Вариант 4

  1. Определение 2-го з-на Г. Менделя.
  2. Кол-во контрастных признаков полигибридного скрещивания.
  3. Количественное расщепление признаков по генотипу  3-го з-на Г. Менделя.
  4. Количественное расщепление признаков по фенотипу 3-го з-на Г. Менделя .

3. Индивидуальная работа по карточкам №3, содержащим практические задания по каждому типу наследования признаков: моногибридное, ди и полигибридное, сцепленное и сцепленное с полом.  

                                             

Карточка №3 (1)

Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого светлые волосы, а у отца черные. Единственный ребенок в этой семье светловолосый. Какова была вероятность появления в семье ребенка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?

Ф.И.

Определите тип наследования


Определить аллели и количество гамет родителей

Определить и написать символами генотипы родителей

После решения задачи  провести анализ по генотипу и фенотипу

Решение задачи по алгоритму с использованием генетической символики.

Карточка №3(2)

У человека ген негритянской окраска кожи (В) полностью доминирует над геном европейской кожи (в), а заболевание серповидно-клеточная анемия проявляется неполностью доминантным геном (A), причём аллельные гены в гомозиготном состоянии (AA) приводят к разрушению эритроцитов, и данный организм становится нежизнеспособным. Гены обоих признаков расположены в разных хромосомах.

Чистородная негроидная женщина от белого мужчины родила двух мулатов. Один ребёнок не имел признаков анемии, а второй умер от малокровия.

Какова вероятность рождения следующего ребёнка, не имеющего признаков анемии?

Ф.И.

Определите тип наследования


Определить аллели и количество гамет родителей

Определить и написать символами генотипы родителей

После решения задачи  провести анализ по генотипу и фенотипу

Решение задачи по алгоритму с использованием генетической символики.

Карточка №3(3)

Альбинизм у человека определяется рецессивным геном (а), расположенным в аутосоме, а одна из форм диабета определяется рецессивным геном (в), сцепленным с половой Х-хромосомой. Доминантные гены отвечают за пигментацию (А) и нормальный обмен веществ (В).  У-хромосома генов не содержит. Супруги имеют тёмный цвет волос. Матери обоих страдали диабетом, а отцы – здоровы. Родился один ребёнок больной по двум признакам. Определить процентную вероятность рождения в данной семье здоровых и больных детей.

Ф.И.

Определите тип наследования


Определить аллели и количество гамет родителей

Определить и написать символами генотипы родителей

После решения задачи  провести анализ по генотипу и фенотипу

Решение задачи по алгоритму с использованием генетической символики.

Карточка№3 (4)

. Ген роста у человека и ген, определяющий количество пальцев на конечностях, находятся в одной группе сцепления на расстоянии 8 морганид.

Нормальный рост и пять пальцев на кистях рук являются рецессивными признаками. Высокий рост и полидактилия (шестипалость) проявляются по аутосомно-доминантному типу.

Жена имеет нормальный рост и по пять пальцев на руке. Муж гетерозиготен по двум парам аллелей, причём ген высокого роста он унаследовал от отца, а ген шестипалости от матери.

Определить в потомстве процентное соотношение вероятных фенотипов.

Ф.И.

Определите тип наследования


Определить аллели и количество гамет родителей

Определить и написать символами генотипы родителей

После решения задачи  провести анализ по генотипу и фенотипу

Решение задачи по алгоритму с использованием генетической символики.

Итоги работы вносятся в лист учета.

Ф.И.

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Сцепленное

 наследование

Сцепленное с полом наследование

Тип

 нас-я

Кол-во гамет

Гт.

родителей

Ответ

Тип

 нас-я

Кол-во гамет

Гт.

родителей

Ответ

Тип

 нас-я

Кол-во гамет

Гт.

родителей

Ответ

Тип

 нас-я

Кол-во гамет

Гт.

родителей

Ответ

4. Подготовиться к итоговой К.р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Основы кинематики"

Данный урок направлен на повторение материала по кинематике и на применение теоритических  знаний в решении задач по данной теме....

Обобщающий урок по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»

10 класс (физико-математического профиля) Представлен план-конспект урока и все материалы....

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

Обобщающий урок по теме "Основы селекции"

Разработка обобщающего урока биологии с презентацией  для 9 класса "Основы селекции растений, животных, микроорганизмов"...