Урок обобщающего повторения по теме "Основы генетики"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок обобщающего повторения по теме "Основы генетики" в форме игры "Счастливый случай". Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_genetiki.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщающего повторения.
«Счастливый случай» по теме
«Основы генетики»
Цель: 1. Проверить уровень усвоенности учащимися основных знаний, умений и навыков по теме.
2. Углубить и обобщить знания по теме.
3. Проверить познавательную активность учащихся.
Оборудование: таблицы по генетики для оформления класса.
В игре участвуют две команды по четыре человека. Из числа учащихся выбирается жюри – 3 человека. Один ученик готовится к роли «гостя игры» Г. Менделеева.
Ход урока
- Организационный момент.
- Игра «Счастливый случай». В зал (класс) приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше ответов на предлагаемые ниже вопросы. Потом приглашается вторая команда и ей задаются те же вопросы.
Гейм первый
- явление преобладания признака? (доминирование).
- скрещивание родительских форм, наследственно различающихся лишь по одной паре признаков? (моногибридное).
- особи, которые в потомстве обнаруживают явление расщепления? (гетерозиготные).
- особи, которые образуют лишь один сорт гамет? (гомозиготные).
- парные гены? (аллельные).
- скрещивание родительских форм, различающимся по двум парам признаков? (дигибридное).
- противоположный доминантному, внешне исчезающий признак? (рецессивный).
- явление сцепления генов, локализованных в одной хромосоме? (закон Моргана).
- хромосомы, в отношении которых у самцов и самок нет различия? (аутосомы).
- хромосомный набор человека? (46).
- XY – пол организма? (мужской).
- материальные наследственные факторы? (гены).
- совокупность внешних и внутренних признаков? (фенотип).
- свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям? (наследственность).
- изучение родословной людей за возможно большее число поколений? (генеалогический метод).
- наследственная основа организма? (генотип).
- пределы модификационной изменчивости? (норма реакции).
- форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа? (модификационная).
- ряд изменчивости признака? (вариационный).
- форма изменчивости, меняющая генотип? (мутационная).
Гейм второй – «Заморочки у бочки»
Членам команд по очереди предлагается доставать фишки с номерами вопросов. Если команда не может ответить, то право ответа передается другой команде.
1. у крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) доминирует над геном рогатости. Какого результата можно ожидать от скрещивания гетерозиготного быка с гетерозиготными комолыми коровами?
↑
(о Аа * Аа о)
Гаметы †
А а А а
F1 АА Аа Аа аа
к к к р
3:1 или 1:2:1
2. при скрещивании двух наследственных форм растения ночной красавицы, с белыми и красными цветами, все гибриды первого поколения имеют розовые цветы. Почему? (все гибриды первого поколения носят промежуточный характер, т.е. доминирование было неполное).
3. пород одинакового возраста и породы продали в разные фермерские хозяйства. Одна из коров стала давать молока больше, чем вторая, но жирность молока не изменилась и осталась у обеих почти одинаковой. Объясните, с чем это связано?
4. у любого ребенка можно обнаружить признаки, типичные для его матери и отца. Тем не менее даже среди близких родственников не найти двух абсолютно одинаковых людей. С чем это связано? Какой тип изменчивости здесь наблюдается?
Гейм третий – «Тёмная лошадка»
Его исследования долгое время не были правильно оценены. Лишь в 1900 году они были как бы переоткрыты и подтверждены несколькими учеными и стали основой вновь возникшей отрасли биологии – генетики.
Кто у нас в гостях? (Г.Мендель).
- в чем проявляется мой первый закон? (гибриды F1 при дальнейшем размножении расщепляются, их потомстве F2 снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющими примерно ¼ часть от всего числа потомков).
- решите задачу. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. От скрещивания черной самки с коричневатым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенков. Определите генотипы родителей и потомства.
- решите задачу. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой были голубые глаза, а у матери – карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что (ген) карий цвет глаз наследуется как доминантный? Определите генотипы родителей мужчины и женщины.
- дайте определение моего второго закона, согласно которому происходит наследование признаков у гибридов второго поколения.
Гейм четвертый – «Гонка за лидером»
- ген – это…?
- свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития? (изменчивость).
- специфическое деление клеток, при котором образуются половые клетки? (мейоз).
- процесс соединения гомологичных хромосом? (конъюгация).
- хромосомы, по которым самец и самка отличаются друг от друг? (половые).
- изучение развития признаков у близнецов? (близнецовый).
- материальной основой генотипа являются? (хромосомы).
- изменения, происходящие в хромосомах под влиянием внешней или внутренней среды? (мутация).
- мутации, связанные с видимыми преобразованиями хромосом? (хромосомные).
- совокупность генов популяции, вида или иной систематической группы? (генофонд).
- формы естественного отбора? (движущий и стабилизирующий).
- индивидуальное развитие организмов? (онтогенез).
- диплоидный набор хромосом? (2 n).
- кратное увеличение числа хромосом? (полиплоидия).
- пол организма зависит… (от хромос.набора зиготы).
- расщепление по каждой паре признаков идет не зависимо от других пар признаков…? (закон независимого распределения генов).
- наука о клетке? (цитология).
- основной объект исследования Т.Моргана? (дрозофила).
- явление сцепления генов, локализованных в одной хромосоме? (закон Моргана).
- наука о наследственности и изменчивости? (генетика).
- основной объект исследования Г.Менделя? (горох).
- соотношение семян гороха во втором поколении с доминантными и рецессивными признаками? (3:1).
- особи, которые при расщеплении дают разные гаметы? (гетерозиготы).
- двуплечая хромосома самца? (y).
- мутации, связанные с изменениями в строении или числе хромосом? (соматические).
- какая форма изменчивости дает исходный материал для естественного отбора? (движущий набор, наследственная изм.).
- процесс слияния женской и мужской гамет? (оплодотворение).
- оплодотворенная яйцеклетка? (зигота).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"
На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».
Цели урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения правильно применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...