Разработка урока по физике "Тепловые явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Шляханова Светлана Дмитриевна

Цели:

  • Обучающая: закрепление умения решать расчетные, качественные, экспериментальные задачи; повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления»
  • Воспитательная:      формирование навыков самостоятель-ной работы, развитие интереса к физике через игру, воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться
  • Развивающая:     развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления, логического мышления, познавательных и творческих способностей.

Тип урока:     урок комплексного применения знаний в форме турнира

План урока:

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1. Экспресс - контроль

6

Устный опрос

2. Кроссворд «Знаете ли вы физические термины и понятия?»

5-6

Заполнение сетки кроссворда (сдается для контроля)

3. Рассказ «Тепловые процессы»

7

Подготовка рассказа об одном из процессов

4. «Лесенка»

15-20

Решение расчетных задач на листках (сдаются для контроля)

5. «Практический»

3

Измерение температуры веществ в разных состояниях, составление формул

6. Подведение итогов

2

Объявление лидеров данного этапа

7. Объяснение домашнего задания

1

Запись на обратной стороне доски

Ход урока

 

            Учитель.      Приглашаю вас сразиться с формулами, задачами, каверзными вопросами. Пусть победит сильнейший!

  1. «Экспресс-контроль» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Учитель быстро зачитывает вопросы, а учащиеся отвечают «по цепочке», друг за другом. Если кто-то не справляется, то отвечает следующий.

  1. Самый плохой проводник тепла. (Вакуум)
  2. Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате? (С поверхности происходит постоянное испарение. Испаряются самые быстрые молекулы, поэтому средняя кинетическая энергия оставшихся уменьшается, и температура понижается)
  3. Какие единицы количества теплоты вы знаете? (Джоуль, калория)
  4. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? (Три рубашки, так как между ними воздух, а в рубашке тройной толщины его нет; воздух – плохой проводник тепла)
  5. Зачем трубы теплосети обмазывают или обматывают толстым слоем асбеста? (Асбест плохо проводит тепло, снижает интенсивность теплоотвода)
  6. Почему в сильный мороз палец примерзает к металлу, а к дереву не примерзает? (Из-за интенсивного отвода тепла металлом влага на пальце быстро замерзает. Дерево тепло отводит плохо, что позволяет долго держать теплый палец на охлажденной деревянной поверхности)
  7. В кипящей воде варятся макароны в виде трубочек. Кипит ли вода внутри этих трубочек? (Нет. Эта вода не участвует в конвекции кипящей жидкости и потому не может получить от дна кастрюли – его температура выше 100 ºС – дополнительное тепло на парообразование)
  8. Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? (Чтобы вода успела растечься ровным слоем, прежде чем замерзнет)
  9. Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку? (Белого, так как она лучше отражает тепло. Ведь в Африке очень жарко)
  10. Применяется ли воздух как строительный материал? (Да, его много в пенопласте, пенобетоне)
  11. Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой. (Термос)
  12. Температура плавления стали 1400 °С, при сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600 ºС. Почему же ствол орудия не плавится при выстреле? (Сгорание пороха при выстреле происходит очень быстро, так что ствол орудия не успевает прогреться до температуры плавления)
  13. Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб? (Иней образуется за счет конденсации пара в выдыхаемом воздухе и его замерзания. На щеках и лбу пар не конденсируется, потому, что они теплые.)
  14. Почему нельзя расплавить дерево и бумагу? (Температуры плавления дерева и бумаги высокие. Еще не достигнув такой температуры, дерево и бумага загораются, то есть начинают интенсивно окисляться)
  15. Греет ли вуаль женской шляпки? (Вуаль препятствует обдуву наружным воздухом и сохраняет имеющееся тепло)

 

  1. Кроссворд «Знаете ли вы физические термины и понятия?» (за каждый верный ответ – 1 балл)

Учитель раздает сетку кроссворда с вопросами. В центре – ключевое слово «Теплопроводность».

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

¹

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

²

 

П

 

 

 

 

 

 

 

³

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

О

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

О

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

О

 

 

 

 

 

 

 

¹º

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

¹¹

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

¹²

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

¹³

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

Ь

 

 

 

 

 

 

 

    По горизонтали:

  1. Частицы, из которых состоят вещества.
  2. Процесс превращения жидкости в газ.
  3. Процесс превращения твердого тела в газ.
  4. Физическая величина, характеризующая быстроту и направление движения.
  5. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.
  6. Кинетическая, потенциальная, внутренняя…
  7. Единица энергии.
  8. Процесс превращения твердого вещества в жидкость.
  9. Процесс окисления, сопровождающийся выделением энергии.
  10. Превращение пара в жидкость.
  11. Вид теплопередачи.
  12. Мельчайшая частица химического элемента.
  13. Величина, характеризующая инертные свойства тела.
  14. Конвективный поток воздуха в атмосфере.
  15. Ученый, в честь которого названа температурная шкала.

 

Ответы.    1. Молекулы.   2. Испарение.   3. Сублимация.   4. Скорость.           5. Температура.   6. Энергия.   7. Джоуль.   8. Плавление.   9. Горение.                       10. Конденсация.   11.Конвекция.   12. Атом.   13. Масса.   14. Ветер.   15. Цельсий.

 

  1. «Тепловые процессы» (2 балла)

Учитель выдает карточки с названиями тепловых процессов: испарение, кипение, конденсация, плавление, кристаллизация. Отвечать начинает тот, кто первым поднимет руку. Дополнения одноклассников оцениваются в 0,5 балла.

 

  1. «Лесенка» (за решение каждой задачи на желтой карточке – 3 балла, на зеленой – 4 балла, на красной – 5 баллов)

 

І ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка)         Медную деталь объемом 200 см3 нагрели от 10 до 50°С. Какую энергию на это затратили? Плотность меди 8900 кг/м3, удельная теплоемкость меди 380 Дж/(кг ·°С).
  2. (Зеленая карточка)         Воду массой 2 кг, взятую при температуре 20 °С, превратили в пар температурой 100 °С. Какую энергию на это затратили? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/ (кг ·°С), удельная теплота парообразования 2,3 · 106 Дж/кг.
  3. (Красная карточка)         На сколько градусов изменится температура воды массой 2 кг, если считать, что вся энергия, выделяемая при сгорании 10 г бензина, идет на нагревание воды? Удельная теплоемкость воды               4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания бензина 46 · 106 Дж/кг.

 

ІІ ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка)         Березовые дрова объемом 400 см3 сгорают в печи. Сколько энергии при этом выделяется? Плотность березовой древесины      700 кг/м3, удельная теплота сгорания 13 · 106 Дж/(кг ·°С).
  2. (Зеленая карточка)         Лед массой 4 кг взяли при температуре -20 °С, превратили в воду при температуре 0 °С. Какое количество теплоты перешло во внутреннюю энергию? Удельная теплота плавления 33 · 104 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/ (кг ·°С).
  3. (Красная карточка)         Какую массу воды можно нагреть на 10 °С, если считать, что вся энергия, выделяющаяся при сжигании 10 г керосина, идет на нагревание? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания керосина 46 · 106 Дж/кг.

Ответы

Карточка

Вариант

І

ІІ

Желтая

2,7·104Дж

3,64·106 Дж

Зеленая

5,27·106Дж

1,53 ·106Дж

Красная

55 °С

11 кг

 

  1. «Практический» (за каждое верно выполненное задание – 1 балл)

Предлагается тем, кто справится с решением задач раньше других: определить цену деления термометра и с его помощью измерить:

а) температуру холодной воды в стакане;

б) температуру горячей воды в калориметре;

в) температуру льда  в калориметре;

г) температуру смеси (смешивают горячую и холодную);

д) составить ряд формул из символов: Q, c, m, t, λ, Δ, L, q, =.

 

  1. Подведение итогов

Учитель подводит предварительные итоги. Окончательно лидер будет определен после тщательной проверки результатов 2-го и 4-го этапов.

  1. Домашнее задание

В течение недели подготовить сообщения на темы: а) «Тепловые явления в природе»; б) «Тепловые двигатели»; в) «Альтернативные источники энергии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_teplovye_yavleniya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Тепловые явления

Разработка открытого урока по физике в 8-ом классе

Учитель:         Шляханова Светлана Дмитриевна

ГУ «Луганская школа

І-ІІІ ступеней №18»

Цели:

  • Обучающая:        закрепление умения решать расчетные, качественные, экспериментальные задачи; повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления»
  • Воспитательная:        формирование навыков самостоятель-ной работы, развитие интереса к физике через игру, воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться
  • Развивающая:        развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления, логического мышления, познавательных и творческих способностей.

Тип урока:        урок комплексного применения знаний в форме турнира

План урока:

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1. Экспресс - контроль

6

Устный опрос

2. Кроссворд «Знаете ли вы физические термины и понятия?»

5-6

Заполнение сетки кроссворда (сдается для контроля)

3. Рассказ «Тепловые процессы»

7

Подготовка рассказа об одном из процессов

4. «Лесенка»

15-20

Решение расчетных задач на листках (сдаются для контроля)

5. «Практический»

3

Измерение температуры веществ в разных состояниях, составление формул

6. Подведение итогов

2

Объявление лидеров данного этапа

7. Объяснение домашнего задания

1

Запись на обратной стороне доски

Ход урока

        Учитель.        Приглашаю вас сразиться с формулами, задачами, каверзными вопросами. Пусть победит сильнейший!

  1. «Экспресс-контроль» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Учитель быстро зачитывает вопросы, а учащиеся отвечают «по цепочке», друг за другом. Если кто-то не справляется, то отвечает следующий.

  1. Самый плохой проводник тепла. (Вакуум)
  2. Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате? (С поверхности происходит постоянное испарение. Испаряются самые быстрые молекулы, поэтому средняя кинетическая энергия оставшихся уменьшается, и температура понижается)
  3. Какие единицы количества теплоты вы знаете? (Джоуль, калория)
  4. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? (Три рубашки, так как между ними воздух, а в рубашке тройной толщины его нет; воздух – плохой проводник тепла)
  5. Зачем трубы теплосети обмазывают или обматывают толстым слоем асбеста? (Асбест плохо проводит тепло, снижает интенсивность теплоотвода)
  6. Почему в сильный мороз палец примерзает к металлу, а к дереву не примерзает? (Из-за интенсивного отвода тепла металлом влага на пальце быстро замерзает. Дерево тепло отводит плохо, что позволяет долго держать теплый палец на охлажденной деревянной поверхности)
  7. В кипящей воде варятся макароны в виде трубочек. Кипит ли вода внутри этих трубочек? (Нет. Эта вода не участвует в конвекции кипящей жидкости и потому не может получить от дна кастрюли – его температура выше 100 ºС – дополнительное тепло на парообразование)
  8. Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? (Чтобы вода успела растечься ровным слоем, прежде чем замерзнет)
  9. Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку? (Белого, так как она лучше отражает тепло. Ведь в Африке очень жарко)
  10. Применяется ли воздух как строительный материал? (Да, его много в пенопласте, пенобетоне)
  11. Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой. (Термос)
  12. Температура плавления стали 1400 °С, при сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600 ºС. Почему же ствол орудия не плавится при выстреле? (Сгорание пороха при выстреле происходит очень быстро, так что ствол орудия не успевает прогреться до температуры плавления)
  13. Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб? (Иней образуется за счет конденсации пара в выдыхаемом воздухе и его замерзания. На щеках и лбу пар не конденсируется, потому, что они теплые.)
  14. Почему нельзя расплавить дерево и бумагу? (Температуры плавления дерева и бумаги высокие. Еще не достигнув такой температуры, дерево и бумага загораются, то есть начинают интенсивно окисляться)
  15. Греет ли вуаль женской шляпки? (Вуаль препятствует обдуву наружным воздухом и сохраняет имеющееся тепло)

  1. Кроссворд «Знаете ли вы физические термины и понятия?» (за каждый верный ответ – 1 балл)

Учитель раздает сетку кроссворда с вопросами. В центре – ключевое слово «Теплопроводность».

Т

¹

 

 

Е

 

 

 

 

²

 

П

 

 

 

 

 

 

³

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

4

 

О

 

 

 

 

 

5

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

Р

 

 

 

7

 

О

 

 

 

8

 

 

В

 

 

 

 

 

9

О

 

 

 

 

 

¹º

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

¹¹

 

Н

 

 

 

 

 

 

¹²

 

О

 

¹³

 

С

 

 

14

 

Т

 

 

15

 

 

Ь

 

 

 

    По горизонтали:

  1. Частицы, из которых состоят вещества.
  2. Процесс превращения жидкости в газ.
  3. Процесс превращения твердого тела в газ.
  4. Физическая величина, характеризующая быстроту и направление движения.
  5. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.
  6. Кинетическая, потенциальная, внутренняя…
  7. Единица энергии.
  8. Процесс превращения твердого вещества в жидкость.
  9. Процесс окисления, сопровождающийся выделением энергии.
  10. Превращение пара в жидкость.
  11. Вид теплопередачи.
  12. Мельчайшая частица химического элемента.
  13. Величина, характеризующая инертные свойства тела.
  14. Конвективный поток воздуха в атмосфере.
  15. Ученый, в честь которого названа температурная шкала.

Ответы.        1. Молекулы.   2. Испарение.   3. Сублимация.   4. Скорость.           5. Температура.   6. Энергия.   7. Джоуль.   8. Плавление.   9. Горение.                       10. Конденсация.   11.Конвекция.   12. Атом.   13. Масса.   14. Ветер.   15. Цельсий.

  1. «Тепловые процессы» (2 балла)

Учитель выдает карточки с названиями тепловых процессов: испарение, кипение, конденсация, плавление, кристаллизация. Отвечать начинает тот, кто первым поднимет руку. Дополнения одноклассников оцениваются в 0,5 балла.

  1. «Лесенка» (за решение каждой задачи на желтой карточке – 3 балла, на зеленой – 4 балла, на красной – 5 баллов)

І ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка)         Медную деталь объемом 200 см3 нагрели от 10 до 50°С. Какую энергию на это затратили? Плотность меди 8900 кг/м3, удельная теплоемкость меди 380 Дж/(кг ·°С).
  2. (Зеленая карточка)        Воду массой 2 кг, взятую при температуре 20 °С, превратили в пар температурой 100 °С. Какую энергию на это затратили? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/ (кг ·°С), удельная теплота парообразования 2,3 · 106 Дж/кг.
  3. (Красная карточка)        На сколько градусов изменится температура воды массой 2 кг, если считать, что вся энергия, выделяемая при сгорании 10 г бензина, идет на нагревание воды? Удельная теплоемкость воды               4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания бензина 46 · 106 Дж/кг.

ІІ ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка)         Березовые дрова объемом 400 см3 сгорают в печи. Сколько энергии при этом выделяется? Плотность березовой древесины      700 кг/м3, удельная теплота сгорания 13 · 106 Дж/(кг ·°С).
  2. (Зеленая карточка)        Лед массой 4 кг взяли при температуре -20 °С, превратили в воду при температуре 0 °С. Какое количество теплоты перешло во внутреннюю энергию? Удельная теплота плавления 33 · 104 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/ (кг ·°С).
  3. (Красная карточка)        Какую массу воды можно нагреть на 10 °С, если считать, что вся энергия, выделяющаяся при сжигании 10 г керосина, идет на нагревание? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания керосина 46 · 106 Дж/кг.

Ответы

Карточка

Вариант

І

ІІ

Желтая

2,7·104Дж

3,64·106 Дж

Зеленая

5,27·106Дж

1,53 ·106Дж

Красная

55 °С

11 кг

  1. «Практический» (за каждое верно выполненное задание – 1 балл)

Предлагается тем, кто справится с решением задач раньше других: определить цену деления термометра и с его помощью измерить:

а) температуру холодной воды в стакане;

б) температуру горячей воды в калориметре;

в) температуру льда  в калориметре;

г) температуру смеси (смешивают горячую и холодную);

д) составить ряд формул из символов: Q, c, m, t, λ, Δ, L, q, =.

  1. Подведение итогов

Учитель подводит предварительные итоги. Окончательно лидер будет определен после тщательной проверки результатов 2-го и 4-го этапов.

  1. Домашнее задание

В течение недели подготовить сообщения на темы: а) «Тепловые явления в природе»; б) «Тепловые двигатели»; в) «Альтернативные источники энергии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс

Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...

методическая разработка урока по теме: Явление тяготения.Сила тяжести

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: Явление тяготения.Сила тяжести...

методическая разработка урока по теме: Явление тяготения.Сила тяжести

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: Явление тяготения.Сила тяжести...

Методическая разработка урока физики "Электрические явления"

Методическая разработка урока повторения и обобщения учебного материала по теме "Электрические явления" для учащихся 9 класса....

Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.

Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...

Разработка урока по теме: « Явления, происходящие с веществами» Химия 8 класс для детей с ОВЗ

Развивать умение детей вести целенаправленные наблюдения и умение прогнозировать ожидаемые результаты....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...