"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме
Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_noyabr_2012.docx | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя физики МАОУ лицея № 14 имени Ю.А. Гагарина по теме: "Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".
Районное методическое объединение учителей физики 06.11.2012г.
Выделение проблемы – панель. Проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
В современном обществе происходят процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий. Это требует повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.
В настоящий момент в России полным ходом идёт модернизация образования. С 1 сентября 2012 года все учащиеся 1-2-х классов обучаются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. «Переход на ФГОС основного общего образования может осуществляться по мере готовности ОУ в 5 классах – с 2012/2013 уч. года, обязательным он будет с 2015/2016 уч. Года». (Письмо Минобрнауки РФ «О введении ФГОС общего образования» (№03-255 от 19.04.2011 г.)
Актуализации знаний по проблеме
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Из концепции о модернизации российского образования:
Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
Развитие умений работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации);
Выработка экспертной оценки результатов накопленного материала;
Формирование навыков исследовательской деятельности (проведение реальных и виртуальных экспериментов);
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
Формирование навыков работы в группе, умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;
Развитие толерантности – как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих решений
Компетенция – 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен.
Компетентность – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности, способность к эффективному поведению при решении разного рода задач.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний, которые полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений.
Компетенции формируются на основе универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность (А.Г. Асмолов).
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
личностный;
познавательный;
коммуникативный;
информационный.
Предполагается, что в 7 класс учащиеся придут с уже сформированными УУД.
В основе разработки ФГОС лежит представление об образовании как институте социализации личности. Специфические человеческие психические качества не могут возникнуть ни из процесса биологического созревания, ни из индивидуального опыта ребенка. Это признавал ещё Лев семёнович Выготский. Они возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры.
Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает его деятельность.
Деятельность – специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное изменение этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. (Э.Г. Юдин).
Разработка ФГОС основана на системно-деятельностном подходе в образовани. Это понятие появилось в 1985 г. с объединением системного подхода, (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностного подхода. (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие др.)
В среднем звене предполагается развитие УУД, с переходом в старших классах к формированию компетенций.
Концепция УУД рассматривает компетентность как «знание в действии» (А.Г. Асмолов).
Социокультурные тренинги «Истоков»:
Для формирования компетенций широко применяются социокультурные тренинги. Под тренингом в социокультурном системном подходе понимается интенсивное либо высокоинтенсивное обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным технологиям с целью развития социокультурной основы Человека, Группы, Общества[1].
Тренинг – вид групповой психологической работы, направленный на приобретение знаний, умений, навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в процессе обучения.
Главными целями тренингов являются освоение учащимися социокультурных ценностей и накопление социокультурного опыта – в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Принципы эффективного общения в группе:
Методика тренинга строится на основе следующих принципов:
Принцип активности участников группы: в ходе занятия все ученики постоянно вовлекаются в активные действия.
Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников тренинга. Обсуждаются только те проблемы и ситуации, опыт положительного решения которых есть у учащихся.
Принцип творческой позиции участников тренинга. В ходе тренинга создаётся креативная среда, характеризующаяся проблемностью обсуждаемых вопросов, неопределённостью вариантов выполнения задания, принятием различных точек зрения, безоценочностью суждений и отношений участников группы.
Принцип рефлексивной оценки результатов работы в тренинге предполагает выявление степени интереса, а также значимости обсуждаемых вопросов для участников, возможности использования полученных знаний в практической деятельности.
Принцип диалогового общения, предусматривающий общение в группе на уровне «Взрослый» - «Взрослый». Это связано с осмыслением способов достижения результата, способностью договариваться, приходить к единому мнению.
Принцип положительного подкрепления результатов деятельности: каждый даже маленький результат социокультурного развития учащегося и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения.
Принцип психологической безопасности и доверия в группе. Замена оценивающей коммуникации на описательную, переориентация контролирующего поведения педагога на совместное решение проблем. Это вызывает эмоциональный подъём у учащихся, снижает чувство тревоги и беспокойства, которые нередко встречаются в традиционных формах работы.
В каждом тренинге выделяется пять аспектов[2]:
содержательный аспект – освоение категорий предмета;
коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого члена группы, толерантность (терпимость к иному, отличному от своего, мнению);
управленческий - планирование:
умение поставить цель, исходя из духовно-нравственных ценностей;
умение достигать результата;
умение делать ценностный выбор;
умение управлять своим временем (в Истоковедении время воспринимается как структуированное и наполненное),
психологический аспект – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма;
социокультурный опыт – приобретение опыта взаимодействия, позволяющего учащимся в дальнейшем утверждаться, а не репрезентировать себя в обществе.
Реализация всех аспектов тренинга выводит на принципиально новое качество образования.
Уникальность педагогической технологии «Истоков» в том, что она впервые создаёт в образовательном процессе основу для организации личностно-ориентированного общения и обеспечивает единство рационального и эмоционального в психическом развитии ребёнка.
Виды социокультурных тренингов:
Ресурсный круг:
познавательный;
рефлексивный;
Тренинг-третий-лишний (с вариативностью решений);
Работа в парах;
Работа в кластере;
Тренинг-выбор;
Тренинг «Авачинская бухта»
Тренинг-покер;
Тренинг «Степ».
3. Объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.
Если на уроке стоит задача – проверить качество усвоения небольшой темы, то удобнее всего проводить тенинг-выбор. Он может занять от 10 (работа индивидуальная и в парах), до 20 минут (все этапы работы, включая работу в кластере).
Тренинг- выбор:
«Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества».
Задание: выбрать, какие положения МКТ(I ,II,III) подтверждают ниже перечисленные явления.
I. Все вещества состоят из молекул, разделенных промежутками.
II. Все молекулы непрерывно, беспорядочно движутся
III. Все молекулы непрерывно взаимодействуют между собой.
Температурное расширение тел.
Смачивание и не смачивание.
Механическое дробление вещества.
Растворение одного вещества в другом.
Броуновское движение.
Диффузия.
Склеивание и спаивание веществ.
Упругие деформации тел.
Фазовые переходы вещества.
Методические рекомендации к проведению тренинга «Авачинская бухта»:
Тренинг проводится по окончании полугодия, либо года.
Тренинг рассчитан на два урока (90 мин.)
Контролируются 4 больших темы.
Темы этапов работы (раундов) заранее фиксируются на доске.
Столы ставятся большой буквой П.
Учащиеся рассаживаются по кластерам – четвёркам, с учётом модальностей.
Учащиеся приветствуют партнёров по общению.
Раздаточные пакеты для первого раунда содержат: жетоны самооценки, бланки взаимооценки, бланки для работы.
Учащиеся выбирают для себя жетоны само- и взаимооценки, а также бланки ответов.
Учащиеся оценивают свои возможности по предстоящим этапам работы. (Четыре буквы Ф на жетоне соответствуют наилучшему владению материалом темы, одна буква Ф - наихудшему). Не показывая соседям, кладут один выбранный жетон в конверт.
Далее учащиеся получают задания первого этапа.
Работа проводится в два раунда: первый раунд индивидуальный. Учащиеся отвечают на вопросы, выбирая все возможные правильные ответы, и записывают в столбце «Индивидуальный выбор».
Через 5-7 минут приступают к обсуждению проблемы, добиваясь единого решения в кластере. Результат записывается в столбце «Выбор группы».
Жетоны самооценки:
Бланки для взаимооценки: Бланки для работы:
Оценка за технику | Оценка за культуру | Фамилия______________________ Индивидуальный выбор Выбор группы | ||
1. | 1. | 1. | 1. | |
2. | 2. | 2. | 2. | |
3. | 3. | 3. | 3. |
Литература:
И.А. Кузьмин, А.В. Камкин О программе «Социокультурные истоки. //Истоковедение т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 23-28
И.А. Кузьмин. Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1, 1997.
Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 35-41
Лекции И.А. Кузьмина «Технологии эффективного менеджмента»1994г.
Интернет «Что такое мастер-класс и как подготовить к нему учителя» Консультант - Елена Пахомова Сб, 24/09/2011 - 10:06 — Pahomova.Elena
Хрестоматия ИЗМ. Составители: Л. В. Алфёрова, Е.А.Башмакова, М. Водянский, М.Н. Гоглова, Г. Кирсанова, Г.Ф. Кумарина, Р.Ш. Мошнина, В.М. Шепель.
[1] И.А. Кузьмин . Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1 1997. С.64.
[2] Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".
Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....
Мастер класс "Использование сказки для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики"
Данный материал может быть взят за основу любого урока....
Эффективный метод формирования УУД учащихся на уроке физики-использование технологии развития критического мышления
ТРКМ- одна из современных педагогических технологий...
формирование успеха учащихся на уроках физики
Выступление на тематическом МО...
Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках физики через использование лаборатории L-микро.
Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках физики через использование лаборатории L-микро. ...
Методическая разработка.Использование современных технологий для формирования метапредметных результатов на уроках физики
Изучение и применение в педагогической практике современных образовательных технологий, способствующих развитию способности обучающихся к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуляции и самоо...
Формирование у учащихся на уроках физики современного стиля мышления и поведения в рамках реализации ФГОС.
Статья "Формирование у учащихся современного стиля мышления и поведения в рамках реализации ФГОС"...
Комментарии
Предложенный материал поможет
Предложенный материал поможет учителю физики в формировании ключевых компетенций учащихся