Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики посредством информационно – коммуникационных технологий
статья
большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, поколения, способного к постоянному самообразованию, имеют информационно - коммуникационные технологии, позволяющие реализовать развивающие цели обучения, формировать умения принимать оптимальное решение, развивает умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, формирует информационную культуру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики посредством информационно – коммуникационных технологий»
учитель физики, информатики МОУ Платоновской СОШ Расссказовского района Тамбовской области
Давыдова Н.И.
2010
Модернизация российского образования, введение стандартов образования второго поколения приоритетными направлениями определила формирование предметных и надпредметных компетенций, ведущими из которых являются исследовательские, коммуникативные, информационно - коммуникационные. Это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве; создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Школа для ученика, который живет в начале третьего тысячелетия, должна быть иной. Смена содержания обучения физике вызвана изменением целей образования в целом. Практика обучения показывает, что у учащихся массовой школы слабо сформированы, прежде всего, экспериментальные умения и навыки, знания методологии исследования, что, в конечном счете, сказывается на недостаточно осознанном изучении основ физической науки и проявляется в пассивности ученика в процессе обучения. Особенно актуальна эта проблема в основной школе, когда закладываются основные экспериментальные умения и навыки, формируется элементарная культура исследователя. Поэтому изучение школьного курса физики требует включения в содержание школьного курса такого материала и такого способа его изложения, которые позволили бы сформировать физическое мировоззрение, развить интеллект учащихся, коммуникативную, социальную, предметную, исследовательскую, информационную компетенции. Опыт показывает, что таким серьезным требованиям соответствует использование информационно - коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности. Они расширяют творческие возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету, стимулируют учеников к усвоению сложных тем.
Современная компьютерная техника – результат фундаментальных физических исследований в областях полупроводниковой микроэлектроники, квантовой и лазерной техники. Где же, как не на уроках физики компьютерная техника должна стать средствами оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, реализовывать принципы обучения (научность, доступность, наглядность). Подтверждение данной гипотезы нахожу в федеральном компоненте государственного образования, в котором определены цели физического образования учащихся:
-овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
-формирование представлений об идеях и методах физики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Существенная перемена в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с преподавания в процессе обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. На помощь учителю приходят коллективные формы обучения. И именно информационные технологии позволяют осуществить этот переход, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.
Широкие возможности компьютерных программ применяю на уроках изучения нового материала в изложении некоторых тем, требующих от учащихся образного мышления и традиционно трудно воспринимаемых ими («Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика», «Ядерная физика», «Оптика»). Эти возможности позволяют заглянуть в микромир, пронаблюдать процессы, протекающие очень быстро, «приблизить» макрокосмос, заменить отсутствующие в кабинете приборы, то есть в значительной степени решить многие проблемы школьного кабинета физики.
При изучении устройства и принципа работы некоторых приборов и технических объектов у детей возникают трудности. В таком случае использую моделирующие программы, позволяющие из отдельных частей собрать виртуально техническое устройство, тем самым снимая проблему непонимания. Трудно переоценить возможности компьютера и при выполнении лабораторных работ. Безусловно, «живой» эксперимент нельзя заменить ничем, но применение информационных технологий расширяет возможности школьного эксперимента. На малом временном интервале ученик может много раз менять исходные данные эксперимента и проследить, как при этом изменяется физический процесс.
Повторительно – обобщающие уроки по теме с применением персонального компьютера не менее привлекают учащихся. Здесь ребята создают презентации по заранее обдуманному сценарию.
Применение на уроках таких программных продуктов как «Живая физика», «Открытая физика» значительно повышает интерес учащихся к изучению предмета. Ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия, наглядно видеть результат.
Кроме того, мною широко используются разработки сценариев уроков, которые я создаю с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. Использование презентации на уроке, по сравнению с традиционным изложением материала, высвобождает много времени, которое можно использовать для дополнительной отработки материала, улучшает наглядность объясняемого материала, повышает интерес учащихся. Презентации использую при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Интернет, его образовательные ресурсы, стал сегодня великолепным приложением к школьному учебнику. Интернет учащиеся чаще используют в домашних условиях для написания докладов, при подготовке к семинарам, выполняя творческие задания. При этом слежу за тем, чтобы информация, полученная из Интернета для создания доклада, была самостоятельно осмыслена, и объем ее был оптимальным. Зачастую, для публичного представления доклада, ученики готовят презентации. С учащимися, имеющими особые способности в изучении физики, увлеченные предметом, готовим доклады исследовательского характера, которые затем представляем на школьной, районной научно – практических конференциях «Грани творчества». Эта же группа учащихся выполняет исследовательские проекты. Считаю, что метод проектов позволяет учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, возможность реализовать свои способности.
Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся обучающимся, они активизируют их интерес к изучению физики. При всех видимых плюсах данной работы, при всех её преимуществах, необходимо помнить одну старую, давно известную истину: всё хорошо в меру. Нельзя переусердствовать. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован.
Нельзя не отметить участие учащихся в дистанционной форме организации учебного процесса СДО НП «Телешкола». Здесь учащиеся имеют возможность изучать физику на профильном уровне с моей консультативной помощью. Данная форма организации способствует формированию более прочных навыков решения физических задач с целью сдачи единого государственного экзамена.
Конечно же, для данной педагогической деятельности по внедрению ИКТ необходимы особые условия. На сегодняшний день данные условия в нашей школе созданы. Организовано информационно-образовательное пространство: компьютерный парк, программное обеспечение, локальная сеть с выходом в Интернет, школьный сайт. Педагогам и учащимся обеспечен свободный доступ к рабочему месту, оборудованному компьютером. Создан образовательный ресурс: медиатека, её фонд насчитывает около 30 электронных пособий и учебников по физике; создается банк тестов, проектов, контрольно-измерительных материалов, разработок уроков.
Таким образом, большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, поколения, способного к постоянному самообразованию, имеют информационно - коммуникационные технологии, позволяющие реализовать развивающие цели обучения, формировать умения принимать оптимальное решение, развивает умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, формирует информационную культуру. При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/29/picture-53106.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...
"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".
Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....
"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".
Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172747-1357376024.jpg)
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...
Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках а...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/12/picture-273641-1373577925.png)
Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках эстетического цикла.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования....