Решение задач по теме "Агрегатные превращения вещества"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Егорова Ольга Алексеевна

Методическая разработка урока в 8 классе и призентация к уроку. Основной подход к решению задач - это составление логических цепочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач по теме "Изменение агрегатных состояний вещества".

Учитель: Егорова Ольга Алексеевна

                  ГБОУ лицей №126 калининского района Санкт Петербурга

Класс: 8

Цель урока:

  • Закрепить знание и понимание физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплота плавления, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива
  • Проверить умение описывать и объяснять физические явления: кипение, плавление
  • Отработать навыки перевода информации из одной знаковой системы в другую
  • Отработка навыков работы со справочными материалами

Педагогические технологии, применяемые на уроке

  • информационно-коммуникативная
  • проектно-поисковая

Ожидаемый результат: воспитание познавательного интереса, формирование глубоких и полных знаний об агрегатных превращениях, развитие познавательной активности и самостоятельности, развитие навыков анализировать и преобразовывать информацию из текста в символы.

Оборудование, используемое на уроке

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Презентация в PowerPoint, созданная учителем
  • Таблицы физических свойств различных веществ
  • Учебник "Физика-8" А.В. Перышкин " Дрофа 2014

Структура и содержание урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Приветствует учащихся, создает позитивную эмоциональную обстановку.

Отвечают на приветствие, проверяют готовность своего рабочего места, наличие справочного материала.

2.Целепологание и мотивация

Слайд 1. Формирует цель занятия.

Настраиваются на работу, записывают тему урока в тетрадь, настраиваются на повторение материала темы.

3.Актуализация знаний.

Слайд 2. Даёт задание:

Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения и запишите ответ в таблицу

Физические величины

Единицы измерения

А) удельная теплоёмкость вещества

Б) удельная теплота плавления вещества

В) удельная теплота сгорания топлива

1) Дж

2)ДЖ/кг

3)Дж/оС

4)Дж/кг оС

5)ДЖ/кг

А

Б

В

Ответ:

Выполняют задание, заполняют таблицу, обсуждают полученные результаты.

4.Новые знания

Слайд 3. Читает условие задачи.

Какое количество спирта необходимо сжечь, чтобы 290 г снега, находящегося при температуре  -10 оС превратить в воду, а затем полностью испарить в процессе кипения? Потерями тепла пренебречь.

Слайд 4. Предлагает проанализировать задачу, выделяя следующие этапы

1. Чтение и анализ условия.

2. Преобразование информации из текста в символы, составление цепочки преобразований.

3. Выстраивание алгоритма решения задачи.

Рисует на доске цепочку преобразований, полученную в ходе анализа задачи вместе с учениками.

Слушают условие задачи,

читают задачу самостоятельно, анализируют все этапы преобразований, происходящих с веществом, учатся составлять цепочки преобразований, записывают краткое условие задачи, в таблицах находят необходимые для решения величины, записывают формулы, необходимые для решения задачи, производят расчёты и записывают ответ.

5.Закрепление

Слайд 5. Читает задание:

Для каждой величины определите характер изменения, произошедший при превращении снега в пар в решенной задаче:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Просит заполнить таблицу:

Масса вещества

Силы взаимодействия между молекулами

Внутренняя энергия вещества

Слушают задание, определяют характер зависимости, заполняют таблицу в тетради, обсуждают полученный результат, аргументируют свои выводы.

6.Домашнее задание.

Слайд 6. Задаёт домашнее задание: просит решить задачу, составив цепочку преобразований.

Какое количество дров необходимо сжечь, чтобы испарить в процессе кипения спирт массой 900 г, имеющий начальную температуру  - 12 оС? Потерями тепла пренебречь.

Записывают домашнее задание в тетрадь.

7.Рефлексия.

Слайд 7. Написать синквейн:

Первая строка - одно существительное (суть, название темы);

Вторая строка - описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);

Третья строка - описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;

Четвёртая строка - фраза(словосочетание) из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

Пятая строка - синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному)

Пишут синквейн.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок физики в 8 классе Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» Учитель физики ГБОУ лицей №126 Калининского района Санкт-Петербурга Егорова Ольга Алексеевна

Слайд 2

Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения Физические величины Единицы измерения А) удельная теплоёмкость 1) Дж вещества 2) Дж/кг Б) удельная теплота плавления 3) Дж/°С вещества 4) Дж/кг °С В) удельная теплота сгорания 5) Дж кг топлива Ответ: А Б В

Слайд 3

Решите задачу Какое количество спирта необходимо сжечь, чтобы 290 г снега, находящегося при температуре - 10 о С превратить в воду, а затем полностью испарить в процессе кипения? Потерями тепла пренебречь.

Слайд 4

Анализ задачи 1. Чтение и анализ условия. 2. Преобразование информации из текста в символы, составление цепочки преобразований. 3. Выстраивание алгоритма решения задачи . нагревание плавление нагревание испарение снег снег вода вода пар t 1 = - 10 о С t 2 = 0 о С t 2 = 0 о С t 3 = 100 о С t 3 = 100 о С Q 1 = c 1 m(t 2 - t 1 ) Q 2 = λ m Q 3 = c 2 m(t 3 – t 2 ) Q 4 =Lm спирт Q 4 = qm Нет потерь энергии Q сп =Q 1 +Q 2 +Q 3 +Q 4 выделяет

Слайд 5

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения увеличилась уменьшилась не изменилась масса вещества силы взаимодействия между молекулами Внутренняя энергия вещества

Слайд 6

Домашнее задание Решить задачу, составив цепочку преобразований . Какое количество дров необходимо сжечь, чтобы испарить в процессе кипения спирт массой 900 г, имеющий начальную температуру - 12 о С? Потерями тепла пренебречь.

Слайд 7

Написать синквейн Первая строка - одно существительное (суть, название темы); Вторая строка - описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными); Третья строка - описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами; Четвёртая строка - фраза (словосочетание ) из четырёх слов, показывающая отношение к теме; Пятая строка - синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок решения задач по теме "плотность вещества"

Урок решения задач по теме «Плотность вещества».  Для того чтобы повысить интерес к предмету, качественные и расчетные задачи составлены с привлечением материала о Санкт-Петербурге. Мультимедийна...

Урок решения задач по теме "Количество вещества"

Урок решения задач по теме "Количество вещества. Молярнаяя масса. Молярный объем". Урок-игра....

Решение задач по теме "Количество вещества". Химия 8 класс.

Проверить усвоение учащимися понятий о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль;   умение пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для...

Урок решения задач по теме "Плотность вещества".

Урок системно-деятельного подхода.Учащиеся сами составляют задачи из сообщений о родном крае и решают их. По  предметам, которые часто встречаются у каждого дома составить задачи по изученной тем...

Решение задач по теме: "Плотность вещества"

Презентация к уроку по физике в 7 классе. Урок решения задач по теме: "Плотность вешества"...

Решение задач по теме "Плотность вещества"

Уместно при изучении темы предложить учащимся интерактивный задачник, который поставит по окончании отметку....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Система расчетных задач по химии»: «Система решения задач на нахождение формул веществ».

Приводится итоговая работа по курсу повышения квалификации "Система расчётных задач по химии": "Система решения задач на нахождение формул веществ"....