рабочая программа по физике 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему
рабочая программа по физике 9 класс с пояснительной запиской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizikarabprog9kl.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «_Физика »
для 9 класса
основное общее образование
( ступень обучения)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089;
- Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения а ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189);
- Примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07. 07. 2005г. №03-1263);
- Основной образовательной программы МКОУ «2 Воробьёвская основная общеобразовательная школа»;
- Примерной образовательной программы по учебному предмету «Физика»
Данная рабочая программа является программой основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин - Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа - 2005 г.»
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
В курсе 9 класса рассматриваются вопросы :, законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле. строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Отличительных особенностей программы от авторской нет.
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Перышкин Е.М.Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2014 г.
В течение года выполняются
Лабораторные работы – 9
Контрольные работы - 6
Цели изучения физики:
Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений.представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств. для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания, природы в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники. Отношения к физике как элементу человеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание тем учебного курса
Законы взаимодействия и движения тел (19 ч)
Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона . Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа.Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.
Механические колебания и волны. Звук (13 ч)
Механические колебания. Период. Частота. Амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука. Высота тона.
Наблюдение и описание различных видов механического движения. взаимодействующих тел, механические колебания и волны. Объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона. законов сохранения импульса и энергии. на основе закона всемирного тяготения..
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.
Электромагнитное поле (17 ч)
Наблюдение и описание действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитной индукции, объяснение этих явлений.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по изучению действия магнитного поля на проводник с током.
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (16 ч)
Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.
Состав атомного ядра. Энергия связи ядер. Ядерные реакции.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений.
Учебно – тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | |
в примерной программе | В рабочей программе | ||
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 26 | 19 |
2 | Механические колебания и волны. Звук. | 10 | 13 |
3 | Электромагнитное поле. | 17 | 17 |
4 | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 11 | 16 |
5 | Строение и эволюция Вселенной | 5 | 5 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики обучающийся 9 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов
использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
Формы и средства контроля
Четверть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
формы контроля | Количество | ||||
Лабораторные работы | 2 | 1 | 3 | 3 | 9 |
Контрольные работы | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Тест | 1 | 1 |
Перечень учебно – методического обеспечения
Для учителя
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-9кл | 2014 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2005 | М.Просвещение |
3. | Марон А.Е., Марон Е.А. | Физика. 9 класс: Дидактические материалы | 2005 | М. Дрофа |
4. | Е.М.Гутник Э.И.Доронина Е.В.Шаронина | Примерное поурочное планирование к учебнику «Физика-9» А.В. Перышкина и Е.М. Гутник | 2007 | М. Дрофа |
5. | А.В. Перышкин | Сборник задач по физике | 2008 | М. Экзамен |
Для ученика
Автор, название учебника | Год издания | Издательство |
Пёрышкин А.В. Физика. 9 класс | 2014 | ДРОФА |
Лукашик В.И. Сборник задач по физике7-9кл. | 2005 | М.Просвещение |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол – во час | Дата план | Дата факт | Примечание |
Законы взаимодействия и движения тел | 19 | ||||
1 | Материальная точка. Система отсчёта. | 1 | |||
2 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | 1 | |||
3 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 1 | |||
4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | |||
5 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | |||
6 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | |||
7 | Лабораторная работа №1 по теме «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | |||
8 | Относительность движения. | 1 | |||
9 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» | 1 | |||
10 | Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. | 1 | |||
11 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 | |||
12 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | 1 | |||
13 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. | 1 | |||
14 | Лабораторная работа №2 по теме «Измерение ускорения свободного падения» | 1 | |||
15 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. | 1 | |||
16 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | |||
17 | Реактивное движение. Ракеты. | 1 | |||
18 | Вывод закона сохранения механической энергии. | 1 | |||
19 | Контрольная работа №2 по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» | 1 | |||
Механические колебания и волны. Звук | 13 | ||||
20 | Колебательное движение. Свободные колебания. | 1 | |||
21 | Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 | |||
22 | Лабораторная работа №3 по теме «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | 1 | |||
23 | Гармонические колебания. | 1 | |||
24 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 | |||
25 | Резонанс. | 1 | |||
26 | Распространение колебаний в среде. Волны. | 1 | |||
27 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 | |||
28 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 | |||
29 | Высота, тембр, громкость звука. | 1 | |||
30 | Распространение звука. Звуковые волны. | 1 | |||
31 | Отражение звука. Звуковой резонанс. | 1 | |||
32 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны» | 1 | |||
Электромагнитное поле | 17 | ||||
33 | Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | |||
34 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | |||
35 | Индукция магнитного поля. | 1 | |||
36 | Магнитный поток. | 1 | |||
37 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | |||
38 | Лабораторная работа №4 по теме «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | |||
39 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 1 | |||
40 | Явление самоиндукции. | 1 | |||
41 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | 1 | |||
42 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитная индукция» | 1 | |||
43 | Электромагнитная природа света. | 1 | |||
44 | Преломление света. | 1 | |||
45 | Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. | 1 | |||
46 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | 1 | |||
47 | Лабораторная работа №5 по теме «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания» | 1 | |||
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер | 16 | ||||
48 | Радиоактивность. Модели атома. | 1 | |||
49 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | |||
50 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | |||
51 | Лабораторная работа №6 по теме «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | 1 | |||
52 | Открытие протона и нейтрона. | 1 | |||
53 | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | |||
54 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | |||
55 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | |||
56 | Лабораторная работа №7 по теме «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | 1 | |||
57 | Лабораторная работа №8 по теме «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона» | 1 | |||
58 | Лабораторная работа №9 по теме «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 | |||
59 | Контрольный тест по теме «Ядерная физика» | 1 | |||
60 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | 1 | |||
61 | Атомная энергетика. | 1 | |||
62 | Биологическое действие реакции. Закон радиоактивного распада. | 1 | |||
63 | Термоядерные реакции. | 1 | |||
Строение и эволюция Вселенной | 5 | ||||
64 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | 1 | |||
65 | Большие планеты Солнечной системы | 1 | |||
66 | . Малые тела Солнечной системы. | 1 | |||
67 | Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд. | 1 | |||
68 | Строение и эволюция Вселенной. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...