Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Рассматриваемый материал входит в базовый уровень средней школы, часто предлагается на выпускных экзаменах по физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_chast1.docx | 18.42 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_chast2.docx | 20.92 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_prilozheniya.docx | 893.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»
Долгова Е.Б.. учитель физики, МБОУ «СОШ №6», г. Набережные Челны
Предмет | физика | Класс 7 | Дата | ||||
Тема учебного занятия | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | ||||||
Цель | Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, установить от каких факторов она зависит, не зависит. | ||||||
Задачи | Образовательная: - изучить закон Архимеда (зависимость от других величин, вывод и формулировка закона, экспериментальное подтверждение закона); - сформулировать закон Архимеда, - обеспечить усвоение и закрепление нового материала. Развивающая: - продолжить формирование положительных мотивов учения, - развивать самостоятельность при наблюдении эксперимента, - развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы, развивать познавательный интерес. - осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно сделать вывод: какие физические параметры тела и жидкости влияют на величину выталкивающей силы, а какие не влияют; - применять полученные знания для решения задач.
| ||||||
Тип и форма учебного занятия | Урок изучения новых знаний. Урок-исследование | ||||||
Формы работы | Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г-групповая | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | Предметные | ||||
Коммуникативные: -формирование умений работать в парах, группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, убеждения; -развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; -воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учеников на вопросы учителя и в процессе беседы. Познавательные: - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; - понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; - развитие мышления учащихся на основе использования формальной логики при изучении выталкивающей силы; - развитие внимания в ходе демонстрации эксперимента и при устном ответе одноклассника. Регулятивные: -овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | Самоопределение: - рефлексивная самооценка учебной деятельности Смыслообразование: - мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций; - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Нравственно-этическое оценивание: - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения результат сразу. Работа над данными целями будет продолжаться и на следующих уроках. | Факты: - в жидкостях на тела действует выталкивающая сила; - выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, объема тела; - выталкивающая сила не зависит от плотности тела, формы тела и глубины погружения Эмпирические понятия: сила Архимеда Умения: - Экспериментальные умения (умение планировать эксперимент по зависимости выталкивающей силы от различных величин); Умение решать качественные задачи на основе использования полученных в эксперименте данных. | |||||
Технологии обучения или элементы технологий | технологии коллективной мыслительной деятельности; активные методы обучения; проблемное обучение; | ||||||
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока |
| ||||||
Технологически е особенности (технические условия, используемое оборудование, используемые функции программного обеспечения и (или) интерактивной доски, используемые ресурсы сети Интернет). |
|
Предварительный просмотр:
| ||
Этапы урока |
|
|
|
|
|
|
| Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
1. Сила тяжести — сила, действующая на любое материальное тело, находящееся вблизи поверхности Земли или другого астрономического тела. 2. FT=m·g 3. Вес – это сила, с которой тело действует на опору или подвес. P= FT=m·g 4. Динамометр. 5. Плотность — скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму. |
III. Постановка проблемы урока
| Создание проблемной ситуации. Под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе. Как можно объяснить это явление? |
|
| Сегодня вы партнеры. Вы разделились на команды по 4 человека. У каждого члена команды есть номер. Члены команды под номером 1, поднимите руки …Поднимите руки партнеры по плечу….Спасибо. ________________ А сейчас коллеги под номером 1 возьмите конверт под номером 1 и раздайте листочки с заданием. Задание 1. 1. С помощью динамометра определите вес цилиндра. Занесите данные в таблицу. 2. Опустите цилиндр в воду и определите его вес. Занесите данные в таблицу. 3. Сравните вес цилиндра в воде с весом цилиндра в воздухе и сделайте вывод: действует ли на цилиндр, погружённый в жидкость, какая-либо сила? Как она может называться? 4. Нарисуйте с тетрадях рисунок и запишите. Сформулируйте и запишите гипотезу о наличие силы, действующей со стороны воды на тело (вывод №1). (Приложение 1) Давайте с вами проверим, от чего зависит выталкивающая сила. ____________________ Сейчас коллеги под номером 2 возьмите конверт под номером 2 и раздайте листочки с заданием своим партнерам. Задание 2. 1. Возьмите тела разной массы, но одинакового объема, находящиеся на ваших столах. 2. С помощью динамометра определите вес тел. Занесите данные в таблицу. 3. Опустите поочередно тела в воду и определите их вес в воде. Занесите данные в таблицу. 4. Вычислите выталкивающую силу для каждого тела. Занесите данные в таблицу. 5. Сформулируйте и запишите вывод. (вывод №2). (Приложение 2) Сейчас проверим, зависит ли выталкивающая сила от самой жидкости. Коллеги №3, возьмите конверт №3 и раздайте листочки партнерам. Задание 3. 1. Возьмите цилиндр и с помощью динамометра определите вес тела. Занесите данные в таблицу. 3. Опустите тело в воду, определите их вес в воде. Занесите данные в таблицу. 3. Опустите тело в стакан с соленой водой, определите их вес в воде. Занесите данные в таблицу. 4. Вычислите выталкивающую силу для каждого тела. Занесите данные в таблицу. 5. Сравните полученные результаты, сформулируйте и запишите вывод. (вывод №3). (Приложение 3) Итак, мы с вами получили, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объема тела, погруженного в эту жидкость. Вывод о величине выталкивающей силы впервые сделал Архимед, поэтому эту силу называют Архимедовой. Fa-Архимедова сила Fa=Pж=g Запишите формулу в тетрадях. | Проводят эксперимент, заносят результат в таблицу, делают вывод. Проводят эксперимент, заносят результат в таблицу, делают вывод. Проводят эксперимент, заносят результат в таблицу, делают вывод. Записывают формулу в тетрадь |
Физкультминутка | Как вы думаете, на примере нашего тела мы можем продемонстрировать выталкивающую силу. 1. При увеличении объема тела выталкивающая сила… 2. При уменьшении плотности жидкости сила Архимеда … 3. Сила Архимеда не зависит от массы тела… | Выполняют упражнения: 1. руки вверх 2. руки вниз 3. хлопаем в ладоши |
Продолжение изучения нового материала | Далее на опыте с «ведёрком Архимеда» посмотрим еще один способ определения значения выталкивающей силы. Что использовали:
Обращаю внимание, что цилиндр имеет тот же объём, что ведёрко. Что делали: Цилиндр опускаем в воду. Обнаруживаем наличие выталкивающей силы. Затем в ведёрко наливаем воду. Что наблюдали: При погружении цилиндра в сосуд обнаружили наличие выталкивающей силы. После заполнения ведёрка водой система вернулась в исходное положение. Вывод: На цилиндр погруженный в воду действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, взятому в объёме цилиндра. Формулируем закон Архимеда: «На тело, погружённое в жидкость действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, взятому в объёме данного тела.» Запишите вывод в своих тетрадях | Наблюдают эксперимент, проговаривая что делает педагог, что они наблюдают. Записывают в тетрадях формулировку закона Архимеда |
Первичное закрепление | Отвечаем на вопрос, прозвучавший в начале урока: Почему камень в воде поднять легче? Выявляет качество и уровень овладения знаниями, предлагает учащимся пройти тест. | Потому что действует выталкивающая сила, равная весу воды в объёме камня Отвечают на вопросы теста |
| Наш сегодняшний урок завершается. Внимательно подумайте и ответьте на следующие вопросы: Понравился ли тебе урок? Какие моменты урока считаешь наиболее интересными? Какие трудности испытывал на уроке?
| Осмысливают свою деятельность на уроке, проводят самооценку своей деятельности. Отвечают на вопросы |
VII. Итоги урока
| Выставление оценок
| |
Спасибо ВАМ за урок! До свидания! |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Задание № 1 ___________________________________
(Ф.И. учащегося)
Опыт №1 | P в воздухе | Р в жидкости |
Гипотеза: __________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
рисунок эксперимента F выт.=________________
Приложение 2
Задание № 2 ___________________________________
(Ф.И. учащегося)
Масса (кг) | P в воздухе (Н) | Р в жидкости (Н) | F выт. (Н) | Объем | |
Тело 1 | V1=V2 | ||||
Тело 2 |
Масса (кг) | P в воздухе (Н) | Р в жидкости (Н) | F выт. (Н) | Объем | |
Тело 1 | m1=m2 | V1>V2 | |||
Тело 2 |
Вывод: Выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость зависит от____________тела и не зависит от ___________ тела и от ______________________, из которого изготовлено тело.
Приложение 3
Задание № 3 ___________________________________
(Ф.И. учащегося)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
цилиндр | P в воздухе (Н) | Р в воде (Н) | F выт. (Н) | Рв соленой воде (Н) | F выт.в сол.воде (Н) |
Сравните значения в столбцах 4 и 6: __________________________
Вывод: Выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость зависит от____________.
Приложение 4
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»
Вариант 1.
1. Выталкивающая сила зависит от…
- …объема тела
- …плотности тела
- …плотности жидкости
- …глубины погружения.
2. Выталкивающая сила рассчитывается по формуле…
- F=m∙g
- p=жgh
- F=p∙S
- F=жgVт
3. На какие шары в сосуде с водой действуют равные выталкивающие силы?
- №1 и №2
- №3 и №4
- №2 и №3
- №1 и №3
4. В какой сосуд надо опустить тело, чтобы жидкость выталкивала его с наибольшей силой?
- №1
- №2
- №3
5. Деталь объемом 75 см3 весит 6Н. Сколько она потеряет в весе, если ее погрузить в машинное масло? Сколько оно будет весить в этой жидкости?
- примерно 0,7Н; 5,3Н
- примерно 0,7Н; 6,7Н
- 05Н; 5,5Н
- 1,4Н; 4,6Н
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»
Вариант 2.
1. Выталкивающая сила не зависит от…
- …формы тела
- … глубины его нахождения в жидкости
- …плотности тела
- … верны все три ответа.
2. Архимедову силу рассчитывают по формуле…
- p=жgh
- F=p∙S
- F=жgVт
- F=m∙g
3. В каких случаях нарушится равновесие весов при погружении уравновешенных в воздухе тел в сосуды с жидкостями?
- №1 и №2
- №2 и №3
- №1 и №3
- Во всех случаях
4. Погруженное в воду тело массой 4,5 кг потеряло в весе 15 Н. Чему равна действующая на него в воде архимедова сила?
- 15Н; 45Н
- 15Н; 4,5Н
- 30Н; 45Н
- 30Н; 5,5Н
5. В какой сосуд надо опустить тело, чтобы жидкость выталкивала его с наименьшей силой?
- №1
- №2
- №3
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | а, в | г | б | б | а |
2 | г | в | в | а | в |
Ответы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"
Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание.
слайды к 4-му уроку краткосрочного пребывания уч-ся ( 3 смена) в школе...
Технологическая карта фрагмента занятия по теме: "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело".
Материал содержит технологичесую карту фрагмента учебного занятия по физике в 7 классе с использованием технологии проблемного обучения....
Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»
Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...
Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"
Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...
Урок Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила
В ходе урока учащимся предстоит объяснить как можно обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело; осознать причины возникновения выталкивающей силы и вывести правила для её вычисления....
Конспект урока Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.
Действие жидкости или газа на погруженное в них тело....