Проектно - исследовательская деятельность как форма личностных предпосылок развития одаренности учащихся
статья по физике ( класс) на тему

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektno-_issledovatelskaya_deyatelnost.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно - исследовательская деятельность как форма личностных предпосылок развития одаренности учащихся

Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия 
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А. Н.Колмогоров

 Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Поэтому каждый учитель уделяет огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно - богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету.

Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:

  • Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
  • Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение  каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; категорическое отсутствие критики и оценок.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

При оценке творческих достижений школьников учителю важно учитывать индивидуальные результаты  каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Нужно максимально использовать все возможности для развития творческого потенциала ребенка, выращивать ростки детских талантов, наших «звёздочек» как мы обычно говорим, при этом учитывая интересы каждого ученика. 

Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям своих детей. 

          Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия. Создание творчески обогащённой образовательной среды. Это такие условия, как проблемность, диалогичность и индивидуализация обучения. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью – постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, формализм, стремиться к открытию и применению новых методов обучения и воспитания.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе - формирование исследовательской культуры каждого ученика.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

1. Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

2. Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

 Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

    Дети  - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.

Организация исследовательской деятельности учащихся  по физике  проходит  на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.

  Прежде всего, это урочная деятельность. В качестве творческих  заданий  учащимся  предлагается подготовка сообщений, написание рефератов, защита презентационных материалов. Самое главное для исследовательской деятельности  - создание условий для включения учащегося  в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками.

    Обучение учащихся началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов.  В  исследовательской деятельности  могут принимать участие не только сильные дети, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным. По мере взросления цели исследования ставятся перед  учащимися более сложные. Здесь подход к исследовательской деятельности становится  творческим. Прежде всего, это   задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель  контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на муниципальный  уровень. В 10-11 классах  работы  учащихся  отличаются большей самостоятельностью и носят личностно- ориентированный характер.

Моя задача -  сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями.
    Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
      В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
      Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

 Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
   Одна из задач учителя  - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.

Анализируя свой опыт работы, могу сказать, что активное участие школьников в исследовательской работе позволяет им без проблем перейти на высший уровень активности, выявляет их творческий потенциал. Проект всегда связывается с образованием нового продукта в ситуации разрешения проблемы. На разных этапах работы над проектом можно наблюдать развитие творческого потенциала школьников: постановка проблемы, оценка составляющих проблемы (поиск и отбор информации, разделение процесса на отдельные шаги), перебор и анализ вариантов решения, поиск оптимальных путей решения проблемы.

Проектная деятельность в школе  - это один из самых позитивных экспериментов последних лет.  Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

Список литературы:

1.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с. 151-157

3.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

4.Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.

5.Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. с. 45-52.

6.Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

7.Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/ О.В. Брыкова, Т.В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006 – 32с.- Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 5(11).

8.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников ОУ - М.: АРКТИ, 2003.

9.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...

Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческой личности

Практическая ценность моей работы заключается в возможности использования метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся с учителями -предметниками, не только математического ци...

Проектно-исследовательская деятельность, как форма работы с одаренными детьми по географии в МБОУ гимназии № 11 г.о. Самара

Одним из главных способов развития творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и общественно ценной самореализации личности – это организация научн...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистич...