Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческой личности
статья по математике на тему
Практическая ценность моей работы заключается в возможности использования метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся с учителями -предметниками, не только математического цикла, но и других направлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Педагогический проект (информационный)
Выполнила: Грищенко Наталия Савельевна,
учитель математики,
высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования РФ.
Сургут, 2015
Если человек в школе не научится творить,
то в жизни он будет только подражать и
копировать.
Л.Н.Толстой.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог и умел бы воспользоваться этими возможностями, мог продвигаться по пути к собственному совершенству, был способным адаптироваться к меняющимся условиям, был бы коммуникабельным и конкурентноспособным.
Внедрение проекта предполагает повышение эффективности учебного процесса через воспитание личности ученика и развитие его на основе собственной учебной деятельности.
Проект обеспечивает реализацию общей парадигмы образования: переход от обучения как усвоения знаний, умений, навыков к обучению по формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.
Актуальность проекта.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Кроме того, международные исследования последнего десятилетия показывают, что российские школьники лучше всего владели фактологическим материалом, где требовалось воспроизведение готовых знаний и умение применить их в знакомой ситуации, но нетрадиционно поставленные вопросы значительно снижали уровень ответов учащихся. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере.
Отличительной особенностью Стандартов нового поколения является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии
социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающих, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно – деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Сама жизнь выдвигает наиважнейшую из задач: воспитание человека-творца, созидателя, новатора, способного решать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Учитывая основные направления деятельности стратегии развития образования, я, как учитель, не могла остаться вне инновационного процесса, поэтому в работе с обучающимися выбрала проектную исследовательскую деятельность.
Система моей работы лежит в основе реализации подпрограммы «Наша надежда» являющейся частью программы развития МОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов на 2011-2015гг «Школа как творческая лаборатория».
Новизна опыта заключается в:
- адаптации приемов обучения с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности с применением ИКТ и образовательных ресурсов Интернета при классно-урочной форме организации учебного процесса;
- апробации приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;
- разработке дидактических заданий для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности на разных этапах урока для базового, углубленного и профильного уровней обучения математике.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что каждый учитель может выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и оценивая свой собственный потенциальный дар.
Практическая ценность моей работы заключается в возможности использования метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся с учителями – предметниками не только математического цикла, но и других направлений.
Моя основная задача при обучении учащихся:
- научить школьников учиться, то есть, научить их решать проблемы в сфере учебной деятельности;
- научить объяснять решение любой, даже не математической, задачи;
- не отрицая значения предметных знаний, научить обучающих решать проблемы, задачи, которые ставит перед ними социум, общество, жизнь.
Я считаю, что развитие школьника становится ключевым звеном педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Конечно, ни одна школьная программа не сможет предвидеть и охватить весь круг будущих задач, с которыми придется столкнуться выпускнику. Кроме того, на материале школьного предмета можно построить далеко не любые, а только научные задачи, так называемые «познавательные». Думаю здесь важно то, что теоретические методы решения научных задач содержат те этапы, которые необходимы для рационального решения многих житейских вопросов. Поэтому обучать этим методам – означает готовить школьника к реальной жизни. Практика работы в школе привела меня к убеждению, что методу нельзя научить, рассказывая о нем или приводя примеры его применения другими людьми. Метод может быть освоен только в действии.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90% от того, что говорят (проговаривают) в то время как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Я уверена: каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять.
В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа.
Более четырех лет я занимаюсь проблемой организации проектно- исследовательской деятельности на уроках математики. Изучила серьезные источники по описанию данного метода (научные разработки Д.Пойа, С.Кульневича, Н.Богдановой, Е.Безруковой, Д. Дьюи, А.Шацкого и др.), методические исследования В.А.Гусева, Е.Давыдова. Теоретической базой опыта являются теоретические положения Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова о системно-деятельностном подходе к обучению.
Часто в своей работе я следую пожеланию Пойа Д. «Лучшее, что может сделать учитель для учащегося, состоит в том, чтобы путем неназойливой помощи подсказать ему блестящую идею… Хорошие идеи имеют своим источником прошлый опыт и ранее приобретенные знания». Часто оказывается уместным начать работу с вопроса: «Известна ли вам какая-нибудь родственная задача?»
По мнению А.Шацкого, учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы,
которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
Цель проекта: обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по математике через развитие познавательной и исследовательской компетентностей, развитие творческого мышления и формирование способностей школьников к самообразованию.
Объект исследования: проектно-исследовательская деятельность учащихся в процессе преподавания математики и во внеурочное время.
Предмет исследования: повышение учебной мотивации учащихся при изучении математики в результате занятий проектно-исследовательской деятельностью.
Гипотеза: управление качеством образования через технологию проектно- исследовательской деятельности создаст условия для саморазвития, самореализацию и самообразования учащихся.
Для достижения данной цели решаю следующие задачи:
- обеспечение качества усвоения знаний по математике;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности (методы, приемы, формы работы);
- применение технологий, способствующих развитию творческих способностей;
- сформировать у детей жизненные установки на максимальную реализацию своих способностей;
- обобщить результаты инновационного проекта.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ученику, является творческая деятельность.
Можно ли научить человека творчески мыслить и развить у него способности к творческому мышлению, до сих пор окончательно не решено. Некоторые ученые утверждают, что интеллектуальные творческие способности человека врожденные, и если у человека их нет, то научить его этому невозможно. Исследования некоторых ученых показывают, что можно научить всех творчески мыслить, особенно если эта работа начата в школе.
Творческая деятельность представляет высший уровень развития мышления человека, который обладает следующими способностями;
- получением результата, которого раньше никто не добивался;
- возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;
- априорной ( предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;
- отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;
- необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.
Творчество – это прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках при решении нестандартных задач. Нестандартная задача в отличие от традиционной не может быть непосредственно (в той форме, в которой она предъявлена) решена по какому-либо алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления, способствующей его развитию.
Что нужно сделать для того, чтобы каждый урок способствовал формированию ключевых компетентностей, развитию личности ребенка?
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы, которые формируются через систему нестандартных уроков.
1. Развитию навыков самообразования, творческого мышления межпредметных связей способствуют уроки – лекции. Формы лекций: вводная, установочная, обзорная, обобщающая. Уроки – лекции требуют большой, продуманной подготовки (какой материал представить самой, какой оставить учащимся для самостоятельного изучения, что разобрать подробно, на чем заострить внимание учащихся).
2. Урок–семинар, на котором отрабатывается умение собирать, обобщать материалы, анализировать, сопоставлять, самостоятельно оценивать прочитанное, а также развиваются навыки самообразования, рецензирования. Урок–семинар способствует развитию исследовательской и коммуникативной компетентностей. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
3. Уроки–практикумы. Предлагаю каждому ученику набор задач (задачи беру из сборников для поступающих в вуз, из материалов вступительных
экзаменов предыдущих лет).
Использование современных образовательных технологий на уроках математики создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Для развития интеллектуально-творческого потенциала детей на уроках в своей работе использую современные развивающие образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативную технологию (Интернет-ресурсы, компакт диски, мультимедиа учебники), проблемное обучение (сначала помогаю учащимся определить и сформулировать учебную проблему, затем организую самостоятельный поиск решения и открытие нового знания детьми). Реализуя эту технологию, чаще всего использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Проектная деятельность (в процессе работы над проектом у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения). Использование этих технологий помогает активизировать обучение. Придав ему исследовательский, творческий характер, учитель передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Использование на уроках исследовательской деятельности проектной технологии и технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного подхода, создание ситуации успеха ведут к повышению качества знаний, мотивации к обучению, формированию исследовательских навыков и умений у учащихся.
Использование проектного метода обучения ориентирует учащихся на самостоятельную деятельность, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Ведь именно творческие, активные люди, способные на самореализацию, оказываются востребованными во всех областях нашей многогранной жизни.
Проектная деятельность по сравнению с другими методами имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
поисково-исследовательский (поиск и анализ проблемы или темы проекта, сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, проработка оптимальных идей, планирование деятельности);
технологический (планирование, составление необходимой документации, составление проекта);
заключительный (оформление и презентация работы, ее оценка исполнителем и учителем.)
Последовательность работы над проектом состоит в следующем:
№ п/п | Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Подготовка | Определение темы и цели проекта. Формирование рабочей группы | Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся. |
2 | Планирование | а) определение источников информации б) определение способов сбора и анализа информации в) определение способов представления результатов (формы проекта) г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности д) распределение задач (обязанностей) между членами команды. | Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения Наблюдает за деятельностью учащихся. |
3 | Исследование проектной деятельности | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения. | Выполняют исследования, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся. |
4. | Формулирование результатов и выводов | Анализ информации. Формулирование выводов. | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Консультирует учащихся. |
5. | Защита проекта. | Подготовка доклада, обоснование процесса, преставление полученных результатов. Различные формы отчета. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. |
6. | Оценка результатов процесса | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причины. | Выполняют обсуждения деятельности | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество используемых источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета. |
Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного – двух уроков
( мини – проекты, краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных ситуациях. Например, «Различные способы решения квадратных уравнений» (8 класс), «Признаки делимости на 4,11, 16 и 25» (5 класс), «Дополнительные построение при решении планиметрических задач»
(9 класс), «Школа Пифагора и пифагорейцы»(8 кл).
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую макро-проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Примером могут служить проекты по темам «Теорема косинусов в четырехугольнике»(10 кл.), «Практическое применение показательной и логарифмической функций»(11кл.), «Решение иррациональных уравнений и неравенств с параметрами координатно-параметрическим способом»(10кл.), «Уравнения в целых числах»(9кл.).
Ответственный этап, определяющий характер и содержание научного исследования, – выбор темы. Тема должна содержать проблему, то есть, посвящена некоторому актуальному вопросу. Примером может служить проект «Экологические задачи в математике», который подготовила группа учащихся 9 класса. Проект был представлен в виде презентации и брошюры, в которой собраны по различным темам курса математики задачи экологического характера нашего региона. Например, « Выбросы загрязняющих веществ 2007 году на территории г. Сургута и района составили 85 тыс.тонн, в том числе: оксида углерода - 65 тыс. тонн, углеводорода -14 тыс. тонн, оксидов азота – 5 тыс. тонн. Определите процентное содержание каждого из этих веществ в общем количестве выбросов? ( Тема « Проценты», 6кл).
Ресурсное обеспечение педагогического опыта.
Для обеспечения реализации проектно-исследовательского метода в образовательной деятельности в нашей школе создана необходимая материально-техническая база: компьютерный класс с доступом в интернет, интерактивная доска, документ-камера, ксерокс, принтер. Мною создан учебно-методический комплект : уроки–практикумы, сборники контрольных работ по алгебре и началам анализа, банк электронных проектов-презентаций учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение: (программа развития школы; положение в НОУ; положение об олимпиадах; положение о предметных конкурсах.)
Информационное обеспечение: (информирование педагогов, учеников, их родителей, Интернет-ресурсы, справочники и энциклопедии по математике)
Мотивационное обеспечение: (проведение мотивационной работы среди педагогов, учеников, родителей о необходимости работать в данном направлении.)
Финансовое обеспечение: проект не требует больших финансовых затрат, так как школа располагает хорошей материально-технической базой. Необходимо дополнительное финансирование только на материальное стимулирование участников, проведение семинаров, подготовку научно- методических рекомендаций.
Кадровые ресурсы:
Учителя информатики, обучающие и развивающие ИКТ-технологии учащихся: работа в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher Paint.
Педагог-психолог, осуществляющий мониторинг мотивации учащихся и их ключевых компетенций.
ПАРТНЁРЫ
В данном проекте партнёрами могут выступать учителя-предметники других дисциплин (физики, информатики, географии, истории и др.), а также родители учащихся.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Проект рассчитан на учащихся 7-11 классов, количество участников проекта может варьироваться.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Вся педагогическая деятельность в данном направлении поделена на несколько этапов:
1 этап. Подготовительный этап.
- Установочное занятие по определению целей, задач проектных работ, основных замыслов, примерной тематики и формы продуктов будущих проектов.
- Подготовка стендовой информации о проектной работе.
- Консультации по выбору тем учебных проектов, источников информации. Формулирование идей и замыслов.
- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (требования, сроки, графики консультаций).
2 этап. Организация работы.
- Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами группы.
- Составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.
- Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей работы.
3 этап. Завершающий этап.
- Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Оформление результатов проектно-исследовательской деятельности.
- Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите.
4 этап. Заключительный этап.
- Публичная защита проектов.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы. (Рефлексия).
- Благодарности участникам, обобщение материалов.
5 этап. Практическое использование проект
- Создание портфолио, буклетов.
- Создание электронного банка, проектных работ, которыми пользуются учащиеся и учителя школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арцев М.Н.. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч. - 2005. - № 5. - С. 4-29.
2. Баранова Е.В., Зайкин М.И..Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. //Математика в школе. – 2004. -№ 2. - С. 7.
3. Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в школе. - 2004. - № 8. С. 10-11.
4. Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шпичко В.Н.. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления. //Образование в современной школе. – 2000. - № 11-12. – С.33-35.
5. Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов. //Информатика в образовании. – 2005. - № 8. – С.6-9.
6.Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе/ Н.И. Дереклеева.- М.Вербум - М.,2001.
7.Зимняя И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования.
8. Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основа решений проблем. //Школьные технологии. – 2004. - № 1. С.11-24.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные
9. Пойа Д. Математическое открытие. М., 1976.
11. Полат Е.С. и др. Новые педагогические технологии. – М.: ACADEMA, 2002. – 270 с.
12 .Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. – В., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...
Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся.
Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их...
Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.
Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...
Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"
Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские техн...
Внеклассная работа по математике, как форма развития творческой личности
Внеклассная работа по математике – это составная часть учебно-воспитательной работы. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся, раскрытию их индивидуальных спос...
Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника
Данный раздел содержит материал РМО...
Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся
Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ...