рабочая программа по физике 10 класс базовый уровень
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Попова Людмила Ивановна

Рабочая программа по физике для 10 класса. 2 часа в неделю. Обучение ведется по учебнику Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик Физика-10

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_10_kl_2_ch.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета  « Физика »

среднего (полного) общего образования

для 10 класса

(базовый уровень)

на 2014 - 2015 учебный год

 

                                                   Составитель: учитель физики

                                                                          высшей квалификационной категории

                                                                          Попова Людмила Ивановна

г. Железногорск

2015 г.

   

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета.

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

      Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

     

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

      Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи обучения:

  • приобретение  знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности;
  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

      Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование). Проводятся зачетные недели в конце первого и второго  полугодий. На зачетных неделях проводятся индивидуальные консультации.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
  • смысл  физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества,  количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;  физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

       Рабочая программа по физике в 10 классе УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. на 2014 -2015 учебный год составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования;
  • Примерной программы среднего (полного) образования по физике X-XI классов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Место предмета в учебном плане

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 ч (из расчёта 2 ч в неделю)  для обязательного изучения физики на базовом уровне последней ступени среднего (полного) общего образования

Структура документа

Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план; календарно-тематический план; учебно-методический комплекс.

Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса

         Физика и методы научного познания (2 ч)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теолирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (34 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

Определение жесткости пружины.

 Изучение закона сохранения механической энергии

Молекулярная физика (22 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Опытная проверка закона Бойля-Мариотта

Измерение влажности воздуха.

Электродинамика (8 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи.

Демонстрации

Электрометр.

Электроизмерительные приборы.

Учебно-тематический  план

10 кл, 2 часа в неделю, всего 70 часов

Тема

Кол-во

уроков

к/р

л/р

Уроки

1.

Физика и методы научного познания

2

-

-

2

2.

Механика

34

3

3

28

Кинематика

9

1

1

7

 Динамика

14

1

1

12

 Законы сохранения

11

1

1

9

3.

Молекулярная физика

22

2

2

18

МКТ

14

1

2

11

Термодинамика

8

1

-

7

4.

Электродинамика

8

1

-

7

Электростатика

8

1

-

7

5.

Итоговое повторение

2

-

-

2

6.

Индивидуальные   консультации

2

-

-

2

итого

70

6

5

59

        


Календарно-тематический план

Ур

Тема урока

Оборудование

Вводимые понятия, законы

Форма контроля

Д/з

 Дата

 план

 факт

Физика и методы научного познания (2 ч)

1/1

Эксперимент в процессе познания природы

  Схема НМП

Научный метод познания

Введение, стр. 4-6

2/2

Механика Ньютона. Физические законы и границы их применимости

учебник

Принцип соответствия

фронтальный

Введение, стр. 7-8

Тема 1. «Механика» (34ч)

1.1. Кинематика  (9ч)

3/1

Система отсчета. Траектория, путь и перемещение

учебник

Кинематика, с-ма отсчета, материальная точка, траектория, путь, перемещение

§1

4/2

Скорость

сб-к задач

мгновенная скорость, пр. равномерное дв-е

фронтальный

§2, п. 1,3

5/3

Относительность движения

Плакат «Относительность движения»

 Векторные величины, проекция вектора, сложение скоростей

Решение задач

§2, п.2

6/4

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение

сб-к задач

Ускорение, пр. равноускоренное движение

комбинированный

§3

7/5

Решение задач на расчет кинематических величин

сб-к задач

Решение задач

8/6

Л/р №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении». Инструкция по ОТ

Набор лаб. оборудования

письменный

9/7

Криволинейное движение

Учебник

Криволинейное движение

фронтальный

§4

10/8

Решение задач по кинематике

сб-к задач

Решение задач

§5

11/9

Контрольная работа по теме «Кинематика».

Карточки с заданиями

письменный

1.2. Динамика (14 ч)

12/1

Анализ к/р. Закон инерции - первый закон Ньютона

учебник

Инерциальные системы отсчёта ,Принцип относительности Галилея.

§6

13/2

Силы в механике. Сила упругости

Набор демонстрац. оборуд

Сила, сила упругости, з-н Гука

фронтальный

§8

14/3

Л/р №2 «Измерение жесткости пружины». Инструкция по ОТ

Набор лаб. оборудования

письменный

15/4

Второй закон Ньютона.

сб-к задач

Масса тела, второй закон Ньютона

комбинированный

§9

16/5

Третий закон Ньютона.

сб-к задач

Третий закон Ньютона.

комбинированный

§10

17/6

Решение задач на применение законов Ньютона

сб-к задач

Решение задач

18/7

 Всемирное тяготение

Учебник

Закон всемирного тяготения

комбинированный

§11

19/8

Движение под действием сил всемирного тяготения

сб-к задач

комбинированный

§12

20/9

Вес тела и невесомость

сб-к задач

Вес тела, невесомость

комбинированный

§13

21/10

Силы трения

Набор демонстрац. оборуд

комбинированный

§14

22/11

Движение тел под действием нескольких сил

сб-к задач

Разбор ключевых задач

§15

23/12

Решение задач на движение под действием нескольких сил

сб-к задач

Решение задач

24/13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Динамика»

сб-к задач

комбинированный

25/14

Контрольная работа по теме «Динамика».

Карточки с заданиями

письменный

1.3. Законы сохранения (11 ч)

26/1

 Анализ к/р Импульс. Закон сохранения импульса.

сб-к задач

Импульс,  закон сохранения импульса

§ 16

27/2

Реактивное движение. Освоение космоса

Мультимедий ный кабинет

Реактивное движение

комбинированный

 §17

28/3

Решение задач на закон сохранения импульса

сб-к задач

комбинированный

29/4

Механическая работа. Мощность

сб-к задач

Механическая работа, мощность

комбинированный

§ 18

30/5

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»

сб-к задач

Решение задач

31/6

Энергия. Закон сохранения механической  энергии

сб-к задач

З-н сохранения энергии

комбинированный

§19

32/7

Л/р №4 «Изучение закона сохранения механической энергии». Инструкция по ОТ

Набор лаб. оборудования

текущий

33/8

Повторительно-обобщительный урок по теме «Законы сохранения»

сб-к задач

комбинированный

34/9

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике».

Карточки с заданиями

 письменный

35,36

/10,11

Индивидуальные консультации  (2 ч)

Тема 2. «Молекулярная физика»  (22 ч)

2.1.Основы молекулярно-кинетической теории (МКТ) (14 ч)

37/1

Анализ к/р.Основные положения МКТ и их опытное обоснование

Учебник

 текущий

§24

38/2

Количество вещества.  Постоянная Авогадро.

 Таблица Менделеева

комбинированный

§25

39/3

Решение задач по теме «Количество вещества»

сб-к задач

Решение задач

40/4

Температура

Набор демонстрац. оборуд

комбинированный

§26

41/5

Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа

        

сб-к задач

фронтальный

§27, п.1

42/6

Л/р № 3 «Проверка уравнения состояния идеального газа». Инструкция по ОТ

Набор лаб. оборудования

текущий

43/7

 Решение задач на уравнение состояния идеального газа

сб-к задач

Решение задач

44/8

Модель идеального газа. Температура и средняя кинетическая энергия молекул

Учебник

Идеальный газ,основное ур-е МКТ

текущий

§28, п.1,2

45/9

Научный метод познания и его отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Опыт Штерна.

Плакат «Опыт Штерна»

фронтальный

§28, п.3

46/10

Состояния вещества

Модель кристаллической решетки

Кристаллы, аморфные тела, жидкости

комбинированный

§30

47/11

Фазовые переходы

Испарение, конденсация, плавление, конденсация,

устный

§35, стр.256-258

48/12

Насыщенный и ненасыщенный пар. Л/р №4  «Измерение относительной влажности»

Психрометр, психрометрическая таблица

Насыщенный пар, ненасыщенный пар, относительная влажность

комбинированный

§35, стр.259-263

49/13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы МКТ»

сб-к задач

комбинированный

§29

50/14

К/р по теме «Основы МКТ»

Карточки с заданиями

письменный

2.2. Термодинамика (8 ч)

51/1

Анализ к/р. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики

сб-к задач

Внутренняя энергия

§31

52/2

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей

 Плакат «ДВС», «Паровая турдина»

КПД

комбинированный

§32

53/3

Решение задач по термодинамике

сб-к задач

Решение задач

54/4

Уравнение теплового баланса

сб-к задач

комбинированный

55/5

Решение задач на уравнение теплового баланса

сб-к задач

Разбор ключевых задач

56/6

Порядок и хаос. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

Учебник

Необратимые процессы

комбинированный

§33

57/7

Повторительно-обобщительный урок по теме «Основы термодинамики»

сб-к задач

комбинированный

Повт. главу 6

58/8

Контрольная работа по теме «Молекулярная физика».

Карточки с заданиями

письменный

Тема 3. «Электростатика» (17 ч)

3.1. Электрические взаимодействия (8 ч)

59/1

Анализ к/р. Природа электричества

электрометр

Электродинамика, закон сохранения электрического заряда

§ 36

60/2

Электрическое взаимодействие. Закон Кулона.

сб-к задач

Закон Кулона

устный

§37

61/3

Напряженность электрического поля

сб-к задач

Напряжённость поля, принцип суперпозиции полей, линии напряжённости

комбинированный

§38

62/4

Проводники и диэлектрики

Набор демонстрац. оборуд

комбинированный

§39

63/5

Потенциал и разность потенциалов.

сб-к задач

Потенциал, разность потенциалов

устный

§40

64/6

Электроёмкость.  Энергия электрического поля конденсатора

Набор демонстрац. оборуд

Электроёмкость, конденсатор

комбинированный

§41

65/7

Обобщительно-повторительный урок по теме «Электрические взаимодействия»

сб-к задач

комбинированный

66/8

Контрольная работа по теме «Электрические взаимоействия»

Карточки с заданиями

письменный

67-68

Повторение

69-70

Индивидуальные консультации




Ресурсное обеспечение программы

Список литературы

1. Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. «Физика.  10 класс». Учебник. М: Мнемозина, 2014.

     2.Кирик Л. А., Дик Ю. И. Физика. 10 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ. М:     Илекса, 2014.

3.Кирик Л. А., Дик Ю. И. Физика. 11 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ. М: Илекса, 2014.

4.Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгаф И.М., Ненашев И.Ю. Физика 10 класс. Задачник. М.: Мнемозима, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...