Учебный проект по физике " Строение вещества в простых опытах"
проект по физике (7 класс) на тему
Тема "Строение вещества", изучаемая в самом начале курса физики, является одной из сложных в том плане, что она абстрактна. Молекулы малы и невидимы, учащимся не всегда понятно, что происходит внутри веществ, почему нагретый металлический шарик не проходит в кольцо, они воспринимают этот самый первый в теме классический опыт как данность. Между тем учителю необходимо донести до учащихся МКТ строения вещества, доказать ее основные положения. Убедить учащихся только что начинающих изучать физику в непреложности физических законов мне помогают самые простые опыты, которые можно провести без специального оборудования. Чтобы развить творческие способности учащихся, интерес к изучению физики был разработан данный проект. Учащиеся сами искали в Сети опыты по теме, часть опытов придумывали по ходу проекта, готовили их, показывали одноклассникам на уроках. Детям в ходе работы над проектом открылась невидимая жизнь молекул.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыты по теме "Строение вещества" | 749.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Основная общеобразовательная школа №19 г. Костромы
Учебный проект по физике для учащихся 7-х классов
«Строение вещества в простых опытах»
Автор проекта: Матросова Г.Н. учитель физики высшей категории.
Цель: реализация деятельностного подхода при обучении физике через организацию работы методом исследовательских проектов.
Задачи:
сформировать представление о молекулярно-кинетической теории строения вещества, развить творческие способности учащихся в поисках практических доказательств теоретического материала, научить учащихся ставить и решать проблему методами эксперимента и средствами ИКТ; формировать умения использовать ИКТ при изучении учебных тем и оформлять результаты исследований средствами Microsoft Office.
Проект охватывает предметы естественно-научного цикла – физику, биологию и информатику.
В ходе проекта учащиеся:
- На примере изучения МКТ учатся исследовать физические явления;
- Осуществляют поиск, используя средства ИКТ (Internet-ресурсы);
- Самостоятельно придумывают простые опыты, подтверждающие МКТ строения веществ, проводят эксперименты, учатся объяснять результаты опытов и делать выводы;
- Наблюдают проявление положений МКТ в повседневной жизни;
- Оформляют результаты исследований средствами Microsoft Office;
- Представляют презентацию проекта перед учащимися и учителями школы, родителями.
Краткая аннотация проекта:
Тема «Строения вещества», изучаемая в самом начале курса физики является одной из сложных в том плане, что она абстрактна. Молекулы малы и невидимы, учащимся не всегда понятно, что происходит внутри вещества, почему нагретый шарик не проходит через кольцо, они чаще всего воспринимают этот самый первый в теме классический опыт как данность. Между тем учителю необходимо донести до учащихся МКТ строения вещества, доказать ее основные положения. Убедить учащихся только что начинающих изучать физику в непреложности физических законов, мне помогают самые простые опыты, которые можно провести без специального оборудования. Чтобы развить творческие способности учащихся, привить им интерес к изучению физики был разработан проект «Простые опыты о строении вещества». Проект проводился в несколько этапов по мере изучения темы. Учащиеся были поделены на группы, каждая группа заранее к уроку подбирала и готовила эксперименты по соответствующей теме.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос: Как понять жизнь невидимых молекул?
Проблемные вопросы:
- Могут ли простые опыты рассказать о строении вещества?
- Как доказать, что вещества состоят из молекул?
- Как доказать, что молекулы находятся в движении?
- Как доказать, что между молекулами есть промежутки?
- Как доказать, что молекулы взаимодействуют друг с другом?
Реализация проекта осуществляется по шагам:
1 шаг. Постановка проблемы. Мозговой штурм. Определение плана проведения экспериментов, деление на группы, выбор руководителей групп;
2 шаг. Подбор экспериментов. Изучение Internet-ресурсов;
3 шаг. Проведение экспериментов:
1-я группа. Опыты, доказывающие, что все вещества состоят из молекул, молекулы малы, их количество огромно, создание модели строения вещества.
2-я группа. Опыты, подтверждающие существование промежутков между молекулами
3-я группа. Опыты, показывающие, что молекулы взаимодействуют друг с другом
4 шаг. Фиксация результатов. Объяснение результатов эксперимента. Подготовка к оформлению результатов;
5 шаг. Оформление результатов Подготовка презентации проекта;
6 шаг. Презентация проекта (для учащихся, родителей).
Для проведения проекта необходимо:
Программно-техническое обеспечение: компьютеры, цифровая фотокамера, принтер, доступ к Интернету, проекционная система;
Программное обеспечение: текстовые процессоры, программы обработки изображений, программы работы с мультимедиа.
Результаты исследований учащиеся оформляют средствами MS Office - презентация PowerPoint.
Презентацию своей работы учащиеся осуществляют перед учащимися, учителями школы и родителями.
Учитель размещает материал в Сети Internet и на школьном сайте.
Перечень экспериментов проекта.
| |
а) мел на руках | б) разбрызгивание воды из пульверизатора |
в) присутствие частиц краски в сильно разбавленной воде |
(выгорание кислорода) |
| б) растяжение резины |
в) сжатие воздушного шарика | г) окрашивание воды марганцовкой |
д) смешивание воды и спирта | е) сколько соли можно насыпать в стакан с водой |
| |
а) поднятие спирта в термометре | б) изменение объема металлического шарика |
а) слипание свинцовых цилиндров | б) соединение кусочков мела и пластилина |
в) восстановление формы тел |
а) слипание бумаги смоченной водой и неслипание промасленой бумаги |
б) Масло на бумаге
| в) масло в воде |
г) впитывание воды различными тканями | д) поднятие воды по бумажной салфетке |
|
а) растворение марганцовки |
б) проникновение паров нашатыря в шарик | в) набухание изюма (осмос) |
г) окрашивание свеклы и картофеля, картофеля марганцовкой | д) получение отпечатков |
а) растворение сахара в холодной и горячей воде | б) заваривание чая в холодной и горячей воде |
Примечание. Презентация проекта размещена на сайте nsportal.ru в разделе «Алые паруса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по физике "Строение вещества" 7 класс
Материал к уроку по физике "Строение вещества"...
Конспект-план урока по физике "Строение вещества" 7 класс
Конспект-план урока по физике "Строение вещества" 7 класс...
Электронный тест по физике для 7 класса по теме "Введение в физику. Строение вещества"
Тест состоит из 10 вопросов по темам: "Введение в физику" и "Строение вещества". Может быть использован на повторительно-обобщающем уроке по этим темам. Вопросы и ответы появляются в случайном п...
Разработка урока физики "Строение вещества. Атомы и молекулы"
Урок построен на основе технологии критического мышления по учебнику Гендейнштейн....
Анализ урока физики "Строение вещества. Молекулы" (7 класс).
Познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной эксперимен...
Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы по физике своими руками и простые опыты с ними. Термометр"
Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы своими руками и простые опыты с ними" для 7 класса. Даннная исследовательская работа может быть использована как учителями, так и у...
Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы по физике своими руками и простые опыты с ними. Электроскоп".
Данная исследовательская работа предназначена для учащихся 8 классов и учителей по данной теме....