Разработка урока физики "Строение вещества. Атомы и молекулы"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок построен на основе технологии критического мышления по учебнику Гендейнштейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_po_krit.mysh_._7_kl_stroenie_veshchestva.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по физике в 7 классе
Тема: Строение вещества. Атомы и молекулы.
Цели урока:
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы»
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учебник: Физика 7. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. М., Мнемозина, 2012 г.
Форма проведения: с использование технологии критического мышления.
Оборудование: пипетка, стекло, стакан с водой, стакан с растительным маслом, компьютер, мультимедийная установка.
Демонстрации:
1.Увеличение объема воды при нагревании.
2. Увеличение объема тела при нагревании.
3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
План занятия:
- Организационный этап. 1 мин.
- Этап постановки целей и задач урока. 3 мин.
- Этап получения новых знаний. 32 мин.
- Рефлексия. 5 мин.
- «Затравка». 2 мин.
- Подведение итогов урока. 1 мин.
- Д/з. 1 мин.
Ход урока:
Эпиграф:
В одном мгновенье видеть вечность
Огромный мир – в зерне песка,
В едином миге – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
У. Блейк.
I. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте. Девочки, сели. Мальчики, сели. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
II. Этап постановки целей и задач урока.
Стадия 1. Вызов.
Проблемная ситуация
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.
…И на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, высыхает;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробиться вода на мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то …;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если капнуть каплю масла на воду, то …;
*если опустить термометр в горячую воду, то … и т.д.
III. Этап получения новых знаний.
Стадия 2. Смысловая.
а) На доске написаны слова в разброс:
Атом, Демокрит, неделимый, молекула, маленькая масса, притягиваются, электрон, протон, нейтрон, Солнечная система, 100 атомов, 1000000 типов молекул, вещества, тела.
Обучающиеся составляют, не используя учебник рассказ с данными терминами. Работа ведется в группах по 5 человек.
Затем они докладывают о своей работе.
б) Работа с учебником.
Читают пункты § 5 п.1,2,4,5и карандашом на полях отмечают то, что они уже знали.
Рассматривают рисунки рис. 5.1., 5.2.
в) работа с презентацией (слайды 1, 2, 3, 5, 6, 7) и составление конспекта урока.
По ходу просмотра презентации обучающиеся составляют конспект по теме:
1. Демокрит впервые сказал о существовании атомов. Слово атом в переводе с греческого означает «неделимый».
2. Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.
3. Доказательство существования атомов – электронный микроскоп.
4. Из атомов состоят все окружающие тела.
5. Известно 100 различных типов атомов.
6. Атомы притягиваются к друг другу, объединяются в молекулы.
7. Свойства вещества определяются типом молекулы.
8. Известно несколько миллионов типов молекул.
9. Молекула в переводе означает «Маленькая масса». В точке на доске 100000000 молекул.
10. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
11. Атом состоит из ядра и электронов, вращающихся вокруг него по орбитам (рис.), а ядро состоит из протонов и нейтронов.
12. Строение атома напоминает строение Солнечной Системы.
13. Самые распространенные атомы во Вселенной водород и гелий.
г) Экспериментальное доказательство существования атомов и молекул.
Работа с опытами по интернету по ссылке http://physics-svi.ucoz.ru/load/uroki_fiziki_8_klass/1-1-0-3
Обучающиеся просматривают опыт и пытаются его объяснить:
1. Изменение объема тела при нагревании.
2. Изменение объема жидкости при нагревании.
3. Растворение марганцовки в воде.
Запись в конспект.
14. Все тела и жидкости расширяются при нагревании.
IV. Рефлексия.
Стадия 3. Рефлексия.
1. Составление кластера (презентация сл. 1).
2. Найти ошибки в тексте. (презентация (сл. 2).
V. «Затравка» на следующий урок.
Практическая работа. Растекание капли воды и растительного масла по стеклу.
Оборудование: пипетка, стекло, стаканчик с водой и растительным маслом.
Инструктаж по ТБ.
VI. Подведение итогов урока.
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
VII. Д/р: § 5, составить синквейн, опыт с окрашиванием воды краской, доклад «Демокрит» - Комова О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему "Определение скоростей молекул газа"
Цель данной разработки- описать методику проблемного обучения на основе изучения новой темы "Определение скоростей молекул газа".Методика использования сводится к следующему: педагог ставит перед учащ...
Методическая разработка урока "Плотность вещества"
Методическая разработка урока "Плотность вещества" включает в себя план-конспект и презентацию к уроку....
Разработка урока "Простые вещества -металлы" 8 класс
Это урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий. и элементами системно-деятельностного подхода. .Цели урока: Обучающие - Повторить особенности строения металлов. О...
Разработка урока "Плотность вещества" физика 7 класс
Разработка урока "Плотность вещества" для учащихся 7 класса...
Методическая разработка урока "Плотность вещества"
Урок физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"...
Разработка урока "Плотность вещества"
План-конспект урока по учебнику Физика: 7 класс: учебник / А.В. Перышкин....
Презентация Ловцовой А.Ф. по теме. "Первоначальные сведения о строении вещества (Строение вещества. Атомы и молекулы)"- для 5 класса по естествознанию.
Презентацию Ловцовой А.Ф. по теме. "Первоначальные сведения о строении вещества (Строение вещества. Атомы и молекулы)". Для 5 класса по естествознанию - можно найти по ссылке- https://...