Анализ урока физики "Строение вещества. Молекулы" (7 класс).
материал по физике (7 класс)
Познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной экспериментальной работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_fiziki.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока физики "Строение вещества. Молекулы" (7 класс).
Учитель физики Теменкова Лариса Павловна
Преподавание физики в 7 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе Пёрышкина А. В.(2 ч. в неделю).. Анализируемый урок входит в систему уроков по теме « Строение вещества».
Тип урока- комбинированный урок объяснения нового материала
Метод - исследовательский
Форма урока - групповая
Тип группы - 4 человека
Цель урока - познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной экспериментальной работы учащихся.
Задачи урока:
Образовательные знания: Ввести понятие «мельчайшая частица вещества»;
Сформировать представление о молекулярном строении вещества.
Умения:
-Работа учащихся в режиме эксперимента.
-Формирование устной речи.
-Владение тестовой формой ответа.
-Владение способами самоконтроля и самооценки.
-Умение коллективно работать.
Развивающая: Развитие речи, мышления.
Развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать,
формирование эмоциональной сферы личности, развитие творческих способностей
Воспитательная: Развитие мировоззрения, взглядов и представлений о строении материи и вещества.
Оборудование : мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой, машинное масло, пипетка, тарелка с водой, дощечка с двумя вбитыми гвоздями, монета, пинцет, колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер , штатив, спиртовка, фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон, воздушный шарик, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с экспериментальными заданиями..
В основу построения данного урока положен исследовательский метод, наилучшим образом способствующий реализации главной
задачи: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины.
Учителем выбрана групповая форма проведения урока, целью которой является самостоятельное приобретение знаний учащимися в ходе физического эксперимента.
На сегодняшний день современный урок не мыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности.
Именно поэтому предлагаемый урок представляет собой урок – исследование, существенная особенность которого - самостоятельное получение знаний учащимися.
В основу построения данного урока положен исследовательский метод, наилучшим образом способствующий реализации главной
задачи: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины.
Учителем выбрана групповая форма проведения урока, целью которой является самостоятельное приобретение знаний учащимися в ходе физического эксперимента.
На сегодняшний день современный урок не мыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности.
Именно поэтому предлагаемый урок представляет собой урок – исследование, существенная особенность которого - самостоятельное получение знаний учащимися.
1 | Организационный. | организация начала урока (психологический настрой учащихся); | 2 мин |
2. | Повторение изученного материала | Тестирование ,направленное на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной )с использованием метода взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. | 12 мин |
3. | Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений. | Сообщение темы, целей и задач урока, постановка перед школьниками учебной проблемы | 2 мин |
4. | Планирование | Распределение задач между группами | 4 мин |
5. | Исследование | Учащиеся самостоятельно выполняют физический эксперимент, решая промежуточные задания, делая выводы | 10мин. |
6. | Результаты и выводы | Анализ информации. Опрос. Обобщения и выводы. | 4 мин. |
7. | Закрепление материала, изученного на данном уроке | Закрепление первичных умений и применение их для решения качественных задач практического содержания | 4 мин. |
8. | Подведение итогов урока | Оценивание работы учащихся на уроке | 2 мин. |
Специфика этого урока – ученики начали изучать новый предмет и надо привлечь внимание учащихся для получения знаний, умений и навыков, формировать в сознании школьников научный взгляд на мир.
На уроке учитель обеспечил мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся ( подготовительный этап).
Урок предполагал, что учащиеся от опытных фактов через размышления перейдут к научной гипотезе ,познакомятся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. У них будут сформированы представления о строении вещества .
Выбрав исследовательский метод как основной и групповую форму работы на уроке,учитель дал возможность учащимся самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работая с информацией, критически и творчески мыслить работать сообща.
В начале урока была применена оперативная обратная связь с целью управления деятельностью учащихся, в ходе которой проверялись знания, умения и навыки. Проверка осуществлялась в виде тестирования с последующим само- и взаимоконтролем, что предполагает элемент рефлексии (адаптивный личностно-ориентированный подход к каждому школьнику).
В соответствии с методикой работы в малых группах содержание обучения было представлено в такой форме, что давало возможность каждому участнику группы внести свой вклад в решение поставленных перед ними задач . Применялись учащимися научные методы исследования: наблюдение, сопоставление, анализ, гипотеза, теоретический вывод следствий, их экспериментальная проверка. Учителем на экспериментальном этапе урока, был использован принцип доступности знаний т. к. группы работали с заданиями различной степени трудности. Принцип научности являлся также ведущим, ведь основная деятельность учащихся – это исследование. Каждый этап работы завершался подведением результатов. Познавательная активность школьников обеспечивалась индивидуальной работой в ходе выступления и эксперимента . На уроке поддерживалась благоприятная система общения и хороший микроклимат за счет опытов, и взаимопомощи.
Метод эвристической беседы при обсуждении результатов эксперимента позволил создать условия для проявления познавательной активности, самореализации и самоутверждения обучающихся; создать атмосферу, раскрывающую субъектный опыт учащихся; стимулировать их к высказыванию своих мыслей по поводу проблем и вопросов учебной темы, ставить свои вопросы, приводить аргументы и контрдоводы с целью уточнения, опровержения.
Полученные в ходе физического эксперимента знания позволили учащимся проверить гипотезу Демокрита и сформировать представление о строении вещества. Сформулированные обобщения и выводы учащиеся фиксируют в тетради.
Технические средства, применяемые в ходе урока дали возможность реализовать на практике принцип наглядности и научности .
Принцип перспективности проявляется в том , что данный урок является первым в системе уроков по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
Принцип развивающегося обучения реализовывался в постановке проблемных вопросов: верна ли гипотеза Демокрита? Почему при нагревании объём тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается?
Следует отметить , что в ходе урока учащиеся были активны, креативны, творчески подходили к выполнению заданий.
На этапе закрепления нового материала учащиеся работали с качественными задачами практического содержания. Такая форма существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности. В ходе выполнения заданий проверяется усвоенный материал, на основе которого идет осмысление нового. Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Считаю, что поставленные цели и задачи учителем, были достигнуты в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Плотность вещества", 7 класс
Презентация для использования на уроке изучения нового материала по теме "Плотность вещества"...
Материал к уроку "Строение вещества" 10 класс
Урок введения нового материала в 10 классе.Он продолжает серию уроков по строению вещеста, начатую в 7 классе. Урок использует возможности интерактивной доски....
Урок "Плотность вещества" 7 класс
Это девятый урок темы «Взаимодействие тел». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ, системно-деятельностного подхода в обуче...
Конспект урока "Строение вещества. Молекулы."
Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе....
Урок Строение вещества.Молекулы и атомы.
Урок открытия новых знаний. Рассматриваются основы молекулярно-кинетической теории....
Физика. 7 класс. Перышкин А.В.Тема урока: "Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение"
Урок по теме « Вещество. Строение вещества» стоит у самого истока изучения курса физики. Это первый урок в теме «Первоначальные сведения строения вещества». На знаниях данной т...
Технологическая карта урока «Строение вещества. Молекулы и атомы»
Технологическая карта по теме " Строение вещества .Молекулы и атомы" по ФГОС 7класс...