Конспект АМО-урока (занятия). Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел».
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Отличительной возрастной особенностью семиклассников является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что необходимо учитывать при организации работы в группах. В этом возрасте начинает проявляться «чувство взрослости», которое проявляется в стремлении сделать что-то значимое, социально поощряемое, в отстаивании собственной точки зрения, соблюдении принципов справедливости. Поэтому в данный возрастной период удачным будет применение групповых форм работы (возможно в группах сменного состава), что позволит создать условия для формирования широкого спектра способностей, выделению круга устойчивых интересов, развитию навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел»
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Л.В.Доронина | |
Предмет | физика | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 7/15 | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел» | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Перышкин А.В. | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Данный урок является 16 в разделе 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (21 час). Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Отличительной возрастной особенностью семиклассников является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что необходимо учитывать при организации работы в группах. В этом возрасте начинает проявляться «чувство взрослости», которое проявляется в стремлении сделать что-то значимое, социально поощряемое, в отстаивании собственной точки зрения, соблюдении принципов справедливости. Поэтому в данный возрастной период удачным будет применение групповых форм работы (возможно в группах сменного состава), что позволит создать условия для формирования широкого спектра способностей, выделению круга устойчивых интересов, развитию навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания. Ориентируясь на средние статистические данные можно предположить, что в классе дети делятся по типу восприятия учебного материала: 30% - визуалы, 15% -аудиалы, 20% -кинестетики, 35% обладают смешанным типом восприятия. Поэтому в данный урок были включены различные формы подачи учебного материала: иллюстративные, аудиальные (диалог, проговаривание выводов из экспериментальных заданий, эмоциональное «живое» слово учителя и др.), игровые ситуации. В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, уровня работоспособности, темпа деятельности и темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними различных форм и методов работы. Часть класса – дети со средним или низким уровнем способностей, невысокой мотивацией, отличающиеся слабой организованностью. Чтобы включить этих детей в работу на уроке будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, мотивирование посредством создания ситуации успеха. Вовлечение обучающихся в деятельностный процесс, создание комфортной психологической обстановки, обеспечение благоприятных эмоциногенных условий (ситуации даже маленького успеха) будет способствовать повышению мотивации к изучению физики. | |
Цели урока/ занятия |
| |
Задачи урока/ занятия | обучающая – повторение и систематизация изученного материала по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел», вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; развивающая – развитие коммуникативных способностей, умений и навыков решения задач, вычислительной культуры, мышления, логики; воспитательная – воспитание у учащихся умения самостоятельной работы, расширение кругозора и наблюдательности. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Знать: основные понятия. Определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила», «Плавание тел» Уметь: применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме Личностные: Решают качественные, расчетные задачи, задачи-рисунки, экспериментальные. Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Закон Паскаля, закон Архимеда, плавание тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, гидравлический пресс, атмосферное давление. |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Формирование команда, создание позитивного настроения и рабочей обстановки | 3 минуты | Маршрутный лист | авторский | Цели и задачи: формирование команд, создание рабочей атмосферы и позитивного настроя, установление контакта внутри групп. Необходимые материалы: маршрутные листы, быйджики с номером каждого участника, карты, лабораторное оборудование, для определения выталкивающей силы. Проведение: при входе в класс дети садятся за заранее подготовленные столы по 4 человека, | Добрый день, дорогие друзья! «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». В качестве эпиграфа нашего урока я взяла слова : Фирдоуси /персидский и таджикский поэт, 940-1030 г.г./ «Науку все глубже постигнуть стремись Познанием вечного жаждой томись, Лишь первых познаний блеснет тебе све, Узнаешь: предела для знания нет» Как вы понимаете это высказывание? На какие слова необходимо обратить внимание? | Коммуникативные УУД – умение вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся в создаваемых группах. | Формируется коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками. | Для процесса интеракции применяется поэтапная работа направленная не только на формирование групп для дальнейшей работы на уроке, но и на эмоциональное раскрепощение участников образовательного процесса. Динамическое начало создает условия для максимальной включенности обучающихся в урок, способствует установлению контактов между участниками процесса и их позитивному настрою. |
Целеполагание | определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления. | 4 мин | видеоряд | авторский | Цели и задачи: определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления. Необходимые материалы: презентация | Мы достаточно много прошли тем в разделе «Давление твердых тел, жидкостей и газов», сегодня нам необходимо закрепить наши знания с помощью различных видов заданий. Давайте сформулируем тему нашего урока : Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел» Какова же цель нашего урока? Обобщить и систематизировать знания. | Личностные УУД: - ориентация на содержательные моменты учебной задачи Познавательные УУД: - овладение креативными навыками продуктивной деятельности (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков); - активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение ассоциативного мышления. | Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. | Применение психологического приема – видеоряд, создает возможность учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, его цели и поставить задачи для своей дальнейшей деятельности. | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Проработка содержания темы | Активизация мышления, анализ и структурирование нового материала | 32 мин | Игра «Вертушка» | авторский | Цели и задачи: - активное вовлечение участников в процесс моделирования; - развитие способности анализировать и обобщать знания, полученные опытным путем, - раскрытие творческого потенциала школьников. Необходимые материалы: лабораторное оборудование для проведения экспериментальных исследований – у каждой группы свое Технология проведения: проводя экспериментальное исследование, учащиеся обсуждают и анализируют результаты работы внутри групп и между группами, обобщают их и фиксируют на полотнищах парусов. Раздаточный материал: карточки с разноуровневыми заданиями, интерактивная доска, лабораторное оборудование. Учитель наблюдает за их деятельностью, беседует с некоторыми из них, выясняя осознанность решения. Оценивает работу учащихся. | А для этого мы с вами поиграем в игру «ВЕРТУШКА» Перед вами бэйджики с номером : пристегните его. На каждом указан свой путь, первая цифра соответствует столу за которым вы сейчас сидите. Вторая, третья, четвертая- это ваш дальнейший маршрут следования. Вы можете посмотреть свой маршрут и на маршрутном листе, который лежит на столе. На столе лежит карта. Вам необходимо сопоставить данные выражения с разрезанными карточками. 1 стол – знание формул; 2 стол – знание различных определений, явлений; 3 стол – знание единиц измерения физических величин; 4 стол - умение решать качественные, расчетные, графические задачи, задачи рисунки. Чей стол выполнит задание, поднимает руку, я проверяю. Раньше времени стол покидать нельзя! После выполнения задания вам необходимо выделить лидера вашего стола; Только после того как я проверю, вы следуете за другой стол, который указан в вашем маршрутном листе. Не торопитесь! Читайте внимательно! На каждом столе лежит учебник, в крайнем случае вы можете им воспользоваться. | Познавательные УУД: -анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование гипотез и предположений, - использование знако-символических средств и схем для решения поставленных задач. Коммуникативные УУД: - умение воспринимать речь выступающего, непосредственно не обращенную к обучающемуся; толерантное отношение к мнению других, отстаивание собственной точки зрения. Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику. Регулятивные УУД: планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений. Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умение применять полученные ранее знания при решении творческой задачи, умение выбора и аргументации своей позиции. Коммуникативные: умение корректно защищать свою точку зрения, умение толерантно относиться к мнению других. | Социальные компетенции, в частности ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. | Учащиеся заполняют маршрутные листы. В ходе данного метода формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала, т.е. происходит активация как левополушарных компонентов мышления, так и стимуляция образного мышления. Мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, энергичного общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в экспериментальную исследовательскую деятельность. При анализе деятельности учащихся в группах учитываются не только правильность изложенной информации, но и богатство фантазии, проявление творческих способностей, раскрытие закономерностей и связей между предметами и явлениями при выдвижении гипотез и теоретического обоснования полученных закономерностей.. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволяет задействовать различные каналы восприятия учебного материала. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Рефлексия | Анализ уровня достижения целей урока | 4 мин | авторский | Цели и задачи – проанализировать уровень приобретенных знания и умений, определить степень достижения цели. Технология проведения: каждый учащийся на предложенных флажках в виде смайлика изображает свое психологическое состояние на уроке. На интерактивной доске по ходу работы фиксируется лидер каждой группы на каждом этапе | Наша игра подошла к концу. Каковы ее результаты. Для подведения итогов посмотрим на интерактивную доску, где все результаты каждого этапа зафиксированы и мы видим лидера на каждом этапе. Вам необходимо оценить степень овладения новым материалом и отразить на смайлике. | Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. | Учебно-познавательная компетентность: умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами Учебно-познавательная компетентность: умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная компетентность: умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности. | Мониторинг деятельности участников образовательного процесса проводится на каждом этапе урока: при представлении результатов групповой работы участники должны оценить свое продвижение в теме и уровень психологического комфорта | |
Домашнее задание | 2 мин | Составить кроссворд по теме Давление твердых тел, жидкостей и газов. Из 9 слов. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| Включение АМО в различные этапы урока способствовало активизации всех участников образовательного процесса и мотивации их на выполнение успешной учебной деятельности, что позволило эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в группах развивала коммуникативные компетенции обучающихся, умение самовыражаться. Для работы над темой применялся метод «Поднять паруса!», в ходе которого формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала, т.е. происходит активация как левополушарных компонентов мышления, так и стимуляция образного мышления. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволило включить задействовать различные каналы восприятия учебного материала. Активные методы обучения, применяемые на уроках обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету «Физика», развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Результаты обучения: владение обучающимися знаний по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» умение выдвигать гипотезы и предположения, ставить перед собой цели, определять пути достижения поставленных целей и решения учебных задач. Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других участников, самовыражаться, уверенность в своих силах. Результаты развития: развитие творческого потенциала, повышение уровня креативности, эмоциональный рост обучающихся, развитие логического, аналитического и абстрактного мышления.
Этап инициации с применением эпиграфа способствовал развитию коммуникативных умений учащихся, активизировал и помог динамично начать занятие. АМО «Игра вертушка» позволила сформировать у обучающихся умение выражать свои желания и мотивировать их, актуализировались знания по теме. Результаты основного этапа урока, направлены на проявление творческих способностей, развитие абстрактного и ассоциативного мышления. Подведение итогов урока формировало у обучающихся способность к самоанализу своей деятельности. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Включение в урок эпиграфа обеспечивало реализацию духовно-нравственного развития личности, приобщение к литературным ценностям. Работа в группах обеспечивала деятельностный подход: учащиеся создавали «учебный продукт» - экспериментальным путем определяли выталкивающую силу. Смена столов обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий обучения. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | АМО, включенные в урок, позволяют активизировать учащихся, повысить их мотивацию к изучению данной темы, сориентировать на успешное выполнение учебной деятельности. С введением технологии модерации и применением АМО на уроках у большинства учащихся проявляется интерес к физике, повышается уровень дивергентности мышления (беглость мыслей, оригинальность, любознательность) и эмпатии. Комплексное применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствовало реализации принципов ФГОС. |
Методическая ценность урока/занятия | |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | |
Примечания автора/ов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач по теме "Архимедова сила"
Рекомендации к данному уроку помогут учителю в подборе качественных задач, эксперементальных задач. Показан разбор расчетной задачи....
Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел».
Тема: Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.Обучающая цель: закрепление у учащихся навыков решения задач: расчетных, качественных и...
7 класс Примеры решения задач по теме "Архимедова сила"
Алгоритм решения задач по силе Архимеда разного уровня сложности (базовый и повшенный уровни) 7 класс...
Презентация к уроку решения задач по теме "Архимедова сила"
Представлены различные типы задач. Визуальное представление информации повышает интерес учащихся....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема. Решение задач на определение архимедовой силы и условия плавания тел. 7 класс
Приемы выстраивания на уроке целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективн...
Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"
Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...
Урок-презентация по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел"
Решение задач по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел."...