Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе учебной деятельности.
статья (8, 9, 10, 11 класс) по теме

 Формирование ключевых компетенций, т.е.  способность применять знания в реальной жизненной ситуации является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Как при разработке урока учесть какие компетенции и с помощью каких технологий и методов будут формироваться на данном этапе учебной деятельности? При контроле усвоения материала обучающихся, какие использовать качественные критерии оценивания, позволяющие отследить уровень развития ключевых компетенций?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_uchashchihsya.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «Школа «Шамир»

Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе учебной деятельности

Соловей Т.А.

Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий, когда объем информации удваивается каждые 3 года, список профессий обновляется более чем на 50 % каждые 7 лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять место работы в среднем 3-5 раз в жизни. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знание или другие ресурсы. Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом?

Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование ключевых компетенций учащихся, т.е.  способность применять знания в реальной жизненной ситуации является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. 

В психолого-педагогической теории и практике существует несколько подходов к понятию «компетенция» и «компетентность». Общей для всех попыток дать определение компетенции является понимание ее как способности индивидуума справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений, и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы:

  •  совокупность социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально-значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива; т.е. совокупность того. Чем располагает человек (А.С. Белкин, В.В. Нестеров)
  •  интеграция знаний, умений и опыта с социально-профессиональной ситуацией (с конкретной реальной деятельностью), т.е. способность мобилизовать знания, умения и опыт в конкретной социально-профессинальной ситуации (Э.Ф Зеер)
  •  способность (готовность) объекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в различных ситуациях. На вопрос, какие компетенции следует рассматривать в качестве ключевых, невозможно дать однозначный ответ на сегодняшний день.

При характеристике ключевых компетенций важным является учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность. Это познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, задающие направленность процессу развития личности.

В своей деятельности мы взяли з а основу подход Э. Зеера, который рассматривает в качестве ключевых компетенций – компетенции, связанные с определенными ведущими видами деятельности:

  • эмоционально-психологические компетенции – способность познания окружающих предметов и людей (непосредственное эмоциональное общение)
  • регулятивные – способность действовать по образцу (предметно-манипулятивная деятельность)
  • социальные компетенции – способность к эмпирическому моделированию (игровая деятельность)
  • учебно-познавательные компетенции – способность к теоретическому моделированию: анализ, планирование, рефлексия (учебная деятельность)
  • творческие компетенции – способность создавать новые способы деятельности и новые способы общения с людьми (творческая деятельность)
  • компетенция самосовершенствования  - способность к профессиональной деятельности (профессиональная деятельность).

Формирование ключевых компетенций необходимо начать с диагностики, позволяющей установить на данном этапе уровень развития компетенций. Анализ имеющихся и проектируемых ключевых компетенций позволяет определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать адекватные технологии обучения, определить механизмы внутреннего и внешнего оценивания учащихся. Далее при разработке урока учитывается, какие компетенции и с помощью каких технологий и методов будут формироваться на данном этапе учебной деятельности (в соответствии со структурой занятия), таким образом, чтобы развитие каждой компетенции происходило равномерно.

При контроле усвоения материала учащимися разрабатываются качественные критерии оценивания с учетом требований стандарта, позволяющие отследить уровень развития ключевых компетенций, для оценивания используется рейтинговая система оценивания.

Таким образом, само занятие будет содействовать развитию ключевых компетенций, если применять самые разнообразные методики, уделять внимание межпредметным связям, знаниям, выходящими за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

Формирование ключевых компетентностей в процессе преподавания биологии

В современной концепции образования все более значимой становится задача: воспитание человека способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально – экономических и...

Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.

Сообщение для "круглого стола" в рамках проведения методической недели. Содержит текст выступления,  презентацию и несколько полезных правил по данной теме....

Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки к НПК

Статья помогает ответить на вопрос: "Какие ключевые компетенции формуруются у учащихся в процессе подготовки к Научно-практичекой конференции?"...

Формирование ключевых компетенций в процессе игровой деятельности обучающихся средствами географии

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке тр...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...