Рабочая программа по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Рабочая программа по учебнику С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский " Физика 11 ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11klass_fizika.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихомирова С.А. «Физика – 11». Базовый уровень. 68ч (2ч в неделю)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Химки
ПРИНЯТО Школьным методическим объединением учителей математики и физики Протокол № __ от ______2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 20 г. Химки _________________ А.С.Сорокин «___» ___________ 2015 г. |
Рабочая программа
по физике
в 11 классе
на 2015 – 2016 учебные годы
Составитель:
В.В. Козлова
учитель математики
высшей квалификационной категории
г. Химки
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ:
Примерная программа среднего (полного) образования по физике (базовый уровень), рекомендованная Министерством образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263.
Составители: С.А.Тихомирова, Б.М.Яворский.
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК:
Тихомирова С.А. Физика. 11кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений (базовый уровень) / С.А.Тихомирова, Б.М.Яворский. – М.: Мнемозина, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Касьянов В.А. Физика. 10кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.
- Марон А.Е. Контрольные работы по физике: 10-11 кл.: Кн. для учителя /А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Просвещение, 2003.
- Пёрышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. для 6-7 кл. средней школы. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
- Пёрышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. – 8-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.
- Справочник школьника. Решение задач по физике /Сост. И.Г.Власов, при участии А.А.Витебской. – М.: Философич. об-во «Слово», компания «Ключ-С», АСТ, Центр гуманитар. наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996.
- Саенко П.Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992.
Рабочая программа по физике ориентированная на учебник
Физика 10 класс С.А. Тихомирова, Б.М.Яворский
(68 часов – 2 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по физике и авторской программы С.А. Тихомировой. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 136 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м и 11-м классах (по 68 ч в каждом из расчёта 2 ч в неделю). В программе предусмотрено выполнение 6 лабораторных работ и 8 контрольных работ по основным разделам курса физики 11 класса. Текущий контроль ЗУН проводится по пособию «Физика 10-11 классы Контрольные работы» (см. список литературы) и КИМ ЕГЭ за различные годы.
В данной рабочей программе полностью сохранено распределение часов, предусмотренных авторской программой.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;
• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Учебник включён в Федеральный перечень ( http://www.mon.gov.ru ).
Учебно – тематический план
Четверть | Сроки | Тема | Кол-во часов | Л/Р | К/Р |
1 | 3.09 – | Физика и методы научного познания | 1 | - | - |
Механика (29 ч.) | |||||
1 | – 26.10 | Кинематика | 10 | 1 | 1 |
Динамика | 5 | - | - | ||
2 | 5.11 – | 4 | 2 | 1 | |
Статика | 1 | - | 1 | ||
Законы сохранения | 9 | - | 1 | ||
Молекулярная физика и термодинамика (18 ч.) | |||||
2 | – 28.12 | Молекулярно – кинетическая теория | 1 | - | - |
Свойства газов | 1 | - | - | ||
3 | 14.01 – | 6 | - | 1 | |
Основы термодинамики | 4 | 1 | 1 | ||
Свойства твёрдых тел | 2 | - | - | ||
Свойства жидкостей | 4 | 1 | - | ||
Электродинамика (20 ч.) | |||||
3 | – 22.03 | Электростатика | 4 | - | - |
4 | 1.04 – 31.05 | 3 | - | 1 | |
Законы постоянного тока | 7 | 2 | 1 | ||
Электрический ток в различных средах | 6 | - | - | ||
ИТОГО | 13 | 68 | 7 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Физика и методы научного познания. 1 ч
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов1. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика. 29 ч
Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.
Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации:
- Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.
- Падение тел в воздухе и в вакууме.
- Явление инерции.
- Сравнение масс взаимодействующих тел.
- Второй закон Ньютона.
- Измерение сил.
- Сложение сил.
- Зависимость силы упругости от деформации.
- Силы трения.
- Условия равновесия тел.
- Реактивное движение.
- Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
- Измерение ускорения свободного падения.
- Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
Молекулярная физика. Термодинамика. 18 ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации:
- Механическая модель броуновского движения.
- Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме.
- Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении.
- Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной
температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объёмные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы:
- Опытная проверка закона Гей-Люссака.
- Измерение влажности воздуха.
Электродинамика. 20ч
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в разных средах.
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля.
Механические и электромагнитные колебания. Переменный ток. Электромагнитное поле.
Механические и электромагнитные волны. Геометрическая оптика. Оптические приборы. Волновые свойства света. Виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Постулаты специальной теории относительности. Закон взаимосвязи массы и энергии.
Демонстрации:
- Электрометр.
- Проводники в электрическом поле.
- Диэлектрики в электрическом поле.
- Энергия заряженного конденсатора.
- Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы:
- Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
- Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
• знать/понимать:
– смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;
– смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила;
– смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
– вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
• уметь:
– описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;
– применять полученные знания для решения несложных задач;
– отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
– приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
– воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
– оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
– рационального природопользования и защиты окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Кол-во часов | Период изучения | Кол - во К/р | Кол - во Л/р |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 28 | 1-ая четверть | 4 | 5 | |
1. | Магнитное поле | 4 | 1-ая четверть | - | - |
2. | Электромагнитная индукция | 7 | 1-ая четверть | 1 | - |
3. | Механические и электромагнитные колебания | 10 | 1, 2-ая четверть | 1 | 1 |
4. | Механические и электромагнитные волны | 7 | 2-ая четверть | 1 | - |
5. | Оптика | 15 | 2, 3-ая четверть | 1 | 3 |
ФИЗИКА XX ВЕКА | 20 | 3-ая четверть | 1 | 1 | |
1. | Элементы специальной теории относительности | 4 | 3-ая четверть | - | - |
2. | Фотоны | 3 | 3-ая четверть | - | - |
3. | Атом | 4 | 4-ая четверть | - | - |
4. | Атомное ядро и элементарные частицы | 9 | 4-ая четверть | 1 | 1 |
ВСЕЛЕННАЯ | 3 | 4-ая четверть | - | - | |
1. | Строение Вселенной | 3 | 4-ая четверть | - | - |
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11-го КЛАССА
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Д/з |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 28 | §1-47 | ||
Магнитное поле | 4 | §1-5 | ||
Постоянные магниты. Взаимодействие токов. | 1 | §1-2 | ||
Сила Лоренца. Сила Ампера. Магнитная индукция. | 1 | §3-4 | ||
Решение задач: «Сила Лоренца. Сила Ампера.» | 1 | §3-4 | ||
Магнитные свойства вещества | 1 | §5 | ||
Электромагнитная индукция | 7 | §6-12 | ||
Опыты Фарадея. Магнитный поток. Правило Ленца. | 1 | §6-8 | ||
Закон электромагнитной индукции | 1 | §9 | ||
Индуцированное электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | §10-11 | ||
Энергия магнитного поля | 1 | §12 | ||
Решение задач: «Электромагнитная индукция» | 1 | §1-12 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 1 | §13-14 | ||
Механические и электромагнитные колебания | 10 | §13-25 | ||
Механические колебания. График колебательного движения. Фаза колебаний. | 1 | §13-14 | ||
Пружинный маятник. Математический маятник. Энергия гармонических колебаний. | 1 | §15-17 Л/р №2 | ||
Лабораторная работа №1: «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника» | 1 | §18 | ||
Вынужденные колебания | 1 | §18 | ||
Свободные электромагнитные колебания. Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. | 1 | §19-21 | ||
Генератор переменного тока. Мощность переменного тока. | 1 | §22-23 | ||
Трансформатор. Передача электрической энергии. | 1 | §24-25 | ||
Решение задач: «Механические и электромагнитные колебания» | 1 | §13-25 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Механические и электромагнитные колебания» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №2 «Механические и электромагнитные колебания» | 1 | §26-27 | ||
Механические и электромагнитные волны | 7 | §26-35 | ||
Механические волны. Интерференция и дифракция волн | 1 | §26-27 | ||
Звук. Высота, громкость и тембр звука. | 1 | §28-29 | ||
Электромагнитные волны. Экспериментальное исследование электромагнитных волн. | 1 | §31-32 | ||
Решение задач: «Механические и электромагнитные волны» | 1 | §26-32 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Механические и электромагнитные волны» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №3 «Механические и электромагнитные волны» | 1 | §33-34 | ||
Понятие о радиосвязи. Применение радиоволн. | 1 | §33-34 | ||
Оптика | 15 | §36-47 | ||
Развитие представлений о природе света. Скорость света. | 1 | §36-37 | ||
Основные законы геометрической оптики | 1 | §38 Л/р №3 | ||
Лабораторная работа №2: «Определение показателя преломления стекла» | 1 | §38 | ||
Решение задач: «Основные законы геометрической оптики» | 1 | §38 | ||
Линзы | 1 | §39 | ||
Решение задач: «Линзы» | 1 | §39 | ||
Дисперсия света. Спектральные приборы. Виды спектров. | 1 | §40-41 Л/р №4 | ||
Лабораторная работа №3: «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра» | 1 | §42-43 | ||
Интерференция света. Дифракция света. | 1 | §42-43 Л/р №5 | ||
Лабораторная работа №4: «Наблюдение интерференции и дифракции сета» | 1 | §42-43 Л/р №6 | ||
Лабораторная работа №5: «Определение длины световой волны» | 1 | §44 | ||
Поляризация света | 1 | §44 | ||
Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. | 1 | §45-46 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Оптика» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №4 «Оптика» | 1 | §48 | ||
ФИЗИКА XX ВЕКА | 20 | §48-74 | ||
Элементы специальной теории относительности | 4 | §48-51 | ||
Постулаты специальной теории относительности | 1 | §48 | ||
Относительность длины и промежутков времени. Преобразование скоростей. | 1 | §49 | ||
Закон взаимосвязи массы и энергии | 1 | §50 | ||
Релятивистская и ньютоновская механика | 1 | §51 | ||
Фотоны | 3 | §52-57 | ||
Фотоэлектрический эффект. Теория фотоэффекта. | 1 | §52-53 | ||
Фотон и его характеристики. Двойственность свойств света. | 1 | §55 | ||
Давление света. Понятие о химическом действии света. | 1 | §56-57 | ||
Атом | 4 | §58-61 | ||
Планетарная модель атома | 1 | §58 | ||
Квантовые постулаты Бора | 1 | §59 | ||
Понятие о люминесценции. Лазер. | 1 | §60-61 | ||
Решение задач: «Квантовые постулаты Бора» | 1 | §60-61 | ||
Атомное ядро и элементарные частицы | 9 | §64-74 | ||
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | 1 | §64-65 | ||
Радиоактивность. Ядерные реакции. | 1 | §66-67 | ||
Решение задач: «Радиоактивность. Ядерные реакции.» | 1 | §66-67 | ||
Эксперименты в ядерной физике. Деление ядер урана. Термоядерные реакции. | 1 | §68-70 | ||
Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | §71 | ||
Понятие об элементарных частицах. Античастицы. Фундаментальные взаимодействия. | 1 | §72-74 Л/р №7 | ||
Лабораторная работа №6: «Изучение треков заряженных частиц» | 1 | §64-74 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Атомное ядро и элементарные частицы» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №5 «Атомное ядро и элементарные частицы» | 1 | §75-78 | ||
ВСЕЛЕННАЯ | 3 | §75-85 | ||
Строение Вселенной | 3 | §75-82 | ||
Солнечная система. Солнце. Звёзды. Внутреннее строение Солнца и звёзд. | 1 | §75-78 | ||
Наша Галактика. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть. Звёздные системы (Галактики). | 1 | §79-81 | ||
Современные взгляды на строение Вселенной | 1 | §82 | ||
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 2 | |||
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...