Рабочая программа по физике для 7 класса на основе авторской программы Перышкина
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

 Рабочая программа учебного предмета физика для 7-х классов составлена на основе авторской программы Пёрышкина А. В. «Физика» 7 – 9 классы  для общеобразовательных учреждений (Рабочие программы по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова - 3-е изд., испр. – М.: Планета, 2013) и учебника «Физика 7» А.В. Пёрышкина  - М.: Дрофа, 2013. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классах по 68 ч в каждом из расчета 2 часа в неделю. По учебному плану 70 часов (2 часа в неделю). Добавленные часы использованы на обобщение и повторение материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_po_fizike_7_kl-peryshkin-15-16.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Видновская гимназия

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ Видновская гимназия

___________________ /Т.В. Анашкина/

«28»    августа     2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

на базовом уровне

в 7 «а», «б», «в» классах

учителя физики

МАОУ Видновской гимназии

Смородовой Е.Н.

на 2015 – 2016 учебный год

г. Видное

2015 год


  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета физика для 7-х классов составлена на основе авторской программы Пёрышкина А. В. «Физика» 7 – 9 классы  для общеобразовательных учреждений (Рабочие программы по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова - 3-е изд., испр. – М.: Планета, 2013) и учебника «Физика 7» А.В. Пёрышкина  - М.: Дрофа, 2013. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классах по 68 ч в каждом из расчета 2 часа в неделю. По учебному плану 70 часов (2 часа в неделю). Добавленные часы использованы на обобщение и повторение материала.

         Выбор авторской программы Перышкина А.В.  мотивирован тем, что она:

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует  стандарту основного общего образования по физике, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности (материал программы изучается блоками, его освоение происходит последовательно и циклично);

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- уделяет особое внимание познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе: оригинальная система вопросов, заданий и упражнений, специально подобранные лабораторные работы помогают не только усвоить теоретический материал, но и на практике овладеть навыками решения качественных, расчетных и экспериментальных задач;

- соответствует целям и задачам образовательных программ МАОУ Видновской гимназии.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования автора Перышкина А.В. структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих  целей: 

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представления о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Достижение этих  целей  реализуется посредством решения следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания  и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование  у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к части общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, решения физических практических  задач повседневной жизни, обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Вопросы и задания данного курса требуют от учащихся активизации памяти и мыслительных способностей. Система вопросов и заданий к теоретическому тексту ориентирует учащихся на осознанное овладение учебным материалом: помогает осмыслить цели изучения конкретной темы, тренирует умение извлекать из текста необходимую информацию, активизирует аналитические способности. Контроль знаний осуществляется посредством устного опроса, тестирования, самостоятельного решения задач, физических  диктантов, а также в форме контрольных работ (5), лабораторных работ (9).

Основное содержание программы учебного предмета физика 7 класс (Пёрышкин А.В.) (68 часов, 2 часа в неделю)

Содержание курса физики представлено в программе в виде пяти тематических блоков и блока «Повторение», обеспечивающих формирование коммуникативных навыков, знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы, и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы (3 ч) 

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Тема 3. Взаимодействие тел (21 ч)

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Тема 5. Мощность и работа. Энергия (13 ч)

Тема 6. Повторение (3 ч)

Резерв (1 ч)

Тема 1.   Физика и физические методы изучения природы (3 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная   лабораторная   работа

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различное состояние вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная   лабораторная   работа

2. Измерение размеров малых тел.

Тема 3.   Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с  помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.  Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил,  действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема твердого тела.

5. Определение плотности твёрдого тела.

6. Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. ( Водопровод, Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр- анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.

Тема 5. Мощность и работа. Энергия (13 ч).

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

8.Выяснение условия равновесия рычага.

9. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Тема 6. Повторение (3 ч).

Резервное  время – 1 час.

Планируемые результаты

       Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по физике; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

В результате изучения учебного курса «Физика» в 7 классе ученики должны

знать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин:  путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля исправности электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов.


Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Физика и физические методы изучения природы

3

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

3

Взаимодействие тел

21

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

5

Мощность и работа. Энергия

13

6

Повторение

6

Итого

70

  1. Календарно – тематическое планирование

урока

Тема № / название урока

Сроки проведения

Скорректированные сроки

Тема 1: Введение (3 часа)

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика.  Физика – наука о природе. Понятия физического тела, вещества, материи, явления, закона

01.09

04.09

Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц

01.09

04.09

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

07.09

11.09

Тема 2: Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

Строение  вещества. Молекулы

07.09

11.09

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

14.09

18.09

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела

14.09

18.09

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

21.09

25.09

Три состояния вещества

21.09

25.09

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

28.09.

02.10

Тема 3: Взаимодействие тел (21 час)

Механическое движение. Понятие  материальной точки. Чем отличается путь от перемещения.

28.09

02.10

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение.

05.10

09.10

Расчёт скорости, пути и времени движения.

05.10

09.10

Расчет скорости, пути и времени движения.

12.10

16.10

Расчет скорости, пути и времени движения.

12.10

16.10

Инерция.

19.10

23.10

Взаимодействие тел.

19.10

23.10

Масса тела. Единицы массы.

26.10

30.10

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

26.10

30.10

Плотность вещества.

11.11

13.11

Лабораторная работа №4 «Измерение  объема твердого тела». Лабораторная работа №5 «Определение  плотности твердого тела».

11.11

13.11

Расчет массы и объёма вещества по его плотности.

16.11

20.11

Расчет массы и объема вещества по его плотности.

16.11

20.11

Контрольная работа № 1 «Определение массы, плотности, объема вещества».

23.11

27.11

Сила.  Сила — причина изменения скорости.

23.11

27.11

Явление тяготения. Сила тяжести.

30.11

04.12

Сила упругости.

30.11

04.12

Единицы силы. Связь между силой  и массой тела.

07.12

11.12

Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил  динамометром».

07.12

11.12

Графическое изображение силы. Сложение  сил.

14.12

18.12

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.

14.12

18.12

Тема 4: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 час)

Давление.  Способы уменьшения и увеличения давления.

21.12

25.12

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».

21.12

25.12

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».

11.01

15.01

Кратковременная контрольная работа №2. Закон Паскаля.

11.01

15.01

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

18.01

22.01

Давление. Закон Паскаля.

18.01

22.01

Сообщающие сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла.

25.01

29.01

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления  атмосферного давления.

25.01

29.01

Измерение атмосферного давления.

01.02

05.02

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

01.02

05.02

Манометры.

08.02

12.02

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

08.02

12.02

Архимедова сила

15.02

19.02

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей  силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

15.02

19.02

Плавание тел.

22.02

26.02

Плавание тел.

22.02

26.02

Плавание судов.

29.02

04.03

Воздухоплавание.

29.02

04.03

Воздухоплавание.

07.03

11.03

Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

07.03

11.03

Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

14.03

18.03

Тема 5: Мощность и работа. Энергия.  (13 часов)

Работа.

14.03

18.03

Мощность.

28.03

01.04

Мощность и работа.

28.03

01.04

Рычаги.

04.04

08.04

Момент силы.

04.04

08.04

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий равновесия рычага».

11.04

15.04

Блоки. Золотое правило механики.

11.04

15.04

Золотое правило механики.

18.04

22.04

Лабораторная работа № 9 «Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости».

18.04

22.04

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

25.04

29.04

Превращение одного вида механической энергии в другой.

25.04

29.04

Превращение одного вида механической энергии в другой.

02.05

06.05

Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия».

02.05

06.05

  1. Повторение и обобщение пройденного материала (6 часов)

Строение веществ, их свойства.

09.05

13.05

Взаимодействие тел.

09.05

13.05

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

16.05

20.05

Работа и мощность. Энергия.

16.05

20.05

Итоговая контрольная работа №5.

23.05

27.05

Анализ  контрольной работы. Подведение итогов.

23.05

27.05

Итого 70 часов

Использованная литература

Литература для учителя

  1. А.В. Пёрышкин. «Физика 7 класс».  - М.: Дрофа, 2013.
  2. Рабочие программы по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова - 3-е изд., испр. – М.: Планета, 2013. (Образовательный стандарт)
  3. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010.
  1. Физика. Сборник вопросов и задач. 7 – 9 классы. /А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон.  - М.: Дрофа, 2013
  2. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» /О.И. Громцева. - М.: Экзамен, 2010.
  3. Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. - М.: ВАКО, 2010.
  4. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики:7-11 классы. - М.: ВАКО, 2010.
  5. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений /Ю.И. Дик, Ю.С. Песоцкий, Г.Г. Никифоров. - М.: Дрофа, 2008.

Литература для учащихся

  1. А.В. Пёрышкин. «Физика 7 класс».  - М.: Дрофа, 2013.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Физика. Сборник вопросов и задач. 7 – 9 классы. /А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2013
  4. Физика. Тесты. 7 класс. / Хананнов Н.К., Ханнанова Т.А. - М.: Дрофа, 2013
  5. Электронное приложение к учебнику Физика 7. (сайт изд-ва Дрофа)

Интернет-источники

  • http://www.drofa.ru - материалы издательства Дрофа
  • http://www.nd.ru – экспресс-подготовка к экзамену
  • http://www.nd.ru – виртуальные лабораторные работы по физике
  • http://www.nd.ru – физика. Интерактивные творческие задания
  • http//edu.1september.ru
  • www.scool.edu.ru
  • http//rus.edu.1september.ru Газета «Физика».
  • http://ege.go-test.ru/ege/fiz/
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Рассмотрено

на заседании кафедры точных наук

Протокол №1

«27»  августа 2015 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

____________________Т.М. Черкасова

«28» августа 2015 г.

  1.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...