Рабочая программа учебного курса "Физика в задачах"
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса "Физика в задачах" для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного курса "Физика в задачах" (11 класс) | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: На заседании ШМО ЕМЦ ___________Рубаненко Л.Н. Протокол № ___ от «___»___________2015 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР___________Шибаева О.А. | Утверждено: Директор школы _________Гайдукова М.А. Приказ № ____ от « ___»__________2015 г. |
Рабочая программа учебного курса
«ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ»
11 класс, базовый уровень
на 2015-2016 учебный год
Разработана: Южиковой М.А.,
учителем физики высшей
квалификационной категории
с.Успенка, 2015 год
Пояснительная записка
За основу рабочей программы учебного курса "Физика в задачах" взята программа «Методы решения физических задач», авторы В.А Орлов, Ю.А. Сауров, которая опубликована в сборнике «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 кл. Профильное обучение» / сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2006) , где убраны олимпиады и добавлены вопросы и задания, присутствующие в ЕГЭ.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Основные цели курса:
- развитие интереса к физике и решению физических задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Задачи курса:
- формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний и развитие мышления учащихся;
- овладение личностным опытом самореализации.
Программа учебного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
При изучении курса возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
Предполагаемые результаты реализации программы: совершенствование школьников по освоению основных разделов физики, выйти на теоретический уровень решения задач
(решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений).
Структура учебного курса
№ п/п | Название разделов курса | Количество часов |
1 | Магнитное поле | 2 |
2 | Электромагнитные колебания и волны | 13 |
3 | Механика | 8 |
4 | Молекулярная физика. Термодинамика | 6 |
5 | Электричество | 5 |
6 | Обобщающее занятие | 1 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
Номер занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
Магнитное поле (2 часа) | ||||
1/1 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера. | 1 | 05.09 | |
2/2 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца. | 1 | 12.09 | |
Электромагнитные колебания и волны (13 часов) | ||||
3/1 | Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. | 1 | 19.09 | |
4/2 | Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока. | 1 | 26.09 | |
5/3 | Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. | 1 | 03.10 | |
6/4 7/5 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. | 2 | 10.10 17.10 | |
8/6 9/7 10/8 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. | 3 | 24.10 14.11 21.11 | |
11/9 12/10 | Классификация задач по СТО и примеры их решения. | 2 | 28.11 05.12 | |
13/11 | Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. | 1 | 12.12 | |
14/12 15/13 | Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием приборов. | 2 | 19.12 26.12 | |
Механика (8 часов) | ||||
16/1 | Общие методы решения задач по кинематике. | 1 | 16.01 | |
17/2 | Задачи на основные законы динамики. | 23.01 | ||
18/3 | Задачи на принцип относительности. | 1 | 30.01 | |
19/4 | Задачи на закон сохранения импульса. | 1 | 06.02 | |
20/5 | Задачи на закон сохранения энергии. | 1 | 13.02 | |
21/6 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 1 | 20.02 | |
22/7 | Механика жидкостей | 1 | 27.02 | |
23/8 | Задачи смешенного содержания. | 1 | 05.03 | |
Молекулярная физика. Термодинамика (6 часов) | ||||
24/1 | Задачи на описание поведения идеального газа. | 1 | 12.03 | |
25/2 | Задачи на свойства паров. | 1 | 19.03 | |
26/3 | Задачи на определение характеристик влажности воздуха. | 1 | 09.04 | |
27/4 | Задачи на первый закон термодинамики. | 1 | 16.04 | |
28/5 | Задачи на тепловые двигатели. | 1 | 23.04 | |
29/6 | Задачи на уравнение теплового баланса. | 30.04 | ||
Электричество (5 часов) | ||||
30/1 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами. | 1 | 07.05 | |
31/2 | Общая характеристика решения задач по электростатике. | 1 | 14.05 | |
32/3 | Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. | 1 | 14.05 | |
33/4 | Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС. | 1 | 21.05 | |
34/5 | Задачи на описание постоянного тока в различных средах. | 1 | 21.05 | |
35/1 | Обобщающее занятие (1 час) | 1 | 24.05 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:
- Аксенович Л.А. и др. Физика. Практические занятия. М.: Высшая школа, 1999.
- Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. - М.: Просвещение, 1998.
- Варикаш В.М., Цедрик М.С. Избранные задачи с решениями. - М.: Высшая школа, 1970.
- Зорин Н.И. Элективный курс "Методы решения физических задач. - М.: ВАКО, 2007.
- Зорин Н.И. Физика. Решение задач частей В и С . - М.: Эксмо, 2008.
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1987.
- Лернер Г.И. Решение школьных и конкурсных задач. М.: Новая школа, 1995.
- Марон А.Е., Городецкий Д.Н. и др. Законы, формулы, алгоритмы решения задач. -М.: Дрофа, 2008.
- Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. - М.: Просвещение, 2004.
- Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
- Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
- Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. - М.: Просвещение, 1972.
- Тренин А.Е. Физика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. - М.: Айрис- Пресс, 2007.
Литература для учащихся:
- Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983.
- Буздин А. И., Ильин В.А. и др. Задачи московских физических олимпиад. -М.: Наука, 1988.
- Гельфгат И.М. и др. 1001 задача по физике. -М.: Илекса, 1997.
- Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. -М.: Высшая школа, 1973.
- Горлова Л.А. Олимпиады по физике. -М.: ВАКО, 2007.
- Гурский И.П. Элементарная физика с примерами и решениями. -М.: Наука, 1984.
- Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями.- М.: Мнемозина, 2004.
- Костко О.К. Механика. -М.: Лист, 1998.
- Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями. - М.: Просвещение,2006.
- Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.- М.: Наука, 1985.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11. - М.: Просвещение, 2007.
- Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. -М.: Просвещение, 2002.
- Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. - М.: Наука, 1985.
- Ромашкевич А.И. Электродинамика 10-11 . Учимся решать задачи. -М.: Дрофа,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ
Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...
Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...
Рабочая программа учебного курса «Решение геометрических задач»
решение геометрических задач с практическим содержанием...
Рабочая программа учебной практики по физике для 9 класса «Методы решения физических задач»
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическ...
Рабочая программа факультатива "Решение практических задач" в 8 классе на 2014-2015 учебный год
Данная работа содержит программу факультатива для 8 класса....
Рабочая программа факультатива "Решение геометрических задач" в 7 классе на 2014-2015 учебный год
Данная работа содержит программу факультатива для 7 класса "Решение геометрических задач"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА «Методы решения физических задач» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс предполагает участие детей в ко...