Рабочая программа учебного курса «Решение геометрических задач»
рабочая программа (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6г. Сальска
Рассмотрено на заседании ШМО «Мыслитель» Протокол № 1 от 28.08.2013г. ______ Руководитель ШМО | Согласовано с заместителем директора по УВР 29.08.2013г. ________ Набока Ю.Г. | Утверждено приказом по школе № _____ от 02.09.2013г. Директор МБОУ СОШ № 6 г. Сальска _________ С. М. Артеменко |
Рабочая программа
учебного курса «Решение геометрических задач»
учителя математики
I квалификационной категории
Убейко Ларисы Ивановны.
г.Сальск
2013 г.
Рабочая программа
курса «Решение задач практической направленности»
9класс
Курс составлен из расчета 17 ч в году,
Учитель:
Убейко Л.И.
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Решение геометрических задач» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2.Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
3.Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089";
6. Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 года № 1994 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
7. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
8. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
9. Программы основного общего образования по геометрии для 9 класса « Геометрия» авторов Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутусов,С.Б.Кадомцев,Л.С.Киселева,Э.Г.Поздняк // Примерные программы по математике для общеобразовательных учреждений. Математика - М.: Дрофа, 2008.-128 с.;
10.Сборник нормативных документов. Математика. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа , 2008.- 128с.;
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;
12.Годовой календарный график МБОУ СОШ № 6 г. Сальска на 2013-2014 учебный год;
13.Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 25.04.2013 года № 296 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014 учебный год»;
Место предмета в учебном плане
Решение геометрических задач как ничто другое заставляет мыслить, рассуждать, а значит, развивает логическое мышление, сообразительность, способствует уровню математической грамотности.
Именно поэтому, данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки учащихся.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, которым предстоит сдача экзамена по математике в форме ГИА. В демоверсии работы по математике ГИА содержатся задачи по геометрии обязательного и повышенного уровня сложности. Они требуют от ученика умения анализировать ситуацию, увидеть знакомые свойства фигур в непривычном их расположении, составить план решения.
Курс "Практикум решения геометрических задач" призван помочь учащимся восполнить недостатки в навыках решения задач.
Следует отметить одну особенность систематического курса школьной геометрии, в известной форме затрудняющего процесс обучения решению геометрических задач. Учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Времени на то, чтобы прорешать задачи по всей геометрии в целом практически не остается. В отличие от школьного курса, последовательность изучения задачного материала в данном курсе определяется уровнем сложности задач и степенью стандартности.
Курс дает ученику возможность проработать сразу со всей планиметрией, освоить ее в целом, а не отдельные темы.
Цели курса:
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений;
- формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении проявлять такие умозаключения как анализ, систематизация, абстрагирование, аналогия;
- формирование умения решать геометрические задачи;
- формирование понимания диалектической взаимосвязи математики и действительности, понимание красоты и изящества математических рассуждений, восприятие геометрических форм.
Разработанный курс направлен на решение следующих задач:
- обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой геометрических знаний;
- выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
- подготовка к экзаменам.
Содержание курса.
- Важные понятия планиметрии Логическое строение курса геометрии. Измерение отрезков. Геометрические места точек. Задачи на построение. Пропорции. Правильные многоугольники и их части. Пифагоровы тройки. Данные и произвольные элементы в задаче. Чертеж и дополнительные построения. Прямые и обратные теоремы. Необходимые и достаточные условия.
- Задачи-теоремы. Окружность (хорды, касательные, углы). Треугольник (высоты, медианы, биссектрисы). Окружность и треугольник. Окружность и четырехугольник. Четырехугольник. Средние пропорциональные отрезки.
- Методы решения задач. Введение вспомогательных отрезков и углов. Введение вспомогательной площади. Введение вспомогательной окружности. Применение геометрических преобразований. Применение тригонометрии. Задачи геометрические и алгебраические. Применение идеи обратного хода. Применение принципа Дирихле.
- Поиск решений. Анализ и синтез. Эвристические идеи, общематематические идеи. Разные решения одной задачи. Одно решение разных задач.
- Применение нескольких задач-теорем. Применение нескольких задач-теорем. Задачи для самостоятельного решения.
- Координаты и векторы. Координатный метод. Векторный метод. Множества точек плоскости.
Поурочное планирование
9 «А» , 9«Г» классы
№ | Раздел тема | Кол-во часов | дата | Форма урока | Вид контроля |
1 | Логическое строение курса геометрии. Измерение отрезков. | 1 | О5.09 12.09 | Комбинированный | Устный счёт |
2 | Задачи на построение | 1 | 19.09 26.09 | Комбинированный | Индивидуальное задание |
3 | Правильные многоугольники и их части | 1 | 0310 10.10 | Комбинированный | Взаимоконтроль |
4 | Пифагоровы тройки. | 1 | 17.10 24.10 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
5 | Данные и произвольные элементы в задаче | 1 | 31.10 14.11 | коррекции знаний и умений | Устный счёт |
6 | Чертеж и дополнительные построения. | 1 | 21.11 28.11 | ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос |
7 | Окружность (хорды, касательные, углы). | 1 | 05.12 12.12 | Комбинированный | Взаимоконтроль |
8 | Треугольник (высоты, медианы, биссектрисы). | 1 | 19.12 26.12 | Комбинированный | Устный счёт |
9 | Окружность и треугольник. | 1 | 16.01 23.01 | коррекции знаний и умений | Фронтальный опрос |
10 | Окружность и четырехугольник. | 1 | 30.01 06.02 | Комбинированный | Индивидуальное задание |
11 | Четырехугольник. Средние пропорциональные отрезки | 1 | 13.02 20.02 | применения знаний и умений | Математический диктант |
12 | Разные решения одной задачи | 1 | 27.02 06.03 | ознакомления с новым материалом | Взаимоконтроль |
13 | Одно решение разных задач. | 1 | 13.03 20.03 | обобщения и систематизации знаний | Фронтальный опрос |
14 | Координатный метод. | 1 | 03.04 10.04 | применения знаний и умений | Взаимоконтроль |
15 | Векторный метод. | 1 | 17.04 24.04 | коррекции знаний и умений | Индивидуальное задание |
16 | Применение тригонометрии | 1 | 08.05 15.05 | применения знаний и умений | Взаимоконтроль |
17 | Применение нескольких задач-теорем | 1 | 22.05 | обобщения и систематизации знаний | Индивидуальное задание |
итог | 17 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
№ | Название | Автор | Издательство | Год |
1 | Геометрия: учебник для 7-9 классов средней школы | Атанасян А.С., Бутузов В.Ф. и др. | М-Просвещение | 2010 |
2 | Задачи к урокам геометрии 7-9 классов | Зив Б.Г. | С-Петербург | 2009 |
3 | Геометрия в таблицах7-9 классы | Звавич Л.И., Рязановский А.Р | М-Дрофа | 2009 |
4 | Решение задач. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений. | Шарыгин И.Ф. | М-Просвещение | 1994 |
5 | Математическое открытие | Пойа Д | М-Наука | 1976 |
6 | Учись решать задачи | Колягин О.М., Оганесян В.А. | М-Просвещение | 1980 |
7 | Задачи по планиметрии и методы их решения | Готман Э.Г. | М-Просвещение | 1996 |
8 | Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы | Сканави М.И. | М-Мир образования | 2002 |
РЕЦЕНЗИЯ
на программу спецкурса «Практикум решения геометрических задач» Убейко Л.И.
учителя математики .
Данный спецкурс предназначен учащимся 9-х классов, желающим расширить и углубить свои знания по планиметрии, получить конкретную помощь в развитии умения решать геометрические задачи, взятые из школьных учебников, практики вступительных экзаменов в вузы и большинства олимпиадных задач. Практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки учащихся. На занятиях спецкурса особое внимание уделяется процессу поиска решения геометрической задачи, различным методам решений одной задачи и поиску общей идеи решения разных задач. Программа спецкурса предполагает формирование культуры чертежей и вычислений, развитие логики и умения применять различные способы решений задач.
В программу спецкурса включены различные темы из планиметрии:
Важные понятия планиметрии.
Логическое строение курса геометрии. Измерение отрезков. Геометрические места точек. Задачи на построение. Пропорции. Правильные многоугольники и их части. Пифагоровы тройки. Данные и произвольные элементы в задаче. Чертеж и дополнительные построения. Прямые и обратные теоремы. Необходимые и достаточные условия.
Задачи-теоремы.
Окружность (хорды, касательные, углы). Треугольник (высоты, медианы, биссектрисы). Окружность и треугольник. Окружность и четырехугольник. Четырехугольник. Средние пропорциональные отрезки.
Методы решения задач.
Введение вспомогательных отрезков и углов. Введение вспомогательной площади. Введение вспомогательной окружности. Применение геометрических преобразований. Применение тригонометрии. Задачи геометрические и алгебраические. Применение идеи обратного хода. Применение принципа Дирихле.
Поиск решений.
Анализ и синтез. Эвристические идеи, общематематические идеи. Разные решения одной задачи. Одно решение разных задач.
Применение нескольких задач-теорем.
Применение нескольких задач-теорем. Задачи для самостоятельного решения.
Координаты и векторы.
Координатный метод. Векторный метод. Множества точек плоскости.
Каждое занятие сопровождается рассказом о возникновении и развитии математики, интересными фактами из биографии известных учёных, внёсших весомый вклад в развитие геометрии.
На основе этого данная программа рекомендована для использования.
Рецензент __________________(руководитель МО )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс
Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....
Рабочая программа Элективного курса «Решение разноуровневых задач по подготовке к ОГЭ по математике» базовый уровень, 9Б класс
Курс предназначен для повторения и расширения знаний и умений по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предла...
Рабочая программа по курсу "Решение текстовых задач"
АННОТАЦИЯДля обучающихся решение текстовых задач в процессе изучения курса математики в 5 классе вызывает наибольшие затруднения. Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в ре...
Рабочая программа дистанционного курса «Решение генетических задач"
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности применения...
Рабочая программа учебного курса "Решение нестандартных задач"
РП для 9 класс...
Программа учебного курса «Решение экспериментальных задач по физике» (8 класс)
В системе школьного обучения физике особое место занимают экспериментальные задачи. К которым относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с раз...
Рабочая программа учебного курса "Решение задач с практическим содержанием" для обучающихся 7 классов
Срок реализации программы 1 год....