Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в 8 классе являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в 8 классе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в 8 классе представлены в содержании курса по темам.
.
Содержание учебного предмета
I.Тепловые явления (14 часов)
Знания и умения учащегося:
Знать смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, смысл закона сохранения энергии в тепловых процессах. Уметь описывать и объяснять теплопроводность, конвекцию, излучение, измерять температуру.
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы:
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3 . Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Самостоятельные работы по темам:
- Внутренняя энергия и способы ее изменения. Урок «Виды теплопередачи»
- Виды теплопередачи. Урок «Количество теплоты. Удельная теплоемкость»
- Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Урок « Энергия топлива. Теплота сгорания топлива»
- Теплота сгорания топлива. Урок «Решение задач»
- Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах» Урок « Обобщающий урок»
II.Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)
Знания и умения учащегося:
Знать смысл физических величин: удельная теплоемкость, влажность воздуха, КПД теплового двигателя. Уметь описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсацию, кипение, плавление и кристаллизацию. Измерять влажность воздуха используя специальные приборы.
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа:
4. Измерение относительной влажности воздуха.
Самостоятельные работы по темам:
- Плавление и кристаллизация твердых тел. Урок «Испарение и конденсация»
- Испарение и конденсация. Урок «Обобщающий урок»
III. Электрические явления. (25 часов)
Знания и умения учащегося:
Знать смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока; смысл закона сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца. Уметь описывать и объяснять электризацию тел. Взаимодействие электрических зарядов. Используя физические приборы уметь измерять силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока.
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.
Фронтальные лабораторные работы.
5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
7.Регулирование силы тока реостатом.
8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивление. Измерение сопротивления проводника.
9.Измерение работы и мощности электрического тока.
Самостоятельные работы.
8.Электризация тел. Урок «Дискретность электрического заряда»
9. Строение атома. Урок «Объяснение электризации тел на основе электронных представлений»
10 . Электрическое поле. Урок «Электрический ток».
11. Электрический ток. Сила тока. Урок « Электрическое напряжение»
12. Электрическое напряжение. Урок «Электрическое сопротивление»
13.Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Урок «Закон Ома для участка электрической цепи»
14. Закон Ома для участка цепи. Урок «Последовательное соединение проводников»
15. Последовательное соединение проводников. Урок « Параллельное соединение проводников»
16. Параллельное соединение проводников. Урок «Смешанное соединение проводников. Решение задач»
17. Смешанное соединение проводников. Урок «Обобщающий урок»
18. Работа тока. Урок «Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током»
19. Мощность тока. Урок «Решение задач»
20. Закон Джоуля-Ленца. Урок «Решения задач»
IV.Электромагнитные явления. (6 часов)
Знания и умения учащегося:
Знать смысл понятия магнитное поле. Уметь описывать и объяснять физические явления: взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током.
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Фронтальная лабораторная работа.
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.
11 .Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)
Самостоятельные работы.
21. Магнитное поле тока. Урок « Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»
22. Постоянные магниты. Урок « Действие магнитного поля на проводник с током»
23. Действие магнитного поля на проводник с током. Урок «Измерительные приборы»
V. Световые явления. (12 часов)
Знания и умения учащегося:
Знать смысл величины фокусное расстояние линзы. Уметь описывать физически явления: отражения и преломления света.
Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Самостоятельные работы.
24. Прямолинейное распространение света. Урок «Отражение света. Законы отражения света»
25. Законы отражения света. Урок «Изображение в плоском зеркале»
26. Изображение в плоском зеркале. Урок « Преломление света»
27. Преломление света. Урок «Линзы»
28. Построение изображений в линзах. Урок «Формула тонкой линзы»
29. Формула тонкой линзы. Урок «Оптические приборы»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА 8 »
№п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч | Теоретическое обучение, ч | Лабораторные работы, ч | Контрольные работы, ч |
1 | Тепловые явления | 14 | 10 | 3 | 1 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 9 | 1 | 1 |
3 | Электрические явления | 25 | 19 | 5 | 1 |
4 | Электромагнитные явления | 6 | 3 | 2 | 1 |
5 | Световые явления | 12 | 8 | 3 | 1 |
Итого | 68 | 49 | 14 | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Самостоятельная работа, кол-во | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 | Тепловые явления | 14 | 5 | |||
1.1 | Тепловое движение. Л.Р.№1 ТБ | лекция | 1 | |||
1.2 | Внутренняя энергия. | Лекция | 1 | 0,5 | ||
1.3 | Виды теплопередачи | лекция | 1 | |||
1.4 | Применение теплопередачи в природе и технике | лекция | 1 | |||
1.5 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 1 | 0,5 | |||
1.6 | Уравнение теплового баланса | 1 | ||||
1.7 | Л.Р.№2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» ТБ | Л.Р. | 1 | |||
1.8 | Решение задач | семинар | 1 | 0,5 | ||
1.9 | Л.Р.№3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» ТБ | Л.Р. | 1 | |||
1.10 | Энергия топлива, Теплота сгорания Топлива. | лекция | 1 | 0,5 | ||
1.11 | Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах | лекция | 1 | |||
1.12 | Решение задач | семинар | 1 | |||
1.13 | Обобщающий урок | семинар | 1 | 0,5 | ||
1.14 | К.Р.№1 по теме « Теплопередача и работа» | К.Р. | 1 | |||
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 2 | |||
2.1 | Плавление и кристаллизация твердых тел | лекция | 1 | |||
2.2 | График плавления и отвердевания кристаллических тел | лекция | 1 | |||
2.3 | Испарение и конденсация | лекция | 1 | 0,5 | ||
2.4 | Кипение | лекция | 1 | |||
2.5 | Решение задач | семинар | 1 | |||
2.6 | Влажность воздуха. Л.Р. №4 «Измерение относительной влажности воздуха» ТБ | лекция | 1 | |||
2.7 | Объяснение изменения агрегатных состояний вещества | лекция | 1 | |||
2.8 | Обобщающий урок | семинар | 1 | 0,5 | ||
2.9 | Принцип действия тепловой машины | лекция | 1 | |||
2.10 | Двигатель внутреннего сгорания | лекция | 1 | |||
2.11 | К.Р.№2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели» | К.Р. | 1 | |||
3 | Электрические явления | 25 | 13 | |||
3.1 | Электризация. Два рода зарядов. | комбинированный урок | 1 | |||
3.2 | Электроскоп. Электрическое поле. | комбинированный урок | 1 | |||
3.3 | Дискретность электрического заряда. Электрон | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.4 | Строение атома. Схема опыта резерфорда. | комбинированный урок | 1 | |||
3.5 | Объяснение электризации на основе электронных представлений | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.6 | Электрический ток | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.7 | Электрическая цепь | комбинированный урок | 1 | |||
3.8 | Действие тока. Сила тока. | комбинированный урок | 1 | |||
3.9 | Л.Р.№5«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» ТБ | Л.Р. | 1 | |||
3.10 | Электрическое напряжение | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.11 | Л.Р.№6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» ТБ | Л.Р. | 1 | |||
3.12 | Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.13 | Закон Ома для участка электрической цепи | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.14 | Реостаты. Л.Р.№7 «Регулирование силы тока реостатом» ТБ | 1 | ||||
3.15 | Л.Р. №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивление. Измерение сопротивления проводника» ТБ | Л.Р. | 1 | |||
3.16 | Последовательное соединение проводников | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.17 | Параллельное соединение проводников | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.18 | Смешанное соединение проводников | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.19 | Обобщающий урок | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.20 | К.Р.№3 по теме «Электрические явления» | К.Р. | 1 | |||
3.21 | Работа и мощность электрического тока | комбинированный урок | 1 | |||
3.22 | Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.23 | Решение задач | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
3.24 | Решение задач | 1 | 0,5 | |||
3.25 | Л.Р.№9 «Измерение работы и мощности электрического тока» ТБ | Л.Р. | 1 | |||
4 | Электромагнитные явления | 6 | 3 | |||
4.1 | Магнитное поле тока | лекция | 1 | |||
4.2 | Электромагниты и их применение. Л.Р.№10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» ТБ | комбинированный урок | 1 | |||
4.3 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли | комбинированный урок | 0,5 | |||
4.4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Л.Р. №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» ТБ | Лекция Л.Р. | 0,5 | |||
4.5 | Электроизмерительные приборы | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
4.6 | К.Р. №4 по темам «Работа и мощность электрического тока», «Электромагнитные явления» | К.Р. | 1 | |||
5 | Световые явления | 12 | 6 | |||
5.1 | Источники света. Прямолинейное распространение света | комбинированный урок | ||||
5.2 | Отражение света. Законы отражения света.Л.Р. №12 «.Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» ТБ | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
5.3 | Изображение в плоском зеркале | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
5.4 | Преломление света Л.Р. № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» ТБ | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
5.5 | Линзы | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
5.6 | Построение изображений с помощью линз | комбинированный урок | 1 | |||
5.7 | Решение задач | практикум | 1 | |||
5.8 | Формула тонкой линзы | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
5.9 | Л.Р. №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» ТБ | 1 | ||||
5.10 | Оптические приборы | комбинированный урок | 1 | 0,5 | ||
5.11 | К.Р. №5 по теме « Световые явления» | К.Р. | 1 | |||
5.12 | Итоговое повторение | семинар | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...