Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа по физике 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika7.docx | 522.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в 7 –м классе являются:
- Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в 7 –м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов)
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, объёма, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Содержание учебного предмета
Введение (4 часа)
Что изучает физика, Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Фронтальная лабораторная работа №1
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Молекулы.. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Фронтальная лабораторная работа №2
Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (20 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Фронтальные лабораторные работы.
3.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объема твердого тела.
6. Измерение плотности твердого тела.
7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
8. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
9.Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Фронтальные лабораторные работы.
10. Измерение давления твердого тела на опору.
11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Фронтальные лабораторные работы.
13. Выяснение условия равновесия рычага.
14.Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Максималь ная нагрузка учащегося.ч | Теоретичес кое обучение,ч | Лабораторные работы,ч | Контрольные работы,ч |
1 | Введение | 4 | 3 | 1 | 1 |
2 | Первоначальные сведения о строение вещества | 6 | 4 | 1 | 1 |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 12 | 7 | 2 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 25 | 21 | 3 | 1 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 12 | 9 | 2 | 1 |
68 | 49 | 14 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п № урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Самостоятельная работа, кол-во | Дата проведения занятия | |
1 | ВВедение | 4 | 1 | |||
1.1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. ТБ | Комбинированный урок | 1 | |||
1.2 | Физические величины. Их измерения. Точность и погрешность измерений | лекция | 1 | |||
1.3 | Лабораторная работа № 1 "Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности". | Л.Р. | 1 | |||
1.4 | Физика и техника. | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | ||||
2.1 | Строение вещества. Молекулы. | Комбинированный урок | 1 | |||
2.2 | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел». | Л.Р. | 1 | |||
2.3 | Диффузия Движение молекул. Броуновское движение. Взаимодействие молекул. | Комбинированный урок | 1 | |||
2.4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Комбинированный урок | 1 | |||
2.5 | Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||
2.6 | К.Р.№1 по теме: "Первоначальные сведения о строении вещества". | К.Р. | 1 | 1 | ||
3 | Взаимодейсвие тел | 21 | ||||
3.1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Комбинированный урок | 1 | |||
3.2 | Скорость. Единицы скорости | Комбинированный урок | 1 | |||
3.3 | Расчет пути и времени движения. Решение задач | Комбинированный урок | 1 | |||
3.4 | Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». | Л.Р. | 1 | |||
3.5 | Инерция. Взаимодействие тел. | лекция | 1 | |||
3.6 | Масса тела. Измерение массы | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||
3.7 | Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | Л.Р. | 1 | |||
3.8 | Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела» Решение задач. | Л.Р. | 1 | |||
3.9 | Плотность вещества | Комбинированный урок | 1 | |||
3.10 | Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела». | Л.Р. | 1 | |||
Расчет массы и объема тела по плотности его вещества. | Комбинированный урок | 1 | ||||
3.12 | Решение задач на расчет массы и объема тела по его плотности. | практикум | 1 | 1 | ||
3.13 | К.Р. №2 по теме « Механическое движение. Масса. Плотность вещества» | К.Р. | 1 | |||
3.14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Комбинированный урок | 1 | |||
3.15 | Сила возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. | Комбинированный урок | 1 | |||
3.16 | Bec тела. Связь между силой тяжести и массой. | Комбинированный урок | 1 | |||
3.17 | Динамометр. Лабораторная работа № 7 | Л.Р. | 1 | |||
3.18 | Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||
3.19 | Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | Комбинированный урок | 1 | |||
3.20 | Лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины». | Л.Р. | 1 | |||
3.21 | К.Р. №3 по теме: «Взаимодействие тел. Сила. Виды сил». | К.Р. | 1 | 1 | ||
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 25 | ||||
4.1 | Давление. Давление твёрдых тел | Комбинированный урок | 1 | |||
4.2 | Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твердого тела на опору». | Л.Р. | 1 | |||
4.3 | Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. | Комбинированный урок. | 1 | |||
4.4 | Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||
4.5 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Комбинированный урок | 1 | |||
4.6 | Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. | лекция | 1 | |||
4.7 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||
4.8 | Опыт Торричелли. | Комбинированный урок | 1 | |||
4.9 | Барометр — анероид. Изменение атмосферного давление с высотой. | лекция | 1 | |||
4.10 | Решение задач на расчет атмосферного движения | Комбинированный урок | 1 | |||
4.11 | Манометр. | Комбинированный урок | 1 | |||
4.12 | Поршневой жидкостный насос | Комбинированный урок | ||||
4.13 | Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||
4.14 | Архимедова сила. | Комбинированный урок | 1 | |||
4.15 | Решение задач на расчет силы Архимеда | Комбинированный урок | 1 | |||
4.16 | Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкиваю щей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Л.Р. | 1 | |||
4.17 | Плавание тел | лекция | 1 | |||
4.18 | Решение задач. | практикум | ||||
4.19 | Лабораторная работа №12: «Выяснение условия плаванья тел в жидкости». | Л.Р. | 1 | |||
4.20 | Плавание судов | Комбинированный урок | ||||
4.21 | Воздухоплавание | Комбинированный урок | ||||
4.22 | Решение задач | практикум | ||||
4.23 | Решение задач. | практикум | 1 | |||
4.24 | Повторительно –обобщ. урок по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | практикум | 1 | 1 | ||
4.25 | К.Р.№ 4 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | К.Р. | 1 | |||
5 | Работа и мощность. Энергия | 12 | ||||
5.1 | Механическая работа. | Комбинированный урок | 1 | |||
5.2 | Мощность. | Комбинированный урок | 1 | |||
5.3 | Решение задач на расчёт работы и мощности. | практикум | 1 | |||
5.4 | Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. | лекция | 1 | |||
5.5 | Момент силы. Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды равновесия. | Лекция | 1 | |||
5.6 | Лабораторная работа № 13 «Выяснение условий равновесия рычага». | Л.Р. | 1 | |||
5.7 | Блоки. «3олотое правило механики». Решение задач. | Комбинированный урок | 1 | |||
5.8 | КПД. Решение задач на расчет КПД. | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||
5.9 | Лабораторная работа № 14 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Л.Р. | 1 | |||
5.10 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида энергии в другой | Комбинированный урок | 1 | |||
5.11 | Повторительно — обобщающий урок по теме: " Работа и мощность. Энергия". | практикум | 1 | 1 | ||
5.12 | К.Р. № 5 «Работа и мощность. Энергия» | К.Р. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...