Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс)
Рабочая программа по физике 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_10.docx | 546.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа физике для 10 класса составлена на основе примерной программы по учебным предметам Физика 10-11 классы. «Стандарты второго поколения». Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Руководители проекта: А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков. М: Просвещение 2011), Авторская программа А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского.– М. Просвещение, 2014)
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника «Физика» для 10А класса автор Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский – Москва, «Просвещение», 2017 г.
Курс рассчитан на изучение 10 класса физики в течение 34 учебных недель в году, общим объёмом 102 учебных часа (из расчёта 3 часа в неделю).
В рабочей программе изменений нет
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта:
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения:
- развитие интереса к физическому творчеству и физических способностей:
метапредметные:
- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
- формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
- Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
- понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
- формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
предметные:
- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
- овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
Знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации..
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» (102 часов)
Введение. Физика и методы научного познания - (1 час)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.
Тема 1. Механика – (42 часа)
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянном ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Рука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Практикум:
- Контрольная работа №1 «Кинематика».
- Контрольная работа №2 «Динамика. Законы сохранения в механике».
- Лабораторные работы:
«Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
«Изучение закона сохранения механической энергии».
Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика - (26 часов)
Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей.
Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Кристаллические и аморфные тела.
Практикум:
- Контрольная работа №3 «Молекулярная физика».
- Лабораторные работы:
«Опытное подтверждение закона Гей-Люссака»
«Определение влажности воздуха»
Тема 3. Электродинамика – (29 часов)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, р—п переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Практикум:
- Контрольная работа за 2020--2021учебный год
- Лабораторные работы:
«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
Итоговое повторение – (4часа)
Повторение изученного материала за курс физики 10 класса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
урока | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения уроков | ||
Контроль- ных работ | Лабораторных работ | план | факт | |||
Введение. Основные особенности физического метода исследований (1час) | ||||||
1 | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Физика и методы исследования природы. | 1 | ||||
Тема 1. Механика(42 часа) | ||||||
2 | Механика. Механическое движение. Система отсчета. | 1 | ||||
3 | Способы описания движения. Перемещение. | 1 | ||||
4 | Скорость и уравнение прямолинейного равномерного движения. | 1 | ||||
5 | Решение задач на тему «Прямолинейное равномерное движение» | 1 | ||||
6 | Сложение скоростей. Мгновенная скорость. | 1 | ||||
7 | Ускорение. Движение с постоянным ускорением. | 1 | ||||
8 | Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков. | 1 | ||||
9 | Решение задач на тему «Движение с постоянным ускорением» | 1 | ||||
10 | Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения (по вертикали). | 1 | ||||
11 | Движение с постоянным ускорением свободного падения (под углом к горизонту). | 1 | ||||
12 | Равномерное движение точки по окружности. | 1 | ||||
13 | Кинематика абсолютно твердого тела. | 1 | ||||
14 | Решение задач тему « Кинематика абсолютно твердого тела» | 1 | ||||
15 | Контрольная работа по теме: «Кинематика». | 1 | 1 | |||
16 | Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. | 1 | ||||
17 | Сила. Связь между ускорением и силой | 1 | ||||
18 | Второй закон Ньютона. Масса. | 1 | ||||
19 | Третий закон Ньютона. | 1 | ||||
20 | Геоцентрическая система отсчета. Принцип относительности Галилея. | 1 | ||||
21 | Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения | 1 | ||||
22 | Первая космическая скорость. | 1 | ||||
23 | Вес. Невесомость. | 1 | ||||
24 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности» | 1 | 1 | |||
25 | Деформация и силы упругости. Закон Гука. | 1 | ||||
26 | Лабораторная работа №2 «Измерение жесткости пружины» | 1 | 1 | |||
27 | Сила трения. | 1 | ||||
28 | Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 | 1 | |||
30 | Решение задач по теме «Силы в природе» | 1 | ||||
31 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса | 1 | ||||
32 | Механическая работа и мощность силы. | 1 | ||||
33 | Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» | 1 | 1 | |||
34 | Энергия. Кинетическая энергия | 1 | ||||
35 | Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. | 1 | ||||
36 | Потенциальная энергия. | 1 | ||||
37 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | ||||
38 | Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии». | 1 | 1 | |||
39 | Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике» | 1 | ||||
40 | Равновесие тел. | 1 | ||||
41 | Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил» | 1 | 1 | |||
42 | Решение задач по теме « Равновесие тел» | 1 | ||||
43 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 1 | |||
Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика (26 часов) | ||||||
44 | Анализ контрольной работы. Основные положения МКТ. Размеры молекул. | 1 | ||||
45 | Решение задач по теме «Основные положения МКТ » | 1 | ||||
46 | Броуновское движение. | 1 | ||||
47 | Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | 1 | ||||
48 | Основное уравнение МКТ идеального газа. | 1 | ||||
49 | Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ идеального газа» | 1 | ||||
50 | Температура и тепловое равновесие. | 1 | ||||
51 | Определение температуры. Энергия теплового движения молекул | 1 | ||||
52 | Измерение скоростей молекул газа. | 1 | ||||
53 | Решение задач по теме «Энергия теплового движения молекул » | 1 | ||||
54 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | ||||
55 | Газовые законы | 1 | ||||
56 | Решение задач по теме «Газовые законы» | 1 | ||||
57 | Лабораторная работа №7«Экспериментальна проверка закона Гей-Люссака» | 1 | 1 | |||
58 | Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. | 1 | ||||
59 | Влажность воздуха. | 1 | ||||
60 | Кристаллические и аморфные тела. | 1 | ||||
61 | Внутренняя энергия. | 1 | ||||
62 | Работа в термодинамике. | 1 | ||||
63 | Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | 1 | ||||
64 | Первый закон термодинамики. | 1 | ||||
65 | Применение первого закона термодинамики к различным процессам. | 1 | ||||
66 | Второй закон термодинамики. | 1 | ||||
67 | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. | 1 | ||||
68 | Решение задач по теме «Термодинамика» | 1 | ||||
69 | Контрольная работа по теме: «Молекулярная физика». | 1 | 1 | |||
Тема 3. Электродинамика(28 часов) | ||||||
70 | Анализ контрольной работы. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | ||||
71 | Закон Кулона. Единица 3электрического заряда. | 1 | ||||
72 | Решение задач по теме «Закон Кулона» | 1 | ||||
73 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии. | 1 | ||||
74 | Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей. | 1 | ||||
75 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | 1 | ||||
76 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. | 1 | ||||
77 | Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью и напряжением однородного поля. | 1 | ||||
78 | Решение задач по теме «Потенциальная энергия электростатического поля» | 1 | ||||
79 | Электроемкость. Конденсаторы. | 1 | ||||
80 | Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. | 1 | ||||
81 | Решение задач по теме «Электроемкость. Энергия заряженного конденсатора» | 1 | ||||
82 | Электрический ток. Сила тока. | 1 | ||||
83 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 1 | ||||
84 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. | 1 | ||||
85 | Лабораторная работа №8 «Последовательное и параллельное соединения проводников». | 1 | 1 | |||
86 | Работа и мощность постоянного тока. | 1 | ||||
87 | Электродвижущая сила | 1 | ||||
88 | Закон Ома для полной цепи. | |||||
89 | Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 1 | 1 | |||
90 | Решение задач по теме «Законы постоянного тока». | 1 | ||||
91 | Контрольная работа по теме: «Электростатика. Законы постоянного тока». | 1 | 1 | |||
92 | Анализ контрольной работы. Электрическая приводимость различных веществ. Электронная приводимость металлов. | 1 | ||||
93 | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | 1 | ||||
94 | Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости | 1 | ||||
95 | Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов. Транзисторы. | 1 | ||||
96 | Электрический ток в вакууме. Диод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. | 1 | ||||
97 | Электрический ток в жидкости. Закон электролиза. | 1 | ||||
98 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. | 1 | ||||
99 | Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 | ||||
100 | Контрольная работа за 2019-2020 учебный год | 1 | 1 | |||
Итоговое повторение (2часа) | ||||||
101 | Анализ контрольной работы. Повторение темы: «Механика» «Молекулярная физика» | 1 | ||||
102 | Повторение темы: «Электродинамика» | 1 | ||||
Итого | 102 | 5 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...