Методическая разработка урока физики по теме: «Графики зависимости координат и пути от времени при движении с постоянным ускорением»
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Цели урока:
· научить учащихся строить графики зависимости координаты, проекции перемещения и пути от времени при движении тела с постоянным ускорением;
- развивать умение выделять существенные признаки объектов, выполнять анализ и классификацию;
- формировать убеждения о значимости сведений, полученных при изучении смежных учебных дисциплин, для решения физических задач.
Оборудование:
компьютер, медиапроектор, экран, интерактивный курс «Физика 7-11» ООО «Физикон» (CD-ROM).
Ход урока.
I. Вопросы для активизации познавательной деятельности учащихся.
· Какой функцией времени является проекция скорости при движении с постоянным ускорением?
· Что является графиком этой функции?
· Какой функцией времени является координата тела, движущегося с постоянным ускорением?
· Каким будет график такой функции?
· Как может изменяться координата движущегося тела с течением времени? От чего это зависит?
· А как может изменяться с течением времени пройденный телом путь?
· По какой величине можно судить о направлении движения?
· Что в уравнениях движения и мгновенной скорости позволяет сделать вывод о характере изменения скорости?
· Какие из приведённых уравнений мгновенной скорости соответствуют движению с возрастающей скоростью? С убывающей скоростью?
а) vx= 2+5t; б) vx= 4-t; в) vx= - 4+3t; г) vx= -1-2t; д) vx= 6 -4t.
· Как направлены по отношению друг к другу векторы скорости и ускорения в этих случаях?
· Направление какого вектора может измениться при движении? Что это значит?
· Охарактеризуйте характер движения тел по приведённым уравнениям их движения.
·
а) x=2+t-2t2; б) x=5+t+2t2; в) x= -2t-3t2; д) x=4 - t2; е) x= -3 -5t-2 -1,5t2;
Графиками всех этих зависимостей будут параболы, строить которые все обучены на уроках алгебры. Гораздо труднее, оказывается, строить графики движения по заданным графикам мгновенной скорости или наоборот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_fizik1.doc | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока физики
по теме:
«Графики зависимости координат и пути от времени при движении с постоянным ускорением»
9 класс
Учитель
кузьминаН.Н.
Цели урока:
- научить учащихся строить графики зависимости координаты, проекции перемещения и пути от времени при движении тела с постоянным ускорением;
- развивать умение выделять существенные признаки объектов, выполнять анализ и классификацию;
- формировать убеждения о значимости сведений, полученных при изучении смежных учебных дисциплин, для решения физических задач.
Оборудование:
компьютер, медиапроектор, экран, интерактивный курс «Физика 7-11» ООО «Физикон» (CD-ROM).
Ход урока.
I. Вопросы для активизации познавательной деятельности учащихся.
- Какой функцией времени является проекция скорости при движении с постоянным ускорением?
- Что является графиком этой функции?
- Какой функцией времени является координата тела, движущегося с постоянным ускорением?
- Каким будет график такой функции?
- Как может изменяться координата движущегося тела с течением времени? От чего это зависит?
- А как может изменяться с течением времени пройденный телом путь?
- По какой величине можно судить о направлении движения?
- Что в уравнениях движения и мгновенной скорости позволяет сделать вывод о характере изменения скорости?
- Какие из приведённых уравнений мгновенной скорости соответствуют движению с возрастающей скоростью? С убывающей скоростью?
а) vx= 2+5t; б) vx= 4-t; в) vx= - 4+3t; г) vx= -1-2t; д) vx= 6 -4t.
- Как направлены по отношению друг к другу векторы скорости и ускорения в этих случаях?
- Направление какого вектора может измениться при движении? Что это значит?
- Охарактеризуйте характер движения тел по приведённым уравнениям их движения.
а) x=2+t-2t2; б) x=5+t+2t2; в) x= -2t-3t2; д) x=4 - t2; е) x= -3 -5t-2 -1,5t2;
Графиками всех этих зависимостей будут параболы, строить которые все обучены на уроках алгебры. Гораздо труднее, оказывается, строить графики движения по заданным графикам мгновенной скорости или наоборот.
II. Основной этап урока.
1.Учащимся демонстрируется модель равноускоренного движения бегуна. Модель позволяет выбирать как направление начальной скорости и ускорения бегуна, так и их численные значения. При этом учащиеся имеют возможность следить за движением бегуна и наблюдать за изменением во времени координаты, пройденного пути и проекции скорости на соответствующих графиках.
Задача учащихся: провести анализ различных вариантов движений и ответить на вопросы:
- когда график представляет собой лишь одну ветвь параболы, а когда – всю параболу?
- чему соответствует вершина параболы при движении тела?
- в каком случае ветви параболы идут вверх, а каком - вниз?
- как отличаются графики зависимостей координаты от времени и пути от времени
- как будет для каждого случая выглядеть график зависимости проекции ускорения от времени?
2. Работа по выделению существенных признаков каждого движения продолжается по модели «Графики равноускоренного движения».
III. Заключительный этап систематизации и закрепления знаний.
В рабочих тетрадях учащиеся выполняют «шпаргалку» по построению графиков зависимостей кинематических величин от времени.
Движение с возрастающей скоростью
(знаки проекций скорости и ускорения одинаковы)
а) в положительном направлении координатной оси (координата x увеличивается) v x0; ax>0 | б)противоположно положительному направлению координатной оси (координата xуменьшается) v x0; ax <0 |
Движение с убывающей скоростью до остановки
(знаки проекций скорости и ускорения противоположны)
а) в положительном направлении координатной оси (координата x увеличивается) v x>0; ax<0 | б) противоположно положительному направлению координатной оси (координата xуменьшается) v x<0; ax >0 |
После остановки изменяется направление движения и его характер (скорость возрастает)
Важно!
- Остановке тела (v=0) на графике зависимости координаты от времени соответствует вершина параболы, а на графике мгновенной скорости – точка пересечения с осью времени.
- Пройденный путь – неубывающая функция времени и величина неотрицательная.
Дополнительное задание. Задача №3 из 1.22 учебника «Физика. Механика» (Учебник для углублённого изучения физики), под ред. Г.Я.Мякишева.
Справка для учителя.
При восприятии информации на слух коэффициент усвоения равен примерно 15%, при зрительной подаче он увеличивается до 25%.Но если задействованы оба канала восприятия, то уровень восприятия составляет 65%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме :"Страдательные причастия настоящего времени"
Урок русского языка ...
Методическая разработка урока по теме: "Показательная функция, ее свойства и график
Представлен ход урока, презентация,, лист контроля учета учащихся, конспкт, графики в Excel...
Методическая разработка урока по теме: "Преобразование графика тригонометрической функции у = sin x путем сжатия и расширения"
Представлен ход урока, презентация, лист контроля...
Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
Цели урока:Обучающие: формировать умение, расчитывать ускорение свободного падения на ЗемлеРазвивающие: развивать умение и навыки сравнивать, применять знания в конкретных ситуацияхВоспитательны...
Методическая разработка урока на тему "Метод координат"
В данной методической разработке, мы введем понятие метода координат....
Методическая разработка урока на тему: «Подготовка к ЕГЭ. Особенности поведения конденсаторов в цепях постоянного тока» Автор: Учитель физики, к.т. н , эксперт ЕГЭ В.А. Комшилова.
При подготовке к сдаче ЕГЭ у учащихся возникают большие сложности при решении задач, связанных с применением конденсаторов в цепях постоянного тока. Это связано с малым количеством часов, отведё...