Методические рекомендации для проведения Открытого заседания «КЛУБА ВЕСЕЛЫХ ИНФОРМАТИКОВ, МАТЕМАТИКОВ и ФИЗИКОВ»
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Математика», «Физика», «Информатика» а так же для тех, кто причастен к организации внеклассной воспитательной работы со студентами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области
«Саратовский политехнический колледж»
Методические рекомендации для проведения
Открытого заседания
«КЛУБА ВЕСЕЛЫХ ИНФОРМАТИКОВ,
МАТЕМАТИКОВ и ФИЗИКОВ»
Саратов
2015
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Математика», «Физика», «Информатика» а так же для тех, кто причастен к организации внеклассной воспитательной работы со студентами
Составитель – Андриянова Л.А., преподаватель ГАПОУ
Саратовской области «Саратовский политехнический колледж»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преемственность в области содержания, методов и форм организации занятий по математике и физике должна определяться целями обучения, всестороннего развития и воспитания учащихся. Взаимосвязанное построение уроков и факультативных занятий не должно противоречить общим дидактическим принципам. Главным критерием эффективности взаимосвязанного построения урока, внеклассных и факультативных занятий по математике и физике должна быть результативность неразрывно связанных друг с другом процессов обучения, развития и воспитания.
Цели и задачи внеклассного мероприятия:
• Развитие творческих способностей студентов и их познавательной деятельности.
• Развитие логического мышления, внимания.
• Расширение кругозора обучающихся.
• Воспитание интереса к математике, физике, информатике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы и имеет свои особенности. В то время, как аудиторные занятия строятся по программам, которые обязательны для каждого преподавателя, внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся и индивидуальные наклонности каждого студента в отдельности. Эти занятия организуются на строго добровольных началах, проводятся в произвольной форме и позволяют участнику проявлять свой интерес к определенным видам занятий или труда, предусмотренным планом внеклассной работы.
Преподаватель не должен ограничивать рамки своей работы только обучением учащихся в группе. Чтобы быть хорошим преподавателем и воспитателем учащихся, необходимо не только давать им определенную сумму знаний, но и прививать общественно-трудовые навыки и будить творческую активную мысль.
Для того чтобы интересно провести такое мероприятие, надо в первую очередь создать его репертуар и подготовить сценарий. До сих пор сохраняется дефицит методических пособий и практических рекомендаций по подготовке и проведению таких вечеров с определенной тематикой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(Звучит веселая музыка В. Шаинского “Мы начинаем КВН…”
На сцену выходят ведущие)
1 ведущий. Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий. Мы рады приветствовать вас на игре КВН!
1 ведущий. А что означает КВН ? К – куда, В – ведут, Н – ноги?
2 ведущий. КВН – это К – кто, В – всех, Н – находчивей.
1 ведущий. А…ну теперь понятно. Мы начинаем КВН - для кого, для чего?
2 ведущий. Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Ну, конечно же, для вас, студенты!
1 ведущий. А для чего мы начинаем KBН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем вопрос: «А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!»
2 ведущий. А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает учиться и приобретать знания; «фюзис» - в переводе «природа».
1 ведущий. И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют «гимнастикой ума».
2 ведущий. А информатика, наука об общих свойствах и структуре научной информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования.
наука об общих свойствах и структуре научной информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования.
1 ведущий. Мы надеемся, что вы сегодня убедитесь, что иматематика, и физика,и информатика – это не «сухие» науки и что заниматься ими также увлекательно, как и играть в КВН.
Сегодня на нашем КВНе,
Все физиками и математиками станут.
Серьезные вопросы
Здесь будут задавать.
2 ведущий.
Кто знает – тот ответит,
Кто догадался – скажет,
Задачи не из легких
Придется всем решать.
1 ведущий.
Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать.
1 ведущий. Итак, команды на сцену!
(под музыку команды выходят на сцену).
Представляю вам команды
Команда № 1– «Матрица» и капитан команды – Ф.И. студента.
Команда №2 - «Эврика» и капитан команды – Ф.И. студента.
2 ведущий. Представляем вам наших многоуважаемых членов жюри:
1 ведущий. Заведующая отделением- Ф.И. О.
2 ведущий. Методист- Ф.И.О.
1 ведущий.
Жюри должно быть справедливым,
Очки не зря командам присудить.
И будет тот в бою счастливым, Кто сможет честно победить.
2 ведущий.Ну а теперь, пора поближе познакомиться с командами.
1 ведущий. Мы объявляем первый конкурс. «Приветствие».
Приветствие команды “Матрица”
Приветствие команды “Эврика! ”
2 ведущий. Мы просим наше уважаемое жюри оценить старания наших конкурсантов.
(объявляются оценки)
1 ведущий. Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что займемся тренировкой.
Преподаватель: Командам будут задаваться вопросы, а они по возможности отвечать. Когда команда будет готова к ответу, капитан должен поднять руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Разминка. (слайды)
Преподаватель: Пожалуйста, посмотрите на экран и дайте ответы на вопросы.
(Команды отвечают по желанию на вопросы преподавателя, кто быстрее поднимет руку, вопрос переходит по кругу, затем даётся правильный ответ).
2 ведущий. Предоставляем слово нашему жюри для подведения итога конкурса «Разминка».
(объявляются оценки)
1 ведущий.
Математика, ты нам даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобой молодёжь
Развивать и волю и смекалку .
2 ведущий.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 ведущий.Итак, следующий наш конкурс называется «Математикус». Слово предоставляется преподавателю.
«Математикус».
(Студентам раздаются листы для решения)
Преподаватель: Я буду задавать вопросы всем командам сразу, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку.
1: Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате - девять. А чему равен угол в квадрате?
2: Полторы трети километра это сколько''
3:Однозначное число со степенью равно другому числу, состоящему из одних и тех же цифр. Определите эти числа.
ХУ = УХ
4: А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листке.
Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте меня, а затем я задам вопрос.
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворении?
(Собрать листы, передать в жюри. Преподаватель называет верный результат )
2 ведущий. Просим жюри подвести итог 3 тура.
(объявляются оценки)
1 ведущий. Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!
2 ведущий. Ну, а мы, как вы уже поняли, переходим к конкурсу «Знатоки физики». Слово - преподавателю.
Преподаватель: Принцип участия в конкурсе такой же, как у предыдущего. Знаем ответ – поднимаем руку.
«Знатоки физики»
Преподаватель: Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма?
Преподаватель: Что мешает студенту, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
Преподаватель: Что теплее три рубахи или одна тройной толщины?
Преподаватель: Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джинн?
Преподаватель: В каких студентах быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
Преподаватель: В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай. В каком стакане чай холоднее?
Преподаватель: Чем объясняется увеличение длины проволоки при её нагревании?
Преподаватель: Однажды физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую работу. «Да за кого вы меня принимаете?!» - закричал он. Что ответили физики?
Преподаватель: В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»?
Преподаватель: Почему человек, надевший на спину тяжёлый рюкзак, наклоняется немного вперёд?
Преподаватель: Почему нагретые тела быстрее охлаждаются в воде быстрее, чем на воздухе?
Преподаватель: Почему обувь смазанная жиром не промокает?
Преподаватель: Как называется свойство твердого тела восстанавливать форму и объём после прекращения действия силы?
Преподаватель: Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?
Преподаватель: Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
1 ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итогов.
(объявляются оценки)
Информатика — серьёзная наука.
Без неё сегодня — никуда.
"Windows" — непростая штука,
Чтоб знать — немало надобно труда.
2 ведущий. А мы объявляем следующий конкурс - «Информационный». Слово предоставляется преподавателю.
Преподаватель: Первый этап – «Решение задач». Кто первый их команд найдет ответ, капитан поднимает руку.
Решение задач:
1. (32)10 = (?)2
2. (1100)2 = (?)10
3. (10101) 2 + (11)2
4. 2 килобайта- сколько содержат байт?
5. 50 байт- сколько содержат бит?
6. В группе учатся (1011)девочек и (1010) мальчиков. Сколько всего учащихся в группе?
(команды отвечают на вопросы)
1 ведущий. Ну, а пока команды решают задачи, мы попросим наше уважаемое жюри оценить плакаты, которые группы подготовили специально к этому дню.
(плакаты передаются жюри для оценивания)
2 ведущий. Итак, мы предоставляем слово жюри для оглашения плаката – победителя.
(Жюри называет плакат-победитель)
1 ведущий. Аплодисменты победителю, а мы приглашаем команды с решениями задач.
(Собираются листы с решениями и передаются в жюри)
Преподаватель: Мы переходим ко второму этапу – «Передача информации». Сейчас наши команды будут выступать в роли источника и приёмника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т. е. с помощью мимики и жестов.
На карточках записано слово (имя существительное), имеющее отношение к предмету «Информатика», одному участнику из команды придется объяснить остальным это слово за 1минуту.
Слова на карточках:
«ВИРУС»
«ПРОГРАММА»
«МОДЕЛЬ»
«КЛАВИАТУРА»
«ПАМЯТЬ»
«ПЕРЕЗАГРУЗКА»
«СМАЙЛИК»
«ИНТЕРНЕТ»
1 ведущий. Просим жюри подвести итоги этого конкурса.
(объявляются оценки)
1 ведущий. Ну, а у нас впереди следующий конкурс.
(звучит музыка)
И как, вы уже поняли - это «Конкурс капитанов»
2 ведущий. Приглашаем на сцену капитана команды «Матрица» – имя студента.
1 ведущий. И капитана команды «Эврика» -имя студента.
Преподаватель: Ну, что ж конкурс капитанов начинается также с разминки, вопросы задаются сразу, и сразу же дается ответ. Сколько за минуту будет дано ответов, столько баллов присуждается капитану команды. Если вы не знаете ответ на вопрос, говорим «Дальше».
Вопросы 1 капитану.
- Геометрическое тело, на которое похожа земля.
- Учёный, установивший закон всемирного тяготения.
- Программа для просмотра гипертекстовых документов .
- Наука, которая занимается обработкой компьютерных данных?
- Сторона, лежащая против прямого угла.
- Наименьший промежуток времени, через который повторяется движение тела?
- Чему равен один байт в битах .
- Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой.
- Изобретатель радио.
- Какая физическая величина измеряется в ваттах.
- Выделенная часть памяти, используемая для временного хранения данных.
- То, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению Достоевского, спасёт мир.
- Где на Земле самые длинные сутки?
- Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды?
- Подготовка диска для записи информации.
- Четырёхугольник, у которого все стороны равны.
- Кто в полёте машет чаще крыльями: шмель или комар?
- Сколько грибов можно вырастить из 5 семечек.
- О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?
- Специальная программа для управления внешними устройствами компьютера.
- Может ли дождь идти 2 дня подряд.
- Ему принадлежит историческая фраза: «Поехали…».
- Название множителя одна сотая.
Вопросы 2 капитану.
- Периметр квадрата.
- Прибор для измерения сопротивления.
- Минимальный интервал времени, различаемый процессором.
- Ускорение свободного падения.
- Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.
- Контейнер для файлов.
- Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге?
- Луч, делящий угол пополам.
- Что больше: 1 байт или 8 бит.
- Какое явление мешает остановиться машине мгновенно.
- Самая простая смазка, всегда имеющаяся под рукой.
- Ромб с прямыми углами.
- Мяч ударился о стену и отскочил. Что действует с большей силой: стена на мяч или мяч на стену?
- Последовательность действий, записанная на специальном языке и предназначенная для выполнения компьютером.
- Прямая, имеющая одну точку с окружностью.
- «Часы жизни».
- Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси?
- Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть.
- График квадратичной функции.
- Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы?
- Самая яркая звезда в созвездии Большой Медведицы - Полярная звезда. Верно ли это?
- В какой стране была построена первая атомная электростанция?
- Кому принадлежат слова «Математик должен быть поэтом в душе?»
Преподаватель: Разминка закончилась, переходим к следующему конкурсу. Итак, Вирус оставил свой след: перемешал все буквы в словах. Ваша задача расставить буквы по местам за 1 минуту.
1. КРАСЕН
2. ТОРИНОМ
3. РОССЕЦОРП
4. ТАКСИЕД
5. КАМЫШ
6. ПЕРРИНТ
7. РОКУРС
Преподаватель: Заключительный конкурс капитанов творческий.
Творческое задание: На дне тарелки, наполненной водой, лежит монетка. Сумеете ли вы достать её, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять.
Творческое задание: Как определить диаметр футбольного мяча обычной деревянной линейкой?
2 ведущий. Просим жюри подвести итоги, а команды готовятся к домашнему заданию.
1 ведущий. Наше уважаемое жюри готово объявить результаты конкурса капитанов.Мы предоставляем им слово.
(объявляются оценки)
2 ведущий. Итак, мы возвращаемся к командам. Они готовы показать нам заключительный конкурс «Домашнее задание».
(Сценки. Команды выступают по очереди.)
1 ведущий.Благодарим ребят за выступление, а теперь слово предоставляется жюри.
(объявляются оценки конкурса «Домашнее задание»)
Наше веселое состязание подходит к концу, пора подводить итоги. Мы приглашаем команды на сцену.
(под музыку команды выходят на сцену)
2 ведущий. А сейчас, слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения победителя.
(объявляются итоговые оценки и награждение команды-победителя)
Преподаватель: Я хочу поблагодарить всех участников и гостей за активное участие. Кто победил – не важно. А важно то, что мы с вами умеем жить полной жизнью, радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, шутить, быть справедливыми, упорными и правдивыми.
1 ведущий.
Всем спасибо за вниманье.
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
2 ведущий.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь —
Говорим мы:
Все вместе: «До свиданья!»
«До счастливых новых встреч!»
Результативность учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от “массовости” занятий, то преемственность и взаимосвязь занятий должны рассматриваться в такой последовательности: аудиторные занятия – внеклассные занятия – факультативные занятия. Самая массовая форма обучения – аудиторные занятия – главное звено этой цепи. Факультативные занятия (в отличие от отдельных внеклассных мероприятий – таких, как, например, математические вечера) не могут охватить всех учащихся. Поэтому внеклассные занятия по степени массовости занимают второе место. Следует отметить, что каждое последующее звено работы должно рассматриваться с учетом завершения задач, возложенных на предыдущее звено (на предыдущие звенья – для факультативных занятий).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ашутова, Т.В., Коннова, Н.В. КВН «Веселая информатика» (VII – VIII классы) [Текст] / Т.В. Ашутова, Н.В.Коннова // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 52-54
- Байков, В.Д., Сафронов, И.К. Уроки Интернета для школьников [Текст] / В.Д. Байков, И.К. Сафронов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 160 с.: ил.
- Веткина, М.Н. Игра «Путешествие в страну информатика» (V класс) [Текст] / М.Н. Веткина // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 64-67
- Головина, Т.Ю. Игра «Что? Где? Когда?» (X-XI классы) [Текст] / Т.Ю. Головина // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 97-102
- Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 288 с. (Сердце отдаю детям)
- Златопольский, Д.М. Интеллектуальные игры в информатике [Текст] / Д.М. Златопольский. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 400 с.: ил.
- Зубрилин, А.А. Занимательные задачи на уроках информатики [Текст] / А.А. Зубрилин // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2004. - №5. – с. 3-94
- Короповская, В.П., Круподерова, Е.П. КВН «Юный программист» (X- XI классы) [Текст] / В.П. Короповская, Е.П. Круподерова // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 58-63
- Ланцова, Е.А. Дидактическая игра по теме «Системы счисления» (VII класс) [Текст] / Е.А. Ланцова // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 76-78
- Молодцов, В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы [Текст] / В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. – Издание 2-е, дополненное и переработанное – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. – 352 с.
- Позднова, Е.А., Ромадина, О.Г. Тесты по информатике [Текст] / Е.А. Позднова, О.Г. Ромадина // Информатика и образование. – 2007. - №10. – с. 60-72
12. СолдатоваТ.Б., ГусеваЕ.А., Сгибнева Е.П. С 60 Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. - Ростов н/Д:Феникс,2010.
13..Горев Л.А Занимательные опыты по физике Пособие для учителей.-М, "Просвещение", 2000.
14. Перельман. Я.И. «Занимательная физика».
15. Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях, ООО “Глобус”, 2010
16. Григорий Остер Задачник по физике-М: ООО "Издательство Астрель". 2000.
17. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия -Москва "Вако"2006
18. Сайты интернет ресурса по физике, математике и информатике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание клуба веселых математиков
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 11 классов...
Методические рекомендации для учителей физики «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»
Физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-978608-1513316638.jpg)
Методические рекомендации к самостоятельным работам по учебной дисциплине ОУД.14 Физика
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.14 Физика общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/02/picture-871472-1551529503.jpg)
Методическое пособие для проведения открытого заседания клуба «Патриот» в формате студенческого проекта.
Внеаудиторная историко-патриотическая работа со студентами....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-1251963-1591051007.jpg)
Методическая разработка заседания Клуба разговорного английского языка для учителей. «Импровизация»
Методическая разработка содержит рекомендации для проведения встречи в Клубе разговорного английского языка для учителей. В основу разработки положены принципы импр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1287629-1634723284.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине "Физика"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине "Физика"...
Методические рекомендации по осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся по физике.
В "Методических рекомендациях" представлен поэтапный план осуществления самостоятельной экспериментальной и исследовательской внеурочной деятельности учащихся. Обозначены цель, задачи, содер...