Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, требования к знаниям и умениям учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_8_klass.rar36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2

города Красноармейска Саратовской области»

Рабочая программа по физике,  8 класс


 

                                                                                                                                                                       подготовила

                                                                                   учитель физики МОУ СОШ №2

                                                                                 Водолазова Елена Николаевна

г.Красноармейск
2011 г.

Пояснительная записка

Программа адресована обучающимся 8 класса общеобразовательной школы.                                                                                                                Составлена на основе:                                                                                                                                                                                                                        -Федеральной Примерной программы основного общего образования по физике РФ 2004г.;                                                                                                  -авторской программы А.В. Перышкина, Е.М. Гутника «Физика 8 класс», Москва , «Просвещение», 2008г                                                                 -рабочих программ по физике В.А. Поповой, Москва, издательство «Глобус», 2008г                                                                                                  Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по физике.    

     Цели курса:                                                                                                                                                                                                                                             - сформировать представление у учащихся о  физической  картины  мира ;                                                                                                                             - развитие способности  понимать физические явления ;                                                                                                                                                         - сформировать знание физических законов ;                                                                                                                                                                               - овладение умениями и навыками работы с физическими приборами;                                                                                                                                     - развитие навыков решения  качественных  и расчетных задач;

- овладение умениями и навыками работы с графиками, находить зависимость между физическими величинами.

    Задачи курса:

- сформировать представление у учащихся о тепловых явлениях;

- сформировать представление у учащихся о электромагнитных явлениях;

- сформировать представление у учащихся о световых явлениях;

- сформировать навыки перевода физических величин в систему СИ;

- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа физических явлений и процессов в мире;

- научиться общим принципам решения качественных расчетных и графических задач;

-сформировать навыки и умения работать с физическими приборами.

Учебная программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Используемый учебно-методический  комплект:

Перышкин А.В. Физика.8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, издательство «Дрофа»,2008 г.

Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М., «Экзамен». 2008.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения физики 8 класса учащиеся должны ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;
  • смысл физических величин: кинетическая энергия, потенциальная энергия, внутренняя  энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность тока.
  • смысл физических законов:  сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического  заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца,  прямолинейного распространения света, отражения света;

УМЕТЬ:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел,  взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, отражение и преломление , дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых  явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий,  компьютерных баз данных, ресурсов интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки в квартире.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Тепловые явления.

13ч

2

1

2

Изменение агрегатных состояний вещества.

1

3

Электрические явления.

24ч

5

2

4

Электромагнитные явления.

1

1

5

Световые явления.

1

1

6

Повторение  .

12 ч

Основное содержание

Тепловые явления

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразования энергии в тепловых машинах.

Электрические и магнитные явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора. 

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Световые явления

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество

часов по

теме

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма проведения урока

Формы контроля

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Тепловые явления. 13ч

1

Техника безопасности на уроках физики. Тепловое движение. Температура.

1

Знать понятия: тепловое движение, температура

Урок изучения нового материала.

2

Внутренняя энергия.

1

Знать понятие внутренняя энергия.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

3

Способы изменения внутренней энергии

1

Знать способы изменения внутренней энергии

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

4

Теплопроводность.

1

Знать понятие теплопроводность

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

5

Конвекция. Излучение. Работа над проектом «Виды теплообмена»

1

Знать понятия конвекция, излучение

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

1

Знать определение количества теплоты, удельной теплоемкости.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяющегося им при охлаждении.

1

Уметь решать задачи на количество теплоты.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

8

Л.р.№1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

Уметь измерять температуру воды, вычислять количество теплоты.

Урок-практикум

Л.р.

9

Решение задач на расчет количества теплоты, полученного телом при нагревании и отданного им при охлаждении

1

Уметь решать задачи

Урок решения задач

Самостоятельная работа

10

Л.р.№2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Знать расчет удельной теплоемкости

Урок-практикум

Л.р.

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

Знать понятия: энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Защита проекта.

1

Знать закон сохранения энергии

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

13

К.р. по теме «Тепловые явления»

1

Уметь решать задачи  по теме «Тепловые явления»

Урок проверки и контроля знаний

К.р.

Изменение агрегатных состояний вещества. 8ч

14

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

Знать понятия: агрегатные состояния вещества, плавление и отвердевание, график этих процессов

Урок изучения нового материала

Работа с   графиками

15

Удельная теплота плавления.

1

Знать понятие удельная теплота плавления

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации

1

Уметь объяснять явление испарение,

процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

17

Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

Знать понятия кипение, влажность воздуха.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

18

Удельная теплота парообразования и конденсации. Использование ИКТ.

1

Знать понятие удельная теплота парообразования

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

19

Работа газа  и пара при расширении Двигатель внутреннего сгорания

1

Знать устройство двигателя внутреннего сгорания

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

20

Паровая турбина. КПД двигателя внутреннего сгорания.

1

Знать устройство и принцип действия паровой машины

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

21

К.р.  по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Знать формулы и уметь их применять при решении задач

Урок контроля знаний

К.р.

Электрические явления. 24ч

22

Электризация при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и диэлектрики.  Использование ИКТ.

1

Знать понятие электризация тел при соприкосновении. Объяснять взаимодействие заряженных тел. Знать принцип действия и назначение электроскопа

Урок получения новых знаний

23

Электрическое поле. Делимость электрического заряда.

Строение атома. Объяснение электрических явлений.

1

Знать понятие электрическое поле, его графическое изображение,  строение атома, знать закон сохранения электрического заряда

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

24

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

Знать понятие электрического тока.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

25

Электрическая цепь и ее составные части Электрический ток в металлах. Использование ИКТ.

1

Знать понятие электрическая цепь, элементы цепи, электрический ток в металлах.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

26

Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1

Уметь объяснить действия электрического тока.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

27

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1

Знать понятие сила тока, обозначение физической величины, единицы измерения

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

28

Л.р.№3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

Знать устройство амперметра, обозначение его в электрических цепях; уметь работать с ним.

Урок-практикум

Л.р.

29

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

Знать понятие напряжения, единицы его измерения, формулу.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

30

Л.р.№4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Уметь работать с вольтметром

Урок-практикум

Л.р.

31

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводника. Единицы измерения.

1

Знать понятие электрическое сопротивление, единицы измерения.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

32

Закон Ома для участка цепи.

1

Знать определение закона Ома для участка цепи, его физический смысл

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

33

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

Уметь производить расчет сопротивления проводников.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

34

Реостаты. Л.р.№5 «Регулирование силы тока реостатом»

1

Знать устройство и принцип действия реостата, обозначение его в электрических цепях.

Урок - практикум

Л.р.

35

Л.р.№6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Уметь измерять и находить по показаниям приборов значения физических величин, входящих в формулу закона Ома.

Урок-практикум

Л.р.

36

Последовательное соединение проводников. Использование ИКТ.

1

Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном соединении.

Комбинированный урок.

Решение задач

37

Параллельное соединение проводников

1

Уметь рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном соединении.  

Комбинированный урок.

Решение задач

38

Закон Ома для участка цепи. Самостоятельная работа по теме: «Электрический ток. Соединения проводников»

1

Уметь решать задачи.

Урок закрепления знаний

С.р.

39

Работа электрического тока.

1

Уметь объяснять работу электрического тока.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

40

Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

1

Знать понятия: мощность электрического тока, единицы измерения, формулу.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

41

Л.р.№7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

Уметь снимать показания приборов и вычислять работу и мощность.

Урок-практикум.

Л.р.

42

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Использование ИКТ.

1

Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля-Ленца.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

43

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

Знать устройство и объяснять работу электрических приборов. Знать принцип нагревания проводников электрическим током

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

44

Обобщающий урок по теме: «Электрические явления»

1

Знать понятия темы. Уметь решать задачи.

Урок обоб. и систематизации знаний

Решение задач

45

К.р.  «Электрические явления»

1

Уметь решать задачи по теме: «Электрические явления»

Урок оценивания знаний по теме

К.р.

Электромагнитные явления.5ч

46

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

Знать понятие «магнитное поле» и его физический смысл. Объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий»

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

47

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Л.р.№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

Уметь собирать электромагнит и проверять его действие.

Урок-практикум

Л.р.

48

Применение электромагнитов. Магнитное поле постоянных магнитов.

Магнитное поле Земли.

1

Знать применение электромагнитов

Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

49

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Устройство электроизмерительных приборов.

1

Знать устройство электрического двигателя. Уметь объяснять действие  магнитного поля на проводник с током.

Знать устройство электроизмерительных приборов

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

50

Тестирование по теме  «Электромагнитные явления»

1

Знать понятия по данной теме

Урок оценивания знаний по теме

К.р.

Световые явления. 6ч

51

Работа над проектом «Источники света». Распространение света. Отражение света. Закон отражения света.

1

Знать понятия: источники света. Уметь объяснять прямолинейное распространение света.

Знать законы отражения света

Урок изучения нового материала

52

Плоское зеркало. Преломление света.

1

Знать понятие плоское зеркало,  законы преломления света.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

53

Линзы. Оптическая сила линзы. Защита проекта.

1

Знать определение линзы, виды линз,  формулу оптической силы линзы.

Комбинированный урок.

Сообщ. учащихся

54

Изображения, даваемые линзой.

1

Уметь строить изображения, даваемые линзой.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

55

Л.р.№9 «Получение изображения при помощи линзы»

1

Уметь строить изображения, даваемые линзой.

Урок-практикум

Л.р.

56

Тестирование   по теме: « Оптические явления»

1

Уметь решать задачи по теме

Урок оценивания знаний

К.р.

Повторение  12 ч.

Список литературы

1.А.В. Перышкин «Физика 8 класс», Москва, издательство «Дрофа»

2.В.А. Попова «Рабочие программы по физике 7-11 классы» Москва, издательство «Глобус»

3. .А. Горев «Занимательные опыты по физике», Москва, издательство «Просвещение»

4. «Физика – юным» , Москва, издательство «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...