Рабочая программа по физике, 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Рабочая программа по физике для 10 класса к учебнику Л. Э. Генденштейна, базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_10_klass.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю ____________________
директор МОУ Гаврильцевская
средняя общеобразовательная школа
Галанина Л. В.
Рассмотрено на
методическом совете школы
________________________
Рабочая программ по физике
для 10 класса
Учитель: Базанова А. В.
2015-2016 уч. г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Нормативные документы, используемые для разработки программы
- Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Базовый учебный план общеобразовательного учреждения(основание 09.03.2004 №1312)
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Обязательный минимум содержания основных образовательных программ: Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004, Требования к уровню подготовки выпускников: Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004.
Рабочая программа учебного курса по физике для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего(полного)образования по физике (базовый уровень; 10—11-й классы) и в соответствии с Программой по физике 7-11 классы. Авторы: Л. Э. Генденштейн, В. И. Зимовский. В рабочей программе предусмотрено лабораторных работ -10, контрольных работ –6 .
Используется учебно-методический комплект, рекомендованный на 2015-2016 уч год:
- Генденштейн Л. Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. — Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М. : Мнемозина, 2012.
- Генденштейн JI. Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, JI. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. — Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М. : Мнемозина, 2012.
- Кирик JI. А. Физика : Сборник заданий и самостоятельных работ. 10 кл. / JI. А. Кирик, Ю. И. Дик. — М. : Илекса, 2009.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;
- использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни. Изучение физики в 10—11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.
Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.
Задачи обучения физике:
- Формирования у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- Вырабатывание у обучающихся целостного преставления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной и технической среды, используя для этого физические знания;
- Приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической деятельности.
Количество часов в неделю – 2, в год - 70
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Физика и научный метод познания (1 часа)
Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?
Механика (33 час )
- Кинематика
Система отсчета. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение.
Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение.
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Демонстрации:
- Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Лабораторные работы:
- Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
- Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
- Динамика
Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира.
Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости.
Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона.
Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.
Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.
Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Демонстрации:
- Явление инерции.
- Сравнение масс взаимодействующих тел.
- Второй закон Ньютона.
- Измерение сил.
- Сложение сил.
- Зависимость силы упругости от деформации.
- Силы трения.
Лабораторные работы:
- Определение жесткости пружины
- Определение коэффициента трения скольжения
- Законы сохранения в механике
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса.
Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения.
Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.
Демонстрации:
- Реактивное движение.
- Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторная работа:
- Изучение закона сохранения механической энергии.
- Механические колебания и волны
(Изучается в ознакомительном плане и при подготовке к ЕГЭ.) Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания.
Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны.
Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.
Демонстрации:
- Колебание нитяного маятника.
- Колебание пружинного маятника.
- Связь гармонических колебаний с равномерным движением по окружности.
- Вынужденные колебания. Резонанс.
- Образование и распространение поперечных и продольных волн.
- Волны на поверхности воды.
- Зависимость высоты тона звука от частоты колебаний.
- Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
Лабораторная работа:
- Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Молекулярная физика и термодинамика (25 часов)
5. Молекулярная физика
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.
Температура и ее измерение. Абсолютная шкала температур.
Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул.
Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.
Демонстрации:
- Механическая модель броуновского движения.
- Изопроцессы.
- Явление поверхностного натяжения жидкости.
- Кристаллические и аморфные тела.
- Объемные модели строения кристаллов.
Лабораторные работы:
- Опытная проверка закона Бойля – Мариотта.
- Проверка уравнения состояния идеального газа.
- Термодинамика
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики.
Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры.
Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды.
Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение.
Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.
Демонстрации:
- Модели тепловых двигателей.
- Кипение воды при пониженном давлении.
- Устройство психрометра и гигрометра.
Лабораторные работы:
- Измерение относительной влажности
- Определение коэффициента поверхностного натяжения
- Электрические взаимодействия
Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода зарядов. Носители электрического заряда.
Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.
Свойства электрического поля.
Напряженность электрического поля. Линии напряженности. Проводники и диэлектрики в э
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряженностью электростатического поля.
Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.
Демонстрации
- Электрометр.
- Проводники в электрическом поле.
- Диэлектрики в электрическом поле.
- Энергия заряженного конденсатора.
Подведение итогов учебного года — 1 час.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Лабораторные работы | Дата | Контрольные работы | Дата |
1. | Физика и методы научного познания | 1 час | ||||
2. | Механика | 36 час | ||||
2.1 | Кинематика | 9часов | 1. Измерение ускорения свободного падения. 2.Изучение движения тела, брошенного горизонтально | 1. Контрольная работа теме «Кинематика» | ||
2.2 | Динамика | 13часов | 3. Определение жесткости пружины. 4. Определение коэффициента трения скольжения | 2. Контрольная работа по теме «Динамика» | ||
2.3 | Законы сохранения в механике | 9часов | 5. Изучение законов сохранения механической энергии. | 3. Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике» | ||
2.4 | Механические колебания и волны |
| 6. Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника | |||
3. | Молекулярная физика и термодинамика | 22 часов | ||||
3.1 | Молекулярно-кинетическая теория | 13 часов | 7. Опытная проверка одного из изопроцессов 8. Проверка уравнения состояния идеального газа. | 4. Контрольная работа по теме «Основы МКТ» | ||
3.2 | Основы термодинамики | 9 часов | 9. Измерение относительной влажности воздуха 10. Измерение поверхностного натяжения жидкости | 5. Контрольная работа по теме «Термодинамика» | ||
4. | Электростатика | 9 часов | 6. . Контрольная работа по теме «Электростатика» | |||
5. | Подведение итогов учебного года | 1час | ||||
6. | Резерв | 1 час |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Учащиеся 10 класса должны:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, волна;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- вклад в науку российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
- оценки влияния на человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Генденштейн Л. Э. Физика. 7-11 кл./ Л. Э. Генденштейн, В.И. Зинковский_ М. : Мнемозина, 2010 и разработана применительно к базовому уровню обучения, обеспечивает взаимосвязное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной; рефлексивной; личностного саморазвития; ценностно – ориентационной; смыслопоисковой; профессионально – трудового выбора.
Методы и формы организации учебной деятельности:
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский, словесный, наглядный, практический, аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный, изложение, беседа
самостоятельная работа
Формы: индивидуальные занятия; коллективно-групповые занятия (уроки, лекции, конференции, олимпиады, экскурсии,); индивидуально-коллективные системы занятий (творческие недели, проекты).
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Генденштейн Л. Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. — Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М. : Мнемозина, 2012.
- Генденштейн JI. Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, JI. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. — Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М. : Мнемозина, 2012.
- Кирик JI. А. Физика : Сборник заданий и самостоятельных работ. 10 кл. / JI. А. Кирик, Ю. И. Дик. — М. : Илекса, 2009.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 10 кл.Дидактические материалы – М.: Дрофа 2004.
- О. И. Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. 10 класс / О. И. Громцева.. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Мультимедийный репетитор. Физика. Полный курс 7 – 11кл. – ООО Издательство «Питер», 2010
КАЛЕНДАРНО -ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...