Конспекты уроков 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Шиганаков Айдар

Конспекты уроков к учебнику Перышкина Е.Г. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7_klass.rar610.37 КБ

Предварительный просмотр:

Физика 7

ТЕМА «Диффузия в твердых телах, жидкости и газах»

Цели урока:

  1. Раскрыть содержание понятия явления «диффузия», установить причины ее  возникновения.
  2. Выявить причинно-следственные связи обстоятельств, вызывающих процесс диффузии.
  3. Определить место и значение явления диффузии в жизни живой и неживой               природы.
  4. Работать по формированию умения учащихся объяснять содержание понятия, выделять главное в объяснении учителя, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод по результатам  наблюдения эксперимента.
  5. Учить учащихся оптимальной организации учебной деятельности, формировать познавательный интерес к предмету «Физика».

    Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, духи, раствор марганца, колба с водой, мензурки.

   Программное обеспечение: Microsoft Office, цифровые образовательные ресурсы: Открытая физика 1.1.

    Раздаточный материал:

  1. Карточки – задания для  мотивированных учащихся;
  2. Карточки - задания  для немотивированных  учеников.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Подведение итогов изучения нового материала.
  5. Вывод.
  6. Подведение итогов урока.

Содержание урока.

Учитель: Добрый день! На прошлом уроке мы с вами познакомились с частицами, которые составляют вещество – это молекулы и атомы. (Ученики дают определения «молекулы» и «атомы», выделяя в понятиях родовой признак, видовые признаки).

Учитель(незаметно для учеников разбрызгивает духи): Ой, извините, я случайно пролила духи, сейчас я их быстро закрою, чтобы все не пролились. Что? Вы чувствуете запах?  Ах! Да! (Показывается слайд №1 - эпиграф)

                                                                                  Прекрасная дама нюхала розы,

  Но расчихалась- закапали слезы!

                                                                                Неужто из-за … ДИФФУЗИИ

                                                                         Такие бывают конфузии?

    Итак,  как вы определите тему урока?

     «ДИФФУЗИЯ».

Сегодня Вы можете почувствовать себя великим Римским полководцем – Юлием Цезарем! Вам придется одновременно слушать объяснение нового материала, выполнять задание, которое вам выдано заранее (дифференцированные карточки - задания), наблюдать проводимые эксперименты и делать выводы.

Проблемные вопросы для учащихся

  • 1. Что такое диффузия?
  • 2. Причины  возникновения диффузии
  • 3. От чего зависит процесс протекания диффузии?
  • 4. Каково значение диффузии

(Слайд №2: проблемные вопросы для учащихся)

Учитель: Ой, и пахнет у нас в классе! Как вы думаете, почему запах быстро становиться ощутимым?

 Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы движутся. Молекулы духов на своем пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате.

Проделаем опыт: РАСТВОРЕНИЕ МАРГАНЦА В холодной и горячей ВОДЕ.

Вывод: (делают ученики)

Учитель: Сначала формулирует определение явления «Диффузия», затем задает вопросы:

  1. Что такое ДИФФУЗИЯ?
  2. Какова причина возникновения диффузии?
  3. А в каких веществах мы наблюдаем диффузию?
  4. А возможна ли диффузия в твердом теле? 

Показывается фрагмент «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах» (Открытая физика 1.1).

Учитель: Английский металлург Вильям Робертс-Аусти н измерил диффузию золота в свинце. Он наплавил тонкий диск золота на свинцовый цилиндр. Поместил этот цилиндр в печь, в которой температура равна 200 0С и держал в печи 10 дней. Затем разрезал цилиндр на тонкие диски и измерил массу золота, которое проникло в каждый срез свинца.

        Робертс-Аустин также заметил, что свинец и золото проникли друг в друга, когда они плотно прилегали друг к другу. (Также можно перемешивать жидкие и твердые тела!).

От чего зависит диффузия в жидкости, газе и в твердом теле?

        Ученики отвечают.

В каком веществе диффузия протекает быстрее?

        Ученики отвечают.

А от какого еще фактора зависит диффузия? (от температуры)

Учитель: Почему процесс диффузии ускоряется с повышением температуры?

         Ученики отвечают.

Решим задачу.

Почему диффузия протекает быстрее при разной температуре?

 (Слайд №3: Условие задачи)

  1. Какую гипотезу можно выдвинуть?
  2. Как доказать справедливость вашей гипотезы?
  3. Делаем вывод.

Учитель:  Процессы диффузии имеют большое значение в природе:

  • Питание, дыхание животных и растений;
  • Проникновение кислорода из крови в ткани человека;
  • Вследствие диффузии газов состав воздуха Земли однороден;
  • На сахарных заводах из сахарной свеклы получают сахар.

Учитель: Почему это можно отнести к явлению диффузия?

    Ученики отвечают.

В технике:

  • Для придания железным и стальным деталям твердости их поверхности подвергают диффузному насыщению углеродом (цементация);
  • Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома, не имеет не цвета ни запаха… При утечке заметить его невозможно, поэтому на распределительных станциях газ смешивают с особым веществом, обладающим резким, неприятным запахом, который легко ощущается человеком даже при малой концентрации. (Меры безопасности).

Учитель: ПОЧЕМУ?

                       Какие примеры диффузии вы можете привести?

(Ученики читают заполненные карточки-задания, учитель проверяет правильность выполнения работы.)

Учитель: Делаем вывод.

  • 1. Что такое Диффузия?
  • 2. Причины  Возникновения дИффузии
  • 3. От чего Же зависит процЕсс протекаНия дИффузии?
  • 4. Каково значениЕ диффузии  

 (Слайд №4) Так без чего не может существовать диффузия? (По выделенным словам слайда ученики должны найти слово «ДВИЖЕНИЕ»).

Учитель:  Подведение итогов, оценки за урок.


Карточки – задания.

  1. Для немотивированных учеников:

Утверждение

Да

Нет

1.

Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом

2.

Молекулы воды такие же как молекулы льда

3.

Чем горячее тело, тем больше скорость молекул

4.

У холодного тела молекулы не  движутся

5.

Молекулы любого вещества могут перемешиваться

6.

Диффузия не имеет значения в жизни растений, только для жизни человека

7.

Молекулы кислорода проникают во все клетки организма человека

  1. Для мотивированных учащихся:

Ситуация

Зависит от температуры

Не зависит от температуры

1.

Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени

2.

Белье быстрее сохнет на морозе

3.

На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в теплом помещении

4.

Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной

5.

Огурцы лучше просаливаются в горячей воде, чем в холодной

6.

При использовании фена волосы высыхают тем быстрее, чем теплее воздух

7.

Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине гниют

Учитель физики I категории: Бурлакова Ольга Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...