рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование.
Тепловые явления ( 25 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема | Основное содержание | Оборудование, раздаточный материал, ТСО. | Цели, задачи | Требования к уровню подготовки | |
По плану | Фактически | ||||||
1(1) | Тепловое Движение. Внутренняя энергия. | Тепловое движение атомов и молекул , отличие теплового движения от механического. Определение внутренней энергии. Температура. Тепловое равновесие. §1,2 | Схема, поясняющая переход механической энергии во внутреннюю на примере падения свинцового шара на свинцовую плиту. Термометр. Устройство и принцип действия термометра. | Выделить особенности движения молекул тела, найти связь между скоростью молекул и температурой тела, сформулировать определение теплового движения тела. Измерять температуру. Из приведённого списка выделять тепловые явления Дать понятие внутренней энергии тела. Объяснить физические явления на основе знаний о внутренней энергии тел и ее изменении | Должны знать: тепловое движение; температура; внутренняя энергия; способы изменения внутренней энергии; виды теплопередачи; количество теплоты; удельная теплоемкость; формулу для расчета количества теплоты при нагревании и охлаждении тела; расчёт количества теплоты при теплообмене; удельная теплота сгорания топлива; | ||
2(2) | Способы изменения внутренней энергии тела. | Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа § 3 | Линейка деревянная, монетка, кусок провода, спиртовка. | Выяснить условия, при которых внутренняя энергия тела изменяется, дать понятие теплопередачи. | |||
3(3) | Виды теплопередачи. Теплопровод - ность. | Механизм передачи тепла путем теплопровод- ности. Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности различных веществ в повседневной жизни. § 4 | Опыт по рисунку №6 на стр.11 учебника, по рис.№7, 8, 9 на стр.12,таблица | Рассмотреть механизм теплопроводности и факторы, влияющие на него. | закон сохранения энергии в тепловых процессах;; агрегатные состояния вещества; плавление; отвердевание; испарение; конденсация; кипение; удельная теплота плавления; удельная теплота плавления и конденсации; | ||
4(4) | Конвекция. | Механизм передачи тепла путем конвекции. § 5 | Таблица. Конвекция в жидкостях и газах | Рассмотреть механизм конвекции и факторы, влияющие на него | |||
5(5) | Излучение. | Особенности передачи тепла излучением. § 6 | Работа фотоэлемента. Теплопередача путём излучения. | Рассмотреть механизм передачи энергии при излучении и факторы, влияющие на него. | |||
6(6) | Повторение. Самостоятельная работа. | Повторение содержания уроков №1-№5. | Задачи типа №945, 948, 956, 959,960,970-Лукашик. | Составить сравнительную характеристику видов теплопередачи привести примеры теплопередачи в природе и технике. | |||
7(7) | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | Определение количества теплоты, единицы измерения количества теплоты. Связь между калорией и джоулем. Экспериментальное исследование: зависимость температуры остывающей воды от времени. § 7 | Опыты по рис. № 14 на стр. 19. | Изучить понятие «количество теплоты», исследовать зависимость количества теплоты от рода и массы вещества, изменения его температуры, познакомиться с единицами измерения количества теплоты. | |||
8(8) | Удельная теплоемкость. | Физический смысл удельной теплоемкости вещества. Практическое применение физических знаний для учета теплоемкости различных веществ в повседневной жизни. § 8 | №1002,1111003-Лукашик. | Изучить новую физическую величину – удельную теплоемкость вещества и ее единицу измерения. Сформировать первичный навык решения задач на расчет количества теплоты в тепловых процессах без изменения агрегатного состояния вещества. | формулы для расчета количества теплоты при плавлении, отвердевании, испарении, конденсации; насыщенный и ненасыщенный пар; влажность воздуха; тепловые двигатели; К. П. Д. теплового двигателя; расчет количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива. | ||
9(9) | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела. | Формула для расчета количества теплоты, рассчитываемого при нагревании и охлаждении тела. § 9 | Задачи типа №1007,1011,1016,1017-Лукашик. | Отработать навык решения задач на расчет количества теплоты и сформировать первичный навык решения графических задач для тепловых процессов без изменения агрегатного состояния вещества | |||
10(10) | Лабораторная работа№1 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. | Сравнение количеств теплоты при теплообмене между холодной и горячей водой. Измерение количества теплоты. | Калориметр, мензурка, термометр, стакан, горячая и холодная вода. | Познакомиться с устройством калориметра. Научиться пользоваться калориметром и опытным путем определять количество отданного и принятого тепла телами. | Учащиеся должны уметь: описывать и объяснять теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию; объяснять явления, используя знания видов передачи тепла; рассчитывать количество теплоты при разных тепловых процессах; применять закон сохранения энергии; объяснять переходы вещества из одного состояния в другое; находить влажность воздуха, К. П.Д. теплового двигателя; делать анализ тепловых процессов при решении задач с выбором нужных формул; измерять температуру термометром; измерять влажность воздуха при помощи психрометра; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость температуры остывания тела от времени. Уметь приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях. | ||
11(11) | Лабораторная работа№2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела». | Измерение удельной теплоемкости вещества. | Стакан с водой, калориметр, термометр, весы с разновесами, твердое тело на нити, сосуд с горячей водой. | Научиться опытным путем, определять теплоемкость твердого тела. | |||
12(12) | Энергия топлива. | Решение задач на расчет количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, на расчет удельной теплоемкости вещества. § 10 | Задачи типа №1024,1025,1044,1045-Лукашик. | Изучить механизм горения топлива, ввести понятие удельной теплоты сгорания топлива и формулу для расчета количества теплоты, выделяемой при горении | |||
13(13) | Решение задач. | Решение задач с применением формул по данной теме. | Дидактический материал | Формирование навыка решения задач по теме « Тепловые явления». | |||
14(14) | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Переход энергии от одного тела к другому, из одного вида в другой. Наблюдение и описание различных видов теплопередачи и объяснение их на основе закона сохранения энергии в тепловых процессах. § 11 | Сформулировать закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Отработать навык решения задач на закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | ||||
15(15) | Контрольная работа№1 «Внутренняя энергия. Количество теплоты». | Решение задач на содержание уроков №1-№13. | Дидактический материал. | Проверка знаний и умений по теме «Тепловые явления». | |||
16(16) | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | Три состояния вещества. Плавление и кристаллизация. Характеристика процессов плавления и кристаллизации. Удельная теплота плавления. Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества и объяснение на основе представлений об атомно- молекулярном строении вещества. § 12-15 | Таблица с графиком процессов плавления и кристаллизации. | Выделить свойства тел в различных агрегатных состояниях вещества и особенности их внутреннего строения. Найти связь между свойствами тел и их молекулярным строением. Исследовать зависимость объёма газа от давления при постоянной температуре. | |||
17(17) | Решение задач. | Расчет количества теплоты при плавлении и отвердевании. | Задачи типа№1065.1066,1080,1081-Лукашик. | Формирование навыка решения задач по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел» с уравнением теплового баланса. | |||
18(18) | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. | Характеристика процессов испарения и конденсации. § 16,17 | Раскрыть физическую сущность процессов испарения и конденсации. | В результате изучения темы учащиеся должны иметь представление: -энергия топлива; практическая направленность темы. | |||
19(19) | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | Кипение. Расчет количества теплоты при процессах испарения и конденсации. Зависимость температуры кипения от давления. Экспериментальное исследование по выявлению зависимости температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества. § 18 ,20. | 1016,1021-Лукашик. Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости. | Объяснить, почему не меняется температура жидкости в процессе кипения. Объяснить, используя закон сохранения энергии, равенство удельной теплоты парообразования и конденсации | |||
20(20) | Влажность воздуха. Определение влажности воздуха. | Понятие абсолютной и относительной влажности воздуха. Измерение относительной влажности воздуха. § 19 | Психрометр. Устройство и принцип действия. | Ввести понятие влажности воздуха, рассмотреть способы ее измерения и вычисления, формировать навык решения задач на определение влажности воздуха. | |||
21(21) | Решение задач | Расчет количества теплоты при процессах испарения и конденсации. | №1118,1124-Лукашик. | Формирование навыков решения задач с фазовыми переходами и уравнением теплового баланса. | |||
22(22) | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания | Виды тепловых двигателей. Работа двигателя внутреннего сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. § 21,22 | Модель Д.В.С. Таблица. Устройство и принцип действия ДВС. | Рассмотреть принципы работы тепловых двигателей на примере двигателя внутреннего сгорания. | |||
23(23) | Паровая турбина .К. П. Д. теплового двигателя. | Устройство и действие паровой турбины. Реактивный двигатель. Понятие К.П.Д. теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. § 23,24 | Таблица. | Рассмотреть устройство и принцип действия паровой турбины, реактивного двигателя. Вести понятие КПД теплового двигателя. | |||
24(24) | Повторение темы: «Изменение агрегатных состояний вещества». | Повторение решения задач на изменение агрегатных состояний вещества, на расчет К.П.Д. теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. | №1141-1144-Лукашик. | Отработать навыки решения графических и аналитических задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | |||
25(25) | Контрольная работа №2: «Агрегатные состояния вещества». | Решение задач на содержание уроков № 15-№23. | Дидактический материал. | Контроль умений и навыков по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». |
Электрические явления (27часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основной материал | Оборудование, ТСО | Цели, задачи | Требования к уровню подготовки | |
По плану | Факти-чески | ||||||
26(1) | Электризация тел. Два вида зарядов. | Понятие электризации тел, виды зарядов. Взаимодействие зарядов. Проведение простых физических опытов по изучению электростатического взаимодействия заряженных тел. § 25,26 | Эбонитовая и стеклянная палочки, кусочек шерстяной и шелковой ткани. Две металлические гильзы. Перенос электрического заряда с одного тела на другое | Ввести понятие электрических явлений и электрического заряда, рассмотреть два вида электризации тел, два рода электрических зарядов. Объяснять физические явления на основе знаний об электризации | Учащиеся должны знать: что такое электризация тел; электрический заряд; два вида зарядов; закон сохранения электрического заряда; электрическое поле; электрон; строение атома; электрический ток; источники тока; электрическая цепь; элементы электрической цепи; схема электрической цепи; какова природа тока в металлах. Учащиеся также должны знать действия электрического тока; что такое сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность электрического тока; знать единицы измерения названных величин. Учащиеся должны знать устройство и назначение приборов: электрометра, амперметра, вольтметра, реостата; знать закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, виды соединения проводников. Учащиеся должны уметь: описывать и объяснять электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока; объяснять электрические явления; вычерчивать схемы простейших цепей; измерять силу тока; напряжение; находить сопротивление проводника, работу и мощность электрического тока; решать задачи с применением формул, изученных в теме. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, и выявлять на этой основе зависимость силы тока от напряжения на участке цепи. В результате изучения темы «Электрические явления» учащиеся должны иметь представление о проводниках; диэлектриках; видах источников тока; лампах накаливания; электронагревательных приборах; коротком замыкании; предохранителях; практической направленности темы. | ||
27(2) | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Устройство электроскопа, понятие проводников и диэлектриков, полупроводников. § 27 | Электрометр, металлическая проволока , кусочек резины, пластмассовая линейка и др. | Изучение устройства электроскопа, проводников и непроводников электричества | |||
28(3) | Электрическое поле. | Понятие электрического поля. Свойства электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. § 28 | Электрометр, гильза бумажная на шелковой нити, эбонитовая палочка, кусок шерстяной ткани. | Изучение понятий «Электрическое поле», «Электрическая сила», объяснение взаимодействия электрически зараженных тел. | |||
29(4) | Делимость электрического заряда. Электрон. | Доказательство наличия самого маленького заряда в природе. Электрон , его характеристики. § 29 | Таблица со схемой опытов Иоффе и Милликена | Изучить свойство деления заряда, его дискретность, свойства электрона, как неделимой заряженной частице, несущей наименьший отрицательный заряд. | |||
30(5) | Строение атомов. | Планетарная модель атома по Резерфорду. § 30 | Таблица «Схема опыта Резерфорда», таблица «Периодическая система Менделеева». | Описывать строение атомов, схематически изображать атомы. | |||
31(6) | Объяснение электрических явлений. | Закон сохранения электрического заряда. Наблюдение и описание электризации тел. Объяснение процесса электризации тел на основании электронной теории. § 31 | Металлическая гильза на шелковой нити, эбонитовая и стеклянная палочки. Шелковая и шерстяная ткань. | Объяснить на основе знаний строения атома электризацию тел, взаимодействие заряженных тел, существование проводников и диэлектриков. | |||
32(7) | Повторение, самостоятельная работа. | Систематизация и обобщение знаний учащихся об электризации тел. | Дидактический материал ( карточки, тесты). | Контроль умений и навыков по теме «Электризация тел. Строение атомов» | |||
33(8) | Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. | Электрический ток. Условия возникновения и существования электрического тока в проводнике. Виды источников тока. § 32 | Таблица «Гальваничес-кие элементы. Аккумулято-ры». Фотоэлемент, модель электрофорной машины. | Изучить понятие электрического тока, выявить условия существования тока в проводнике, роль источника тока и строение гальванических элементов и аккумуляторов. | |||
34(9) | Электрическая цепь и ее составные части. | Основные части электрической цепи их назначение. Схема цепи, сборка простейшей электрической цепи, вычерчивание схемы этой цепи. § 33 | Источник тока, лампочка на подставке, ключ, соединительные провода. Рисунок 48 стр. 78. | Выделить внешнюю и внутреннюю электрическую цепи, ее составные части, изучить условные обозначения. Читать и чертить электрические схемы | |||
35(10) | Электрический ток в металлах, полупроводниках, электролитах, газах. | Особенности электрического тока в металлах, полупроводниках, электролитах, газах. § 34 | Модель кристалличес-кой решетки. Полупроводниковые приборы. | Повторить строение металлов, раскрыть физическую природу тока в металлах. Рассмотреть, какие частицы являются носителями тока в разных средах. | |||
36(11) | Действие электрического тока. Направление электрического тока. | Тепловое, химическое, магнитное, механическое действия тока. Направления электрического тока. Наблюдение , описание и объяснение теплового действия тока. § 35,36 | Нагревание провода электрическим током, действие катушки с током на магнитную стрелку. Устройство гальванометра. | Рассмотреть действия электрического тока, научиться определять направление тока. | |||
37(12) | Сила тока. Амперметр. | Сила тока , единица ее измерения. Расчет силы тока через заряд и время . Назначение и устройство амперметра. § 37,38 | Различные виды амперметров. | Изучить новую физическую величину силу тока и ее единицу измерения. Изучение прибора амперметра, его устройство и использование для измерения силы тока. | |||
38(13) | Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерения силы тока в ее различных участках». | Сборка цепи , включение амперметра в цепь, измерение силы тока амперметром. Объяснение устройства и принципа действия амперметра. | Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода. | Собирать электрическую цепь, измерять силу тока. Убедиться на опыте, что сила тока в различных участках цепи одинакова при последовательном соединении приборов в цепи. | |||
39(14) | Электрическое напряжение. Вольтметр. | Напряжение , единица измерения напряжения. Вольтметр, его включение в цепь. Объяснение устройства и принципа действия вольтметра. § 39-41 | Схемы с лампочками от карманного фонаря и осветительной сети, различные виды вольтметров, включение вольтметра в цепь. | Изучить новую физическую величину электрическое напряжение, единицу измерения и прибор для измерения напряжения - вольтметр. | |||
40(15) | Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | Включение вольтметра в цепь, измерение напряжения вольтметром. | Источник питания, спирали-резисторы, лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода. | Измерять напряжение с помощью вольтметра. Измерять напряжение на различных участках цепи и на общем участке. | |||
41(16) | Электрическое сопротивление. | Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление – физическая величина. Единицы сопротивления. § 42,43 | По рисунку 68 стр. 96 и рисунок 70 стр. 98. | Изучить новую физическую величину электрическое сопротивление и ее единицу измерения. | |||
42(17) | Закон Ома для участка цепи. | Зависимость между силой тока, напряжением, сопротивлением на участке цепи. Экспериментальное исследование по изучению зависимости силы тока от напряжения на участке цепи. § 44 | По рисунку 71 стр.100. | Сформулировать закон Ома для участка цепи. Отработка первичных навыков построения графиков зависимости силы тока от напряжения и сопротивления. Читать графики зависимости силы тока от напряжения. Находить сопротивление проводника по графику I(U) | |||
43(18) | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | Понятие удельного сопротивления проводника. Расчет сопротивления проводника по закону Ома и через удельное сопротивление. § 45,46 | По рисунку 74 стр. 104. | Установление на опыте зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения, вещества из которого изготовлен проводник. Ввести понятие удельного сопротивления проводника. Рассмотреть формулу для расчета сопротивления проводника. | |||
44(19) | Решение задач. | Расчет силы тока, напряжения, сопротивления проводника. Расчет величин, входящих в формулу для расчета сопротивления проводника. | Дидактический материал. | Решать задачи на расчет силы тока, напряжения, сопротивления в цепи. | |||
45(20) | Реостат. Самостоятельная работа. | Устройство и принцип действия реостатов. Назначение реостатов. § 47 | Ползунковый реостат, ступенчатый реостат. Изменения силы тока в цепи с помощью реостата. Дидактический материал. | Изучить устройство прибора реостата, научиться пользоваться им для изменения тока в цепи. Проверить ЗУН учащихся по вопросу « Закон Ома для участка цепи» | |||
46(21) | Лабораторная работа№5 « Регулирование силы тока реостатом». Лабораторная работа№6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | Изменение силы тока в цепи при помощи реостата, определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. | Источник питания , спираль-резистор, ползунковый реостат, лампочка на подставке, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода. | Научиться пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи. Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Доказать, что сопротивление не зависит от напряжения и силы тока. | |||
47(22) | Виды соединения проводников. | Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Связь между силой тока , напряжением, сопротивлением при разных видах соединения. Экспериментальное исследование по изучению последовательного и параллельного соединения проводников. § 48,49 | По рисунку 78 стр.111 по рисунку 79 стр.114.Таблица соединения потребителей энергии. | Сформулировать законы последовательного и параллельного соединения проводников. Формировать навыки решения задач на последовательное и параллельное соединение проводников. | |||
48(23) | Работа и мощность электрического тока . | Физические величины: работа, мощность тока, единицы измерения величин. § 50-52 | Измерение работы и мощности тока в цепи с помощью амперметра и вольтметра. | Получить формулы для расчета работы электрического тока. Получить все формулы для расчета мощности электрического тока. Ввести понятие внесистемной единицы работы тока. Получить все формулы для расчета мощности электрического тока. Ввести понятие внесистемной единицы работы тока. | |||
49(24) | Лабораторная работа №7 « Измерение работы и мощности электрического тока». Решение задач. | Эксперименталь-ное определение работы и мощности тока в электрической лампе. Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока. | Лампочка на подставке, источник тока, ключ, соединитель-ные провода, амперметр, вольтметр. | Научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы. | |||
50(25) | Нагревание проводников электрическим током. Электрические нагревательные приборы. Предохранители. | Закон Джоуля-Ленца. Устройство лампы накаливания; нагревательные приборы. Сущность короткого замыкания, устройство и принцип действия предохранителей. §53-55 | Действие электронагрева-тельных приборов. Таблица предохраните-лей. | Разобраться с причиной нагревания проводников электрическим током, сформулировать закон Джоуля – Ленца. Объяснять физические явления на основе знаний о нагревании проводников током. Изучить устройство и принцип действия лампы накаливания и нагревательных приборов. Разобраться с причиной возникновения короткого замыкания, познакомиться с устройством и работой предохранителя. | |||
51(26) | Повторение. Решение задач. | Применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока. Решение задач с использованием формул по электричеству. | Карточки. | Отработка навыков решения задач по теме «Электрические явления», подготовка к к.р. | |||
52(27) | Контрольная работа №3 «Электрические явления» | Повторение основных положений темы «Электрические явления» | Дидактический материал. | Контроль умений и навыков по теме «Электрические явления». |
Электромагнитные явления (6часов).
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основной материал | Оборудование, Т.С.О. | Цели, задачи | Требования к уровню подготовки | |
По плану | Факти-чески | ||||||
53(1) | Магнитное поле тока. Магнитное поле проводника с током, катушки с током. | Простейшие свойства магнитных материалов. Связь электрических и магнитных явлений. Магнитное поле, Определяющие свойства магнитного поля. Направление и линии магнитного поля. Опыт Эрстеда. § 56,57 | Демонстрации: действие магнитного поля прямого проводника с током на магнитную стрелку; магнитные спектры прямого и кругового проводников с током; усиление магнитного поля катушки железным сердечником. Наблюдение и описание действия магнитного поля на проводник с током, объяснение. | Выяснить, что является источником магнитного поля, ввести понятие магнитных линий и магнитных спектров, описать магнитное поле прямого проводника с током. Получить и изучить магнитный спектр катушки с током. | Учащиеся должны знать, что такое магнитное поле; магнитные линии и их изображение на чертеже; электромагниты и их применение; постоянные магниты; действие магнитного поля на проводник с током; устройство электрического двигателя. Учащиеся должны уметь изображать магнитные линии на чертеже; описывать и объяснять взаимодействие магнитов ; действие магнитного поля на проводник с током. В результате изучения темы учащиеся должны иметь представление о магнитном поле Земли, о практическом применении электрических двигателей. | ||
54(2) | Электромагниты, их применение. | Устройство электромагнита, Применение электромагнитов в электрическом звонке, электромагнитном реле, телеграфе. § 58 | Демонстрация действия телеграфа, реле, звонка. | Изучить устройство и работу электромагнита. Рассмотреть область применения электромагнитов. Объяснить устройство и принцип действия динамика, микрофона. | |||
55(3) | Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | Сборка электромагнита из готовых деталей, изучение его магнитных свойств. | Источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита. | Собрать магнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие. | |||
56(4) | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | Постоянные магниты и их свойства. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. § 59,60 | Демонстрации: взаимодействие постоянных магнитов; спектры магнитных полей постоянных магнитов; магнитное поле Земли; устройство и действие компаса. | Изучение магнитного поля постоянного магнита. Объяснение существования постоянных магнитов гипотезой Ампера, изучение магнитного поля Земли. | |||
57(5) | Электрический двигатель. Лабораторная работа№9 «Изучение электрического двигателя (на модели)». | Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока. Экспериментальное исследование по изучению действия магнитного поля на проводник с током. § 61 | Модель электродвигателя. | Изучение действия магнитного поля на проводник с током; изучение устройства и принципа действия электрического двигателя. Ознакомление с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя. | |||
58(6) | Повторение. Самостоятельная работа. | Повторение основных положений темы. | Дидактический материал. | Контроль умений, навыков по теме «Электромагнитные явления». |
Световые явления (9часов).
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основной материал | Оборудование, Т.С.О. | Цели, задачи | Требования к уровню подготовки | |
По плану | Факти-чески | ||||||
59(1) | Источники света. Распространение света. | Свет как видимое излучение. Естественные и искусственные источники света. Элементы геометрической оптики. Пучок и луч. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. § 62 | Демонстрации: излучение света различными источниками; Прямолинейное распространение света; получение тени и полутени. | Раскрыть роль света в жизни человека и природы, дать понятие науки оптики, выявить естественные и искусственные источники света. Доказать прямолинейность распространения света. | Учащиеся должны знать, что такое свет; какие существуют источники света; закон прямолинейного распространения света; законы отражения и преломления света; должны знать виды линз; основные точки и линии линзы; фокусное расстояние линзы; характеристики изображений предметов; получаемых с помощью линз. Учащиеся должны уметь описывать и объяснять отражение и преломление света; строить падающий, отраженный, преломленный лучи, стоить изображения предмета в плоском зеркале и в линзе при различных положениях предмета относительно линзы; давать характеристику изображению предмета. В результате изучения темы учащиеся должны иметь представление об оптических приборах, о разложении белого света на цвета. Учащиеся должны уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость угла отражения от угла падения света; угла преломления от угла падения света. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. | ||
60 (2) | Отражение света. Закон отражения света. § 62 | Явления на границе раздела двух сред. Явление отражения света. Законы отражения света. | Демонстрации: наблюдение и описание отражения света, объяснение; экспериментальное исследование: зависимость угла отражения света от угла падения равенство углов при отражении от зеркальной поверхности. | Сформулировать законы отражения света. | |||
61(3) | Плоское зеркало. | Плоское зеркало; изображение предмета в плоском зеркале. Нахождение области видения предмета в плоском зеркале. § 64 | Демонстрация: построение изображения в плоском зеркале. | Научиться строить изображения в плоском зеркале, дать понятие зеркального и диффузного отражения света. | |||
62(4) | Преломление света. | Явление преломления света. Законы преломления света. Абсолютный и относительный показатели преломления. § 65 | Демонстрации: преломление света; Прохождение света через плоскопараллельную пластинку, через стакан с водой. Наблюдение и описание преломления света, объяснение. Экспериментальное исследование: зависимость угла преломления света от угла падения. | Сформулировать законы преломления света. Схематически строить ход луча света при переходе из одной прозрачной среды в другую | |||
63(5) | Линзы. Оптическая сила линзы. | Линзы. Два вида линз. Фокусное расстояние. Ход пучков света через собирающую линзу. Ход Пучков света через рассеивающую линзу. Оптическая сила линзы. § 66 | Выпуклые и вогнутые линзы. | Изучить, что такое линзы, виды линз, элементы, свойства, оптическая сила линз. | |||
64(6) | Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. | Построение изображений в линзах. Ход лучей через глаз человека. Оптические приборы: очки. фотоаппарат, проекционный аппарат. Устройство и принцип действия. § 67 | Карточки. | Выделить опорные лучи для построения в тонких линзах, сформировать первичный навык решения задач по построению в тонких линзах, исследовать зависимость вида изображения от места и взаимного расположения предмета и линзы. | |||
65(7) | Лабораторная работа№10 «Получение изображения при помощи линзы». | Получение изображений предмета при помощи линзы. | Источник тока, лампочка на подставке, ключ, соединительные провода, экран. | Научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы. | |||
66(8) | Решение задач на построение изображений в линзах. | Построение изображений предмета при его различных положениях относительно линзы. Стр.168, правило | Карточки. | Отработка навыков решения задач по теме «Световые явления». | |||
67(9) | Контрольная работа№4 «Световые явления». | Проверка основных знаний по теме. | Дидактический материал. | Контроль умений и навыков по теме «Световые явления». | |||
68 | Повторение темы тепловые явления | ||||||
69 | Повторение темы Электрические явления | ||||||
70 | Повторение темы Электромагнитные явления | ||||||
71 | Повторение темы Световые явления | ||||||
72 | Контрольная работа за год |
.
Используемая литература:
для учителя:
- Методическая газета « Физика»- приложение к « Первому сентября»--- подшивка.
- Примерные программы по физике и астрономии, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. 2004 г.;
3. Сборник нормативных документов. Физика сост.Е.И.Колусева.-Волгоград: Издательство «Учитель», 2006г.
4. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7- 11. сост. В.А.
Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2004.
5. Сборник задач по физике 7-9 класс. А.П.Лукашик. Пособие для общеобразовательных учреждений, 23 издание,
- М.: Просвещение, 2009г.
6. Сборник задач по физике 7-9 класс. К учебникам АВ Перышкина и др. «Физика 7-9 классов»/ АВ Перышкин.
Составитель НВ Филанович. -М.: Издательство «Экзамен», 2010г.
- Учебник А. В. Перышкин, Физика-8 класс,- М.: Дрофа, 2010 год .
8. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от
5.03.2004 г.
9.Интернет ресурсы.
Для учащихся:
1. Учебник А. В. Перышкин, Физика-8 класс,- М.: Дрофа, 2010 год
2. Сборник задач по физике 7-9 класс. К учебникам АВ Перышкина и др. «Физика 7-9 классов»/ АВ Перышкин.
Составитель НВ Филанович. -М.: Издательство «Экзамен», 2010г.
3.. Сборник задач по физике 7-9 класс. А.П.Лукашик. Пособие для общеобразовательных учреждений, 23 издание, - М.:
Просвещение, 2009г.
4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...