Рабочая программа по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования г.Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №281
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ школа №281
_____________Е.С.Вологина
Приказ № _____от _________
Рабочая программа.
Предмет – ФИЗИКА.
Класс -11 класс.
Учитель – Колонтаевская Е.В.
Срок реализации -2014-2015 уч.год.
Количество часов – 102 часа.
Количество часов в неделю – 3час/нед.
«СОГЛАСОВАНО» «РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ»
Председатель МО Зам.директора по УВР
_____________Бондарцева А.Г. __________________Целикина Т.В
Протокол №___от _________2014г. «____»_____________2014г.
МОСКВА, 2014
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании
Физика как наука о более общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания проводится при изучении специального раздела физики «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) образования. Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В программе предусмотрено 6 часов на повторение учебного материала. 5 часов отведены на ознакомление с основными астрономическими понятиями, строение Солнечной системы, что дополняет общую картину строения мира.
Основания к выбору содержания рабочей программы
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и оптимальную последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе:
- Рабочей программы курса физики для общеобразовательных школ Г. Я. Мякишева «Физика», 10 – 11 классы
- Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 107, [5] с.
- Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт. – сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008. – 247 с. – (Образовательный стандарт).
Учебник:
Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – М.: Просвещение, 2006
Цели и задачи рабочей программы
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов6 наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Особенности программы
Программа дает определенные рекомендации:
- по содержанию образования: перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников соответственно по разделам, прописанные в рабочей программе жирным курсивом. Эти рекомендации также отражены в прилагаемом календарно-тематическом планировании в графах «Обязательный минимум содержания» и «Рабочая программа».
- по организации общеобразовательного процесса: в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов по классам, по четвертям; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела. Эти рекомендации также отражены в календарно-тематическом планировании в графах «Сроки»; «Раздел»; «№ урока».
- по уровню сформированности у школьников умений и навыков, указанных в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» основной школы в рамках как инвариантной составляющей, так и рабочей программы, т.е. описание в деятельностной форме необходимого минимума предметного содержания образования и специальных учебных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся. Эти рекомендации по разделам и темам в соответствии с программой отражены в графе «Требования».
- по количеству лабораторных и контрольных работ;
Ожидаемый результат
Ожидаемые результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, внутренняя энергия, коэффициент полезного действия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического применения физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельных поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Содержание обучения
Содержание программы | Количество часов | Лабораторные работы | Контрольные работы |
Электродинамика | 17 | №1 | |
Колебания и волны | 24 | №1 | №2 |
Оптика | 22 | №2 №3 №4 | №3 №4 |
Основы специальной теории относительности | 5 | ||
Квантовая физика | 22 | №5 | |
Строение Вселенной | 5 | ||
Обобщающее повторение | 7 | ||
102 | 4 | 5 |
Перечень обязательных контрольных работ.
№ 1 по теме «Электродинамика»
№ 2 по теме «Механические и электромагнитные колебания»
№ 3 по теме «Геометрическая оптика»
№ 4 по теме «Оптика»
№ 5 по теме «Квантовая и ядерная физика»
Перечень обязательных лабораторных работ.
№ 1 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
№ 2 «Измерение показателя преломления стекла»
№ 3 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
№ 4 «Измерение длины световой волны»
Экспериментальные задания выполняются в виде демонстрационного эксперимента, фронтальной лабораторной работы, экспериментальной задачи и др. в зависимости от наличия оборудования, времени, уровня подготовки учащихся. Экспериментальные задания не подлежат обязательной оценке.
1. Электродинамика (продолжение) (17 ч)
Магнитное поле. Индукция магн.поля. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Электродинамический микрофон. Электромагнитное поле.
2. Колебания и волны (24 ч)
Гармонические колебания. Параметры гармонических колебаний. Динамика колебательного движения. Превращение энергии в гармонических колебаниях. Математический и пружинный маятники. Вынужденные колебания. Резонанс.
Электромагнитные колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Фронтальная лабораторная работа
1. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
3. Оптика (22ч)
Скорость света и методы ее измерения. Закон преломления света. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света.Поляризация света. Линза. Построение изображений в линзе.Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Фронтальная лабораторная работа
2. Измерение показателя преломления стекла.
3. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
4. Основы специальной теории относительности (5 ч)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
5. Квантовая физика (22 ч)
Световые кванты. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Физика атомного ядра. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Закон радиоактивного распада. Деление ядер. Ядерная
энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Элементарные частицы.
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил. Единая физическая картина мира.
Фронтальная лабораторная работа
4. «Измерение длины световой волны»
6. Строение Вселенной (5 ч)
Солнечная система. Система Земля-Луна. Общие сведения о Солнце. Физическая природа звёзд. Наша и другие галактики. Происхождение и эволюция планет, звёзд и галактик.
Обобщающее повторение (7 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата | Коррекция программы | ||
Электродинамика (17 часов) | ||||||||
1/1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнит ной индукции. Линии магнитной индукции. Экспериментальное задание «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | Комбинированный | Знать/уметь объяснять смысл понятий «магн.поле», «магн.силовые линии», правила монтера, буравчика, обхвата. | §1,2 | ||||
2/2 | Модуль вектора магнит ной индукции. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера. Громкоговоритель. | Комбинированный | Знать/уметь объяснять смысл понятий «магн.индукция», «сила Ампера». Применение силы Ампера. | §3-5, упр. 1 (1,2) | ||||
3/3 | Решение задач по теме «Сила Ампера» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Сила Ампера» | Р. № 838, 840 | ||||
4/4 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | Урок изучения нового материала | Знать/уметь объяснять смысл понятия «сила Лоренца». | §6, упр. 1 (3,4) | ||||
5/5 | Решение задач по теме «Сила Лоренца» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Сила Лоренца». | Р. № 848, 850 | ||||
6/6 | Магнитные свойства вещества | Урок изучения нового материала | Понимать сущность магн.свойств веществ, объяснение с точки зрения МКТ, понятий парамагнетики, диамагнетики, ферромагнетики. | §7 | ||||
7/7 | Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Урок изучения нового материала | Понимать смысл явления электромагнитной индукции, закона электромагнитной индукции, магнитного потока. Знать правило Ленца. | § 8-10 | ||||
8/8 | Экспериментальное задание «Изучение явления электромагнитной индукции» Решение задач по теме «Индукционный ток. Правило Ленца" | Урок – практикум. Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь проводить исследования, представлять результаты исследований в виде таблиц; делать выводы | Р. № 914, 916 | ||||
9/9 | Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. | Урок изучения нового материала | Знать/понимать смысл понятия «вихревое эл.поле». | § 11, 12 | ||||
10/10 | Решение задач по теме «Закон электромагнитной индукции» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Закон эл.магн.индукции». | Р. № 923, 924 | ||||
11/11 | ЭДС индукции в движущихся проводниках | Урок изучения нового материала | Знать формулу расчета ЭДС индукции в движущихся проводниках | § 13, 14 | ||||
12/12 | Решение задач по теме «ЭДС индукции в движущихся проводниках» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «ЭДС индукции». | Р. № 928, 929 | ||||
13/13 | Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. | Урок изучения нового материала | Уметь описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать смысл физической величины «индуктивность». | § 15-17 | ||||
14/14 | Решение задач по теме «Индуктивность. Энергия магнитного поля» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Самоиндукция». | Р. № 932, 934, 939 | ||||
15/15 | Решение задач по теме «Сила Ампера, Сила Лоренца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Индуктивность. Энергия магнитного поля» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Сила Ампера, Сила Лоренца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Индуктивность. Энергия магнитного поля». | Р. № 842, 852 | ||||
16/16 | Повторение и обобщение темы «Электродинамика» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач | Р. № 918 | ||||
17/17 | Контрольная работа № 1 по теме «Электродинамика» | Урок контроля и коррекции знаний | Уметь применять полученные знания при решении типовых задач | |||||
Колебания и волны (24 час) | ||||||||
18/1 | Анализ контрольной работы №1 и коррекция ЗУН. Свободные колебания. Динамика колебательного движения. Математический маятник. | Комбинированный | Знать понятия свободные колебания, скорость и ускорение колебательного движения, математический маятник, формулу периода колебаний математического маятника. | § 18, 19, 21, упр. 3 (1, 2) | ||||
19/2 | Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. | Комбинированный | Знать понятия гармонические колебания, их параметры, уравнения гармонических колебаний. Понимать превращение энергий при гармонических колебаний. | § 22-24, упр. 3 (3, 4) | ||||
20/3 | Лабораторная работа № 1 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | Урок – практикум | Уметь проводить исследования, представлять результаты исследований в виде таблиц; делать выводы | Упр. 3 (5, 6) | ||||
21/4 | Вынужденные колебания. Резонанс. Применение резонанса и борьба с ним. | Комбинированный | Знать понятия вынужденные колебания, резонанс. | § 25, 26, упр. 3 (7, 8, 9) | ||||
22/5 | Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | Комбинированный | Понимать смысл физ явлений: свободные электромагнитные колебания. Знать понятие колебательного контура Понимать связь кинематических и электромагнитных величин, описывающих колебательное движение | § 27-29 | ||||
23/6 | Уравнение свободных колебаний | Комбинированный | Знать уравнения свободных колебаний. | § 30, упр. 4 (1, 2, 3) | ||||
24/7 | Решение задач по теме «Свободные электромагнитные колебания». | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Свободные эл.магн.колебания». | Р. № 948, 950, 953 | ||||
25/8 | Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление в цепи переменного тока. | Урок изучения нового материала | Знать/понимать смысл понятий вынужденные колебания, переменный ток. Роль активного сопротивления в цепи переменного тока. | § 31, 32, упр. 4 (4, 5, 6) | ||||
26/9 | Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. | Урок изучения нового материала | Понимать физический смысл возникновения и формулы емкостного и индуктивного сопротивлений. | § 33, 34, Р. №975, 978 | ||||
27/10 | Решение задач по теме «Переменный электрический ток». | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Переменный эл.ток». | Р. № 936, 968, 976, 979 | ||||
28/11 | Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. | Урок изучения нового материала | Знать смысл понятия «резонанс», «автоколебания». | § 35, 36, Р. №967, 971 | ||||
29/12 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | Урок изучения нового материала | Понимать принцип действия генератора переменного тока Знать устройство и принцип действия трансформатора | § 37, 38, упр. 5 (1-4) | ||||
30/13 | Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии. | Урок изучения нового материала | Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии | § 39-41, упр. 5 (5-7) | ||||
31/14 | Решение задач по теме «Механические и электромагнитные колебания» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Мех. и эл.магн.колебания». | Р. № 431, 422, | ||||
32/15 | Повторение и обобщение темы «Механические и электромагнитные колебания» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач | Р. 947, 951 | ||||
33/16 | Контрольная работа № 2 по теме «Механические и электромагнитные колебания» | Урок контроля и коррекции знаний | Уметь применять полученные знания при решении типовых задач | |||||
34/17 | Анализ контрольной работы №2 и коррекция ЗУН. Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. Уравнение бегущей волны. | Комбинированный | Знать/понимать условия возникновения и распространения волн. Знать формулу длины волны. Понимать смысл скорости волны, бегущей волны. | § 42-44, 45 | ||||
35/18 | Волны в среде. Звуковые волны. | Комбинированный | Знать понятие звуковой волны, параметры звука. | § 46, 47, упр. 6 /1-3/ | ||||
36/19 | Что такое электромагнитная волна? Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. | Комбинированный | Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн | § 48, 49, упр. 6 (4, 5) | ||||
37/20 | Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. | Урок изучения нового материала | Описывать и объяснять принципы радиосвязи; знать устройство и принцип действия радиоприемника А.С. Попова | § 51, 52 | ||||
38/21 | Как осуществляется модуляция и детектирование. Свойства электромагнитных волн. | Урок изучения нового материала | Понимать принципы передачи и приема радиоволн. | § 53, 54 | ||||
39/22 | Распространение радиоволн. Радиолокация. | Урок изучения нового материала | Понимать принципы распространения радиоволн. Применение радиолокации. | § 55, 56, упр. 7 (1) | ||||
40/23 | Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | Урок изучения нового материала | Понимать принципы приема и получения телевизионного изображения | § 57, 58, упр. 7 (2, 3) | ||||
41/24 | Повторение и обобщение темы «Механические и электромагнитные волны» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач | |||||
Оптика (22 часов) | ||||||||
42/1 | Два способа передачи воздействий. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | Урок изучения нового материала | Знать способы измерения скорости света, принцип Гюйгенса, законы отражения. | Введение, § 59, 60 упр. 8 (1-4) | ||||
43/2 | Решение задач по теме «Отражение света» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Отражение света». | Р. № 1026, 1028, 1030 | ||||
44/3 | Закон преломления света. Полное отражение. | Комбинированный | Знать законы преломления, смысл «полного отражения». | § 61, 62, упр. 8 (9, 10) | ||||
45/4 | Решение задач по теме «Преломление света» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Преломление света». | Р. № 1038, 1043, 1047 | ||||
46/5 | Лабораторная работа № 2 «Измерение показателя преломления стекла» | Урок – практикум | Уметь проводить исследования, представлять результаты исследований в виде таблиц; делать выводы | Упр. 8 (11-14) | ||||
47/6 | Линза. Построение изображений в линзе. | Комбинированный | Знать смысл понятий линзы, виды линз. Уметь строить изображения в лизах. | § 63, 64, упр. 9 (2-5) | ||||
48/7 | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | Урок изучения нового материала | Знать формулу тонкой линзы, коэффициента увеличения. | § 65, упр. 9 (1, 6, 7) | ||||
49/8 | Лабораторная работа № 3 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Урок – практикум | Уметь проводить исследования, представлять результаты исследований в виде таблиц; делать выводы | Упр. 9 (8-11) | ||||
50/9 | Решение задач по теме «Формула тонкой линзы» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Линзы». | Р. № 1066, 1067, 1070 | ||||
51/10 | Повторение и обобщение темы «Геометрическая оптика» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач | Р. № 1051, 1047 | ||||
52/11 | Контрольная работа № 3 по теме «Геометрическая оптика» | Урок контроля и коррекции знаний | Уметь применять полученные знания при решении типовых задач | |||||
53/12 | Анализ контрольной работы №3 и коррекция ЗУН. Дисперсия света | Комбинированный | Знать/понимать смысл явления дисперсии света. | § 66 | ||||
54/13 | Интерференция механических волн. Интерференция света. Применение интерференции. | Урок изучения нового материала | Знать/понимать смысл явления интерференции света, применение интерференции. | § 67-69, упр. 10 (1, 2) | ||||
55/14 | Дифракция механических волн. Дифракция света. | Урок изучения нового материала | Знать/понимать смысл явления дифракции света. | § 70, 71, упр. 10 (3) | ||||
56/15 | Дифракционная решетка. Решение задач по теме «Дифракция света. Дифракционная решетка» | Комбинированный | Знать формулу дифракционной решетки и уметь ее применять. | § 72, Р. № 1101, 1103 | ||||
57/16 | Лабораторная работа № 4 «Измерение длины световой волны» | Урок – практикум | Уметь проводить исследования, представлять результаты исследований в виде таблиц; делать выводы | Р. № 1091, 1098 | ||||
58/17 | Поперечность световых волн. Поляризация света. | Урок изучения нового материала | Знать/понимать смысл явления поляризации света. | § 73, 74, Р. № 1104, 1105 | ||||
59/18 | Контрольная работа № 4 по теме «Оптика» | Урок контроля и коррекции знаний | Уметь применять полученные знания при решении типовых задач | |||||
60/19 | Анализ контрольной работы №4 и коррекция ЗУН. Виды излучений. Источники света. | Комбинированный | Знать источники излучений, виды излучений, понятия «тепловое излучение», «люминесценция». | § 81 | ||||
61/20 | Виды спектров. Экспериментальное задание «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров» | Комбинированный | Знать смысл понятий «спектр», виды спектров. | § 82, 83 | ||||
62/21 | Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения | Урок изучения нового материала | Знать понятие спектрального анализа, его преимущества, применение. Источники и применение инфракрасного и ультрафиолетового излучений. | § 84, 85 | ||||
63/22 | Рентгеновские лучи. Повторение и обобщение темы «Шкала электромагнитных волн» | Комбинированный | Источники и применение рентгеновского излучений. Уметь применять полученные знания при решении качественных задач. | § 86 | ||||
Основы специальной теории относительности (5 часов) | ||||||||
64/1 | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. | Урок изучения нового материала | Знать постулаты теории относительности Эйнштейна | § 75, 76 | ||||
65/2 | Относительность одновременности. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности. | Урок изучения нового материала | Понимать относительность одновременности, основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности. | § 77, 78, упр. 11 (1) | ||||
66/3 | Решение задач по теме «Основные следствия из постулатов теории относительности» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь применять полученные знания при решении задач. | Р. № 1109, 1111 | ||||
67/4 | Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией | Урок изучения нового материала | Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы тела от его скорости. Знать закон взаимодействия массы и энергии, понятие «энергия покоя» | § 79, 80, упр. 11 (2-4) | ||||
68/5 | Повторение и обобщение темы «Элементы теории относительности» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач | Р. № 1093, 1112, 1124 | ||||
Квантовая физика (22 часа) | ||||||||
69/1 | Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | Урок изучения нового материала | Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между теорией и опытом | § 88, 89, упр. 12 (1, 2) | ||||
70/2 | Фотоны. Применение Фотоэффекта. | Урок изучения нового материала | Знать величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс). Знать устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Приводить примеры применения фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества в природе и технике | § 90, 91, упр. 12 (3, 4) | ||||
71/3 | Решение задач по теме «Фотоэффект. Теория фотоэффекта» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Фотоэффект». | Р. № 1141, 1143, 1153 | ||||
72/4 | Давление света. Химическое действие света. Фотография. | Урок изучения нового материала | Знать понятие: давление света; химическое действие света | § 92, 93, упр. 12 (5, 6) № 1156 | ||||
73/5 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | Комбинированный | Понимать смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду | § 94 | ||||
74/6 | Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. | Урок изучения нового материала | Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами | § 95, 96, упр. 13 (1-3) | ||||
75/7 | Лазеры. Решение задач по теме «Квантовая физика» | Комбинированный | Иметь преставление о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения. Приводить примеры применения лазера в технике, науке | § 97, Р. № 1173, 1175, 1182 | ||||
76/8 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | Урок изучения нового материала | Знать методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | § 98 | ||||
77/9 | Открытие радиоактивности. α-, β-, γ-излучения. | Комбинированный | Описывать и объяснять физические явления: радиоактивность; альфа-, бета- и гамма-излучений | § 99, 100 | ||||
78/10 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | Комбинированный | Знать формулировку закона радиоактивного распада | § 101, 102, упр. 14 (1-3) | ||||
79/11 | Решение задач по теме «Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада». | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада». | Р. № 1199, 1198, 1203 | ||||
80/12 | Изотопы. Открытие нейтрона. | Урок изучения нового материала | Знать понятие «изотопа», историю открытия нейтрона. | § 103, 104 | ||||
81/13 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | Комбинированный | Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов Понимать смысл понятий: энергия связи ядра, дефект масс. | § 105, 106, упр. 14 (4, 5) | ||||
82/14 | Решение задач по теме «Энергия связи атомных ядер» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Энергия связи атомных ядер». | Р. № 1208 (4-6), 1211, 1215 | ||||
83/15 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. | Урок изучения нового материала | Объяснять деление ядра урана. | § 107, 108 | ||||
84/16 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | Урок изучения нового материала | Объяснять цепную реакцию. Устройство ядерного реактора. | § !09, 110, упр. 14 (6, 7) | ||||
85/17 | Решение задач по теме «Энергетический выход ядерных реакций». Термоядерные реакции. | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь решать расчетные и качественные задачи по теме «Энергетический выход ядерных реакций». | § 111, Р. № 1220, 1224, 1228 | ||||
86/18 | Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. | Урок изучения нового материала | Приводить примеры использования ядерной энергии в технике. | § 112, 113 | ||||
87/19 | Биологическое действие радиоактивных изотопов. | Урок изучения нового материала | Объяснять влияние радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. | § 114, № 1233 | ||||
88/20 | Элементарные частицы. | Урок изучения нового материала | Знать классификацию элементарных частиц, фундаментальные взаимодействия. | § 115, 116 | ||||
89/21 | Повторение и обобщение темы «Ядерная физика» | Урок комплексного применения знаний и умений | Уметь применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач | Р. № 1209, 1232 | ||||
90/22 | Контрольная работа № 5 по теме «Квантовая и ядерная физика» | Урок контроля и коррекции знаний | Уметь применять полученные знания при решении типовых задач | |||||
Строение Солнечной системы (5 часов). | ||||||||
91/1 | Анализ контрольной работы №5 и коррекция ЗУН. Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция. | Комбинированный | Понимать развитие представлений о строении мира. Роль физики в НТР. | § 117, 118 | ||||
92/2 | Строение солнечной системы. Солнце и планеты. | Комбинированный | Знать строение Солнечной системы. Описывать движение небесных тел Знать смыл понятий: звезда, планета Описывать Солнце, как источник жизни на Земле Знать источники энергии и процессы, протекающие на Солнце | |||||
93/3 | Наша Галактика. Методы исследования космоса. | Урок изучения нового материала | Знать понятия: галактика, наша галактика Знать происхождение звезд, законы эволюции звезд и галактик. | |||||
94/4 | Теории образования Вселенной. Большой взрыв. | Урок изучения нового материала | Знать различные теории образования Вселенной, теорию «большого взрыва». | |||||
95/5 | Вклад России в изучение космоса. | Комбинированный | Применять знание законов физики для объяснения природы космических объектов. Знать вклад России в изучение космоса. | |||||
96 - 102 | Повторение. (7 часов) |
Учебники и учебные пособия
Литература для учащихся
- Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс. – М.: «Дрофа», 2007.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 классы. – М.: «Дрофа», 2006.
Литература для учителя
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008
- Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007
- Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: издательство «Глобус», 2008
- Программы общеобразовательный учреждений. Физика. 10-11 классы / В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, С.В. Громов и др. – М.: Просвещение, 2006
- Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс. – М.: «Дрофа», 2007.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 классы. – М.: «Дрофа», 2006.
- Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Задачи по физике для поступающих в ВУЗы.- М.: «Наука», 1995
- Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике.- М., «Высшая школа», 1983
- Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. – М.: «Олимп»,1999
- Николаев В.И., Шипилин А.М. ЕГЭ. Физика. Тематические тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2013
- Орлов В.А. ЕГЭ-2014. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. – М.: «Интеллект-Центр», 2014
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Кабардина С.И. Тесты по физике для классов физико-математического профиля. – М.: «Вербум-М», 2003
- И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн. Физика в таблицах для 7-11 классов. – М.: ООО «ИЛЕКСА», 1998
- Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы: Учеб. пособие для учащихся – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
- Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1982
- Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват.учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. – М.: Просвещение, 1995
Информационные ресурсы
- http://college.ru/physics/ - "Открытая Физика"
- http://www.alleng.ru/ - «Всем, кто учится»
- http://www.openclass.ru/ - «Открытый класс»
- http://vip.km.ru/vschool/ - Кирилл и Мефодий.
- http://www.fizika.ru/index.htm - "Физика.ru"
- http://archive.1september.ru/fiz/ - Физика: еженедельник изд. дома "Первое сентября"
- http://www.infoline.ru/g23/5495/physics.htm - Сайт “Физика в анимациях”
- http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html - "Живая Физика"
- http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/pilogic/ - Активная физика
- http://www.proshkolu.ru/ - «Про школу»
- http://www.teacherjournal.ru/ - Учительский журнал он-лайн
- http://www.uchportal.ru/ - «Учительский портал»
- http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей
- http://pedsovet.su/ - сообщество взаимопомощи учителей
- http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://fiz.do.am/ - «Учителю физики и его ученикам»
- http://fizkaf.narod.ru/ - кафедра физики МИОО
- http://drschool.ru/ - «Другая школа»
- http://interneturok.ru/ - Интернет-урок «Учителя вызывали?», видеоуроки по предметам
- http://physica-vsem.narod.ru/ - «Физика для всех»: сайт Сергея Ловягина
- http://www.catalog.alledu.ru/predmet/phisics/ - Все образование в Интернета.
- http://www.cl.ru//education/lib/index.htm - Электронная библиотека статей по образованию
- http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.
Цифровые образовательные ресурсы
- Открытая физика 2.5 [электрон. ресурс]. – ФИЗИКОН, 2002 (CD-R)
- Боревский Л.Я. Курс физики для школьников и абитуриентов XXI века. В двух частях. [электрон. ресурс]. – 2005 (CD-R)
- Физика 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий, [электрон. ресурс], Дрофа. – 2004
- ИКТ в школе: уроки физики, 10-11 класс. Мультимедийный дидактический материал для учителя. М., ООО «Дистанционные технологии и обучение», 2012
- Открытая физика, ч.I. Интерактивный курс физики. М., Физикон, «Новый диск», 2002
- Открытая физика, ч.II. Интерактивный курс физики. М., Физикон, «Новый диск», 2002
- Физика- 11. Интерактивное приложение к учебно-методическому комплекту для базового уровня.- М.: «Илекса», 2012
- Открытая астрономия. Полный интерактивный курс астрономии.- М.: Физикон, «Новый диск», 2012
Рабочая программа по физике
11 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...