Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_davlenie_tverdyh_tel_zhidkostey_i_gazov.docx | 71.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Тема «Давление в твердых телах, жидкостях и газах»
(урок-исследование)
Подготовила
учитель физики
МБОУ СОШ №2
Цхяева АА
Цели урока:
- обучающая: обеспечить понимание физического смысла давления всеми учениками; выяснить особенности передачи давления в разных средах; продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации;
- развивающая: научить обобщать и систематизировать учебный материал; содействовать развитию мыслительных операций, речи, коммуникативной культуры учащихся;
- воспитательная: прививать умение работать в парах, самостоятельно добывать знания; формировать навыки взаимоконтроля, положительное отношение к учению;
- коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.
Задачи урока:
- Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества;
- Формирование умений давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям;
- Приучать учащихся к аккуратности при записи в тетрадях, к доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование для эксперимента:
- Для исследования давления в твердых телах: пластилин и гвоздь, столик и песок, гирька.
- Для исследования давления в жидкости: воздушный шарик с водой, тюбик зубной пасты.
- Для исследования давления в газах: воздушный шар, мыльные пузыри.
Опорный лист (раздать каждому учащемуся); на столах учащихся рабочий лист для конспекта с пропусками, которые должны быть заполнены по ходу урока.
Агрегатное состояние | Подвижность молекул | Передача давления | Рисунок |
Твёрдое | |||
Жидкое | |||
Газообразное |
Использование элементов педагогических технологий:
- исследовательская деятельность;
- проблемное обучение;
- игровое обучение;
- деятельностный подход.
Незнающие пусть научатся,
а знающие пусть вспомнят еще раз.
Античный афоризм
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Вас я приветствую, друзья!
Сегодня в мир науки с вами,
Постигнув мудрость бытия,
Войдем мы твердыми шагами.
Работа мысли и стремленье к знаньям
Поможет вам понять всю сущность мирозданья.
Очень мудрый человек Г. Лихтенберг сказал: «То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость».
- Организационный момент.
Ребята! Мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая физику. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! А сколько еще неопознанного вокруг. Интерес к учебе возникает тогда, когда человек трудится сам, т.е. происходит:
И – индивидуальная
Н – напряженная
Т – творческая
Е – ежедневная
Р – работа
Е – естественно
С – с юмором
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании мира. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении темы: «Давление в твердых телах, жидкостях и газах». А девиз нашего урока – «Незнающие пусть научатся, а знающие пусть вспомнят еще раз».
- Актуализация знаний.
Давайте вспомним основные физические понятия и явления, но вспоминать мы будем необычно для вас – наоборот, т.е. я вам буду предлагать варианты ответов, а вы сами будете формулировать к ним вопросы. Итак, приготовьтесь. Смотрим на слайд.
Вопрос 1: работа, мощность, давление, энергия.
Вопрос 2: молекула, атом, частица, электрон.
Вопрос 3: паскаль, килограмм, ньютон, квадратный метр.
Вопрос 4: жидкость, твердое тело, газ, вакуум.
Вопрос 5: Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Аристотель, Блез Паскаль.
Мы с вами изучили тему «Изменение агрегатных состояний вещества». Что вы узнали? Учащиеся отвечают (примерно):
- Вещество может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Например: лед, вода и водяной пар.
- Состояние вещества определяются внутренним состоянием вещества, движением и взаимодействием частиц вещества.
- Вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое при изменении их температуры.
- Свойства тел в различных агрегатных состояниях различны.
Ребята, какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (выяснить, как передается давление твердыми телами, жидкостями и газами). И чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем несколько исследований, для этого я вас попросила разделиться на равносильные группы. Ребята объясняют смысл названия своей группы.
«Снежинки» - мы представляем агрегатное состояние вещества – твердое.
«Капельки» - мы представляем агрегатное состояние вещества – жидкое.
«Невидимки» - мы представляем агрегатное состояние вещества – газообразное.
Каждая группа будет выполнять свои исследования. Итак, у вас на партах лежат заготовленные таблицы, которые вы буде заполнять.
- Исследовательская работа в группах.
1 группа: Лист исследования
Исследовать давление в твердых телах.
- Возьмите пластилиновый кубик и гвозди, проделайте несколько отверстий гвоздем в кубике. Пронаблюдайте за движением гвоздя.
- Возьмите воздушный шарик, поместите в него тяжелые твердые предметы. Пронаблюдайте за давлением (куда направлена сила).
- По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в твердых телах.
- Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
- Подготовьте отчет о проделанной работе.
Агрегатное состояние | Подвижность молекул | Передача давления | Рисунок |
Твёрдое |
2 группа: Лист исследования
Исследовать давление в жидкостях.
- Возьмите воздушный шарик, наполненный водой. Попробуйте его сжать в нескольких местах. Пронаблюдайте за движением воды из отверстий в шарике.
- Откройте тюбик с зубной пастой, сделайте сбоку несколько отверстие и выдавите содержимое.
- По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в жидкостях.
- Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
- Подготовьте отчет о проделанной работе.
Агрегатное состояние | Подвижность молекул | Передача давления | Рисунок |
Жидкое |
3 группа: Лист исследования
Исследовать давление в газах.
- Возьмите воздушный шарик, надуйте его. Какой формы получился шарик? Попробуйте его сжать в нескольких местах и отпустить. Получается ли изменить форму?
- Возьмите мыльные пузыри, выдуйте несколько мыльных пузырей. Какой формы получился мыльный пузырь?
- По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в газах. (Почему воздушный шарик и мыльный пузырь всегда принимают сферическую форму?)
- Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
- Подготовьте отчет о проделанной работе.
Агрегатное состояние | Подвижность молекул | Передача давления | Рисунок |
Газообразное |
Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ.
В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.
Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?
Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых тел мы видим, что давление передается по направлению действия силы, а в жидкостях и газах давления передается по всем направлениям одинаково.
Учитель. Молодцы! А вы знаете, что только что сами сформулировали закон Паскаля, который исследовал свойства жидкостей и газов.
- Подведение итогов:
Каждый из вас заполнил таблицу, в которой обобщил свои знания по теме «Давление твердых, газообразных и жидких тел». Учитель показывает на доске аналогичную заполненную таблицу и предлагает учащимся провести самопроверку.
Агрегатное состояние | Подвижность молекул | Передача давления | Рисунок |
Твёрдое | Атомы колеблются около положения равновесия | Давление передается по направлению действия силы (перпендикулярно поверхности) | |
Жидкое | Частицы не расходятся на большие расстояния, скачками меняют свое положение | Давление передается по всем направлениям одинаково |
|
Газообразное | Частицы двигаются по всем направлениям почти не взаимодействуя друг с другом | Давление передается по всем направлениям одинаково |
|
Устали? Давайте немного отдохнем.
- Физминутка
Каждая из групп показывает (используя воздушные шарики) характер расположения и движения частиц, соответствующего своему агрегатному состоянию вещества.
- Рефлексия.
Вот и подходит к концу наше занятие.
- Как вам понравилось сегодня работать в группах?
- Все ли чувствовали себя комфортно?
- Мое настроение на уроке.
Начало урока | Середина урока | Конец урока | |
Плохое | |||
Хорошее | |||
Отличное |
- Заключительное слово учителя.
Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока:"Давление в твердых телах, жидкостях и газах"
В данном конспекте изложен готовый материал урока физики в 7 классе....
урок в 7 классе по теме: Давление в твердых телах, жидкостях и газах
Урок физики с применением ИКТ...
Разработка сценария урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс
Разработка сценария урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс...
Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"
Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"...
Методическая разработка урока по физике "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс
В данной разработке представлен сценарий урока по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" для 7 класса....
Контрольная работа №3 "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"
Контрольная для 7 класса выполнена на 12 вариантов по 6 задание : 1.качественный вопрос 2.перевод единиц давления 3-6.количествееные задачи...
Давление в твердых телах, жидкостях и газах
Урок-исследованиеОбобщение и систематизирование знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов", выяснение , от каких величин и как зависит давление....