урок в 7 классе по теме: Давление в твердых телах, жидкостях и газах
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Гребенщикова Маргарита Александровна

Урок физики с применением ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физика

Открытый урок в 7 классе

Тема урока: «Давление в твердых телах, жидкостях и газах»

       

Цели урока: 

- обучающие: обеспечить понимание физического смысла давления всеми учениками; выяснить особенности передачи давления в разных средах; продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных и количественных задач в знакомой и незнакомой ситуации;

- развивающие: научить обобщать и систематизировать учебный материал; содействовать развитию мыслительных операций, речи, коммуникативной культуры учащихся;

- воспитывающие: прививать умения работать в парах, самостоятельно приобретать знания; формировать навыки взаимоконтроля, положительное отношение к учению;

       Оборудование и оснащение урока:

  - на доске: тема урока, дидактические единицы содержания учебного материала (давление, сила давления, площадь опоры, закон Паскаля, формулы расчета давления твердых и жидких тел, единица давления);

- учебник Пёрышкин А.В. Физика 7 класс

- таблица на доске и в тетрадях учащихся (таблица заполняется в течение урока):

Агрегатное состояние

Подвижность молекул

Передача давления

Рисунок

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

  1. Оборудование для эксперимента:
  1. Для исследования давления в твердых телах: пластилин и гвоздь, столик и песок, гирька.
  2. Для исследования давления в жидкости: воздушный шарик с водой, крем для рук.
  3. Для исследования давления в газах: воздушный шар, мыльные пузыри.

Тип урока: урок-исследование

Класс разделен по группам и микрогруппам. Три группы исследуют давление в твердых телах, жидкостях и газах.

Опросный лист (раздать каждому учащемуся):

 Использование элементов педагогических технологий:
• исследовательской деятельности;
• проблемного обучения;
• игрового обучения;
• деятельностного подхода.

• на столах учащихся рабочий лист для конспекта с пропусками, которые должны быть заполнены по ходу урока
                                                             
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
 

Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории.

2. Актуализация знаний учащихся – фронтальная беседа.

Давайте вспомним основные физические понятия и явления, но вспоминать мы будем необычно для вас -  наоборот, то есть я вам буду предлагать варианты ответов, а вы сами будете формулировать к ним вопросы. Итак, приготовьтесь. Смотрим на слайд.

Вопрос 1: работа, мощность, давление, энергия.

Вопрос 2: молекула, атом, частица, электрон.

Вопрос 3: паскаль, килограмм, ньютон, квадратный метр.

Вопрос 4: жидкость, твердое тело, газ, вакуум.

Вопрос 5: Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Аристотель, Блез Паскаль.

  1. Подготовка к основному этапу.
    Учитель: Итак, немного повторили, а теперь внимание на экран. (Видео).

Что мы увидели в этом видео? (передачу давления в твердых телах и жидких). Почему такой разный результат? А ответим мы на него после ряда исследований в конце урока.

Ребята, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

(выяснить, как передается давление твердым тела, жидкостям и газам)

Откройте тетради и запишите тему урока: Давление в твердых телах, жидкостях и газах.

И чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем несколько исследований, для этого вас просила разделиться по равносильным группам. И каждая группа будет выполнять свои исследования. Итак, у вас на партах лежат заготовочки таблицы, которую вы будете заполнять.

  1. Исследовательская работа в группах(10 мин)

Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ.

В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.

Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?
Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых тел мы видим, что давление передается по направлению действия силы, а в жидкостях и газах давления передается по всем направлениям одинаково.
Учитель. Молодцы! А вы знаете, что только что сами сформулировали закон Паскаля, который исследовал свойства жидкостей и газов. Откройте стр.87 учебника, найдите закон Паскаля и прочтите его. Верно ли мы установили этот закон?


              6. Проверим себя. (вопросы на слайдах)

7. Домашнее задание: творческое: найти интересные факты из биографии Б.Паскаля, из мудрых изречений Паскаля, заинтересовавшее вас, записать в тетрадь примеры проявления закона Паскаля в жизни и природе.

 8. Подведем итоги: Каждый из вас заполнил таблицу, в которой обобщил свои знания по теме «Давление твердых, газообразных и жидких тел». Учитель показывает на доске аналогичную заполненную таблицу и предлагает учащимся провести самопроверку.

Давайте вспомним видео «Галилео». Почему так произошло?

Видите ли вы практическую значимость знаний, приобретенных на уроке?

1 группа: Лист исследования

Исследовать давление в твердых телах.

  1. Возьмите пластилиновый кубик и гвозди, проделайте несколько отверстий гвоздем в кубике. Пронаблюдайте за движением гвоздя.
  2. Возьмите воздушный шарик, поместите в него тяжелые твердые предметы. Пронаблюдайте за давлением (куда направлена сила).
  3. По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в твердых телах.
  4. Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
  5. Подготовьте отчет о проделанной работе.

Агрегатное состояние

Подвижность молекул

Передача давления

Рисунок

Твёрдое

2 группа: Лист исследования

Исследовать давление в жидкостях.

  1. Возьмите воздушный шарик, наполненный водой. Попробуйте его сжать в нескольких местах. Пронаблюдайте за движением воды из отверстий в шарике.
  2. По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в жидкостях.
  3. Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
  4. Подготовьте отчет о проделанной работе.

Агрегатное состояние

Подвижность молекул

Передача давления

Рисунок

Жидкое

3 группа: Лист исследования

Исследовать давление в газах.

  1. Возьмите воздушный шарик, надуйте его. Какой формы получился шарик? Попробуйте его сжать в нескольких местах и отпустить. Получается ли изменить форму?
  2. Возьмите мыльные пузыри, выдуйте несколько мыльных пузырей. Какой формы получился мыльный пузырь?
  3. По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в газах. (Почему воздушный шарик и мыльный пузырь всегда принимают сферическую форму?)
  4. Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
  5. Подготовьте отчет о проделанной работе.

Агрегатное состояние

Подвижность молекул

Передача давления

Рисунок

Газообразное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока:"Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

В данном конспекте изложен готовый материал урока физики в 7 классе....

Лабораторная работа по физике №4 по теме Измерение объемов твердых тел, жидкостей и газов. 7 класс

Цель  работы: научиться измерять объемы твердых тел и жидкостей .Измерительные приборы: линейка, измерительный цилиндр (мензурка),Оборудование:  пробирка с водой, прямоугольный брусок, сосуд...

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс...

Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"...

Физическая викторина на тему «Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах»

Физическая викторина на тему«Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах»Класс необходимо разделить на 4 команды (5-8 человек). Смысл игры состоит в том, что ученики совместно в команде вы...

Контрольная работа №3 "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

Контрольная для 7 класса выполнена на 12 вариантов по 6 задание : 1.качественный вопрос 2.перевод единиц давления 3-6.количествееные задачи...

Давление в твердых телах, жидкостях и газах

Урок-исследованиеОбобщение  и систематизирование знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов", выяснение , от каких величин и как зависит давление....